Рефераты. Бюджетный дефицит и проблема государственного долга

Внешнее долговое финансирование бюджетного дефицита связано с продажей государственных ценных бумаг правительствам, субъектам хозяйствования, населению других стран. Оно возможно в том случае, если данные облигации приносят большой доход, чем ценные бумаги других стран, т. е. уровень внутренних процентных ставок выше среднемирового. Установление таких ставок может быть результатом сознательных действий центрального банка страны.[3]

Долговое финансирование ведет к росту расходов государства на выплату процентов по ценным бумагам. В связи с этим  различают общий дефицит бюджета и первичный. Общий дефицит равен  сумме первичного дефицита и процентных выплат. Первичный – разности между всеми расходами государства (за минусом процентных выплат) и его доходами.[3]

Третий способ покрытия бюджетного дефицита – денежное финансирование (монетаризация бюджетного дефицита). Прямая эмиссия денег центральным банком почти не используется. Монетаризация дефицита  осуществляется в основном  путем выдачи  центральным банком кредитов правительству для покрытия бюджетного дефицита, что также ведет к инфляции. Если уровень инфляции в стране возрастает, то может возникнуть «эффект Танзи»: сознательная отсрочка уплаты налогов налогоплательщикам, что характерно для стран с переходной экономикой. В результате откладывания уплаты налогов  происходит обесценивание денег, что экономически выгодно для налогоплательщика, но ведет к возрастанию бюджетного дефицита.[3]

Правительства прибегают к монетаризации дефицита в развивающихся странах, в переходных экономиках в связи с отсутствием внешних источников финансирования дефицита, напряженностью на рынке ссудного капитала, что ограничивает возможности внутреннего долгового финансирования.[3]

Источником покрытия бюджетного дефицита могут быть внешние займы. Если они будут использованы для структурной перестройки экономики, ее модернизации, то такой бюджетный дефицит будет способствовать развитию производства. Однако в странах с переходной экономикой полученные средства часто идут на финансирование возросших расходов по управлению, на содержание правоохранительных органов, выплату трансфертов, что снижает эффективность внешних займов. Они могут быть неэффективными и в том случае, если проценты по ним велики или краткосрочные займы используются для финансирования долгосрочных проектов. [3]

В странах с переходной экономикой для финансирования  бюджетного дефицита используется и такой способ, как отсрочка платежей правительства, местных органов власти за товары и услуги. Если отсрочка платежей касается госпредприятий, бюджетной сферы, то накопившиеся долги правительство, как правило, оплачивает в конце концов ценными бумагами. Если же она используется в отношении частного сектора, то в дальнейшем предприятия начнут закладывать эту отсрочку в цены, что стимулирует инфляцию.[3]

Все же большинство экономистов считают, и мировая практика подтверждает, что существуют определенные пределы бюджетных дефицитов, нарушение которых может отрицательно сказаться на развитии национальной экономики. Финансовое положение страны считается нормальным, если бюджетный дефицит не превышает 2-3 % от валового внутреннего продукта, 8-10% расходной части бюджета. Для покрытия бюджетного дефицита могут быть использованы и средства. Полученные от приватизации государственной собственности.[5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Анализ бюджетного дефицита и методы его покрытия в Республике Беларусь

2.1 Анализ структуры государственного бюджета Республики Беларусь за 2000-2003 года

Согласно Конституции Республики Беларусь (ст. 133), «бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский и местный бюджеты. Доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений. Общегосударственные расходы осуществляются за счет республиканского бюджета в соответствии с его расходной частью. В соответствии с законом в Республике Беларусь могут создаваться внебюджетные фонды. [6]

В мае 1998 г. был принят Закон Республики Беларусь «О бюджетной классификации Республики Беларусь». С середины 1998 г. вступила в силу новая редакция Закона Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах», которая обеспечивала необходимую для соответствующего анализа республиканскую и международную сопоставимость показателей бюджетов всех уровней и включала классификации:

•    доходов;

•    расходов, в том числе функциональную, экономическую (предметную) и ведомственную классификации расходов;

•    источников внутреннего финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов;

•    источников внешнего финансирования дефицита республиканского бюджета;

•    видов  внутреннего государственного долга Республики Беларусь;

•    видов внешнего государственного долга Республики Беларусь.[6]

Законом устанавливалось, что бюджетная классификация (систематизированная группировка статей доходов, источников финансирования дефицитов) является единой для республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций.[6]

Классификация доходов включает три крупные категории (текущие, капитальные и безвозмездные) с последующим их делением на группы и виды и основывается на актах законодательства Республики Беларусь (включая налоговое), определяющих источники их формирования.[6]

В Законе о бюджете Республики Беларусь на 2004 г. доходы, как и ранее, подразделялись на группы:

•   текущие;

•   капитальные;

•   свободных экономических зон;

•   государственных целевых бюджетных фондов.

Кроме того, в доходы бюджета на 2004 г. были включены доходы Фонда социальной защиты населения.[6]

С позиций экономической классификации государственные ресурсы распределяются в последние годы следующим образом:

•    основная часть направляется на текущие расходы в форме закупки товаров и оплаты услуг - более 50 %, из них около 65-70 % расходуется на выплату заработной платы рабочим и служащим бюджетных организаций, оплату их командировок и служебных разъездов, оплату транспортных и коммунальных услуг для бюджетной сферы, приобретение предметов снабжения и расходных материалов;

•    субсидии и текущие трансферты занимают примерно 20 - 22 % всех государственных расходов, из них около 7 % приходится на трансферты населению, остальное - субсидии и текущие трансферты местным бюджетам и за границу;

•    доля капитальных расходов составляет немногим более 20 %, из них подавляющая часть идет на капитальные вложения, доля капитальных трансфертов составляет менее 2 %;

•    примерно 5-б % приходится на платежи за использование заемных средств на финансирование бюджетного дефицита и расходы по предоставлению кредитов за вычетом погашения.[6]

Бюджетное устройство в Республике Беларусь основывается на принципах единства бюджетной системы, полноты, реаль­ности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему, и определяется административно-территориальным делением. В бюджетную систему как са­мостоятельные части включаются республиканский и местные бюджеты. Консолидированный бюджет Республики Беларусь (бюджет республики) составляют бюджеты шести областей, г. Минска и республиканский бюджет (Приложение 1).[6]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.