Рефераты. Аудит дочерних обществ и организаций

Аудит может быть инициативным (добровольным), когда он проводится по решению руководства предприятия (организа­ций) (или ее учредителей), или обязательным, если его прове­дение обусловлено прямым указанием в Федеральном законе.

Основная цель инициативного аудита — выявить недостат­ки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, в налогообложении, провести анализ финансового состоя­ния хо­зяйствующего объекта и помочь ему в организации учета и от­четности.

Обязательный аудит в нашей стране проводится в соответ­ствии с Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. № 1355. С 1994 г. подлежат обязательной проверке:

· экономические субъекты, имеющие организационно-правовую форму открытого ак­ционерного общества, независи­мо от числа их участников (акционеров) и размера уставного капитала;

· банки и другие кредитные учреждения;

· страховые организации и общества взаимного страхования;

· товарные и фондовые биржи;

· инвестиционные институты (инвестиционные и чековые инвестиционные фонды, холдинговые компании);

· внебюджетные фонды, источниками образования средств которых являются преду­смотренные законодательством РФ обязательные отчисления, производимые юридическими и фи­зическими лицами;

· благотворительные и иные (инвестиционные) фонды, ис­точниками образования средств которых являются доброволь­ные отчисления юридических и физических лиц;

· экономические субъекты, если в их уставном капитале имеется доля, принадлежащая иностранным инвесторам.

Начиная с бухгалтерского отчета за 1995 г. обязательной ау­диторской проверке подле­жат экономические субъекты (за ис­ключением находящихся полностью в государственной или му­ниципальной собственности) при наличии хотя бы одного из следующих финансовых показателей их деятельности:

· объема выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год, превышающего в 500 тыс. раз установленный законода­тельством РФ минимальный размер оплаты труда;

· суммы активов баланса, превышающей на конец отчет­ного года в 200 тыс. раз уста­новленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда.

Согласно Федеральному Закону РФ № 129-фз от 21 ноября 1996 г. эти объекты подле­жат обязательному аудиту тогда, когда на это имеются указание в Федеральных законах.

 

1.2  Правовые основы аудита

Становление аудита в России началось в конце 80-х начале 90-х годов. За этот период принят ряд нормативных докумен­тов по правовому регулированию аудиторской деятельности. К основным нормативным документам относятся:

1.    Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263 "Об ауди­торской деятельности в Российской Федерации".

2.    Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации. Утверждены Указом Президента Российской Федера­ции от 22 декабря 1993 г. № 2263.

3.    Положение о Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. Утверждено Распоряжением Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. № 54-РП.

4.    Положение о Консультативном совете при Комиссии по ау­диторской деятельности при Президенте Российской Федерации. Утверждено решением Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации от 1 июня 1994 г.

5.    Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. № 482 "Об утверждении нормативных документов по регули­рованию аудиторской деятельности в Российской Федерации".

6.    Порядок проведения аттестации на право осуществления ау­диторской деятельности. Утвержден Постановлением Правитель­ства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. № 482.

7.    Порядок выдачи лицензий на осуществление аудиторской деятельности. Утвержден Постановлением Правительства Россий­ской Федерации от 6 мая 1994 г. № 482.

8.    Порядок проведения квалификационных экзаменов на право осуществления аудиторской деятельности. Утвержден Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссией Минфина России 5 июня 1994 г.

9.    О создании Центральной аттестационно-пицензионной ауди­торской комиссии Центрального банка Российской Федерации. Приказ Центрального банка Российской Федерации от 15 июня 1994 г. № 02—102.

10.    Об основных критериях (системе показателей) деятельно­сти экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной ауди­торской проверке. Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 г.№ 1355 (в ред. Поста­новления Правительства РФ от 25.04.95 г. № 408).

11.    Порядок составления аудиторского заключения о бухгал­терской отчетности (Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ, Протокол 1 от 9 февраля 1996 г.)

12.    О сроках проведения мероприятий по регулированию ауди­торской деятельности в Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 5 января 1995 г. №15)

Из приведенных нормативных документов видно, что в них сосредоточены норматив­ные положения как по организации аудиторской деятельности в России (см. п. 1, 2, 10, 11, 12), так и по проверке квалификации аудиторов (п. 4, 6, 8, 9) и лицен­зировании фирм, занимающихся аудитом (п. 7).

Базовым нормативным документом являются "Временные правила ауди­торской деятель­ности в РФ".

В развитие этого документа в последующие два года было издано несколько постанов­лений, регламентирующих различ­ные аспекты аудиторской деятельности в России.

Временные правила аудиторской деятельности в РФ опре­деляют правовые основы осу­ществления в РФ аудиторской дея­тельности как независимого вневедомственного финансо­вого контроля. Определена сфера аудита — проверка деятельности экономических субъек­тов, а также его цели.

Временные правила вводят, помимо добровольной (инициативной)  аудиторской проверки, понятие проверки обязательной. В соответствии с этими правилами аудиторской деятельно­стью имеют право заниматься физические лица — аудиторы и юридические лица — аудиторские фирмы. Временными правилами определены виды работ, входящие в со­став аудиторской деятельности, права и обязанности аудиторских фирм и их взаимодействие с заказчиками. Приведены правила оформления результатов аудиторской проверки, отчета и аудиторского заключения. Временные правила определяют процедуру аттестации на право быть специалистом-аудитором и процедуру лицензирова­ния — на право аудиторской деятельности.

Во Временных правилах определен порядок выдачи лицен­зий, а также порядок их аннулирования. Предусмотрены серь­езные санкции для аудиторов и аудиторских фирм, до­пускаю­щих ошибки, просчеты, небрежность в работе.

На основе выше рассмотренных нормативных документов можно сделать вывод, что в России система аудиторской деятельности включает три основных уровня:

Первый уровень - Закон об аудите (аудиторской деятельности). До принятия закона  аудиторская деятельность регулируется Временными правилами.

Второй уровень - представлен стандартами (правилами). Стандарты аудита, разрабаты­ваемые в России, подразделяются на четыре вида: общесистемные; организационно-технологические; стандарты отчетности; специфические стандарты отдельных видов аудита (банковского, страхового).

Третий уровень - документы, регулирующие аудиторскую деятельность и носящие вспомогательных характер. основная их цель - помощь в реализации требований правил (стандартов).

 

1.3 Стандарты аудита

 

Аудиторские стандарты — это единые базовые принципы, которым должны следовать все аудиторы (аудиторские фирмы) в процессе своей профессиональной деятельности.

Соблюдение аудиторских стандартов в процессе осуществления аудиторской деятельности гарантирует определенный уровень качества аудита и надежности его результатов.

Аудиторские стандарты являются также основанием в суде для доказательства качества проведения аудита и в зависимости от того, насколько отступил аудитор от стандарта, определяется мера ответственности аудитора. Аудитор, допустивший в своей практике отступление от какого-либо стандарта, должен быть готов объяснить причину этого.

Значение аудиторских стандартов состоит в том, что они:

· при их соблюдении обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;

· содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;

· определяют действия аудитора в конкретных ситуациях.

Все стандарты имеют одинаковую структуру построения и содержат следующие разделы:

1.Общие положения;

2.Основные понятия и определения, используемые в стан­дарте;

3.Сущность стандарта;

4.Практические приложения.

В разделе "Общие положения" отражаются:

· цель и необходимость разработки данного стандарта;

· объект стандартизации;

· сфера применения стандарта;

· взаимосвязь с другими стандартами.

В разделе "Основные понятия и определения используемые содержатся основные термины и их краткая характеристика.

В разделе "Сущность стандарта" формулируется проблема, требующая описания, проводится ее анализ и приводятся методы решения.

Стандарт, так же как и другие нормативные документы, должен содержать такие непременные реквизиты, как номер стандарта; дата ввода в действие; цель разработки; сфера при­менения стандарта; анализ проблемы; возможные процедуры решения проблемы.

Помимо аудиторских стандартов, являющихся нормативными документами и обязательными для применения, в аудиторских фирмах могут разрабатываться и собственные, внутрифирменные аудиторские стандарты.

Разработкой профессиональных требований на междуна­родном уровне занимается несколько организаций. К их числу относятся Международная федерация бухгалтеров (IFАС), созданная в 1977 г. В рамках этой организации аудиторскими стандартами занимается Международный комитет по аудиторской практике (IАРС), действующий на правах постоянного автономного комитета.

Аудиторские стандарты включают в себя четыре основных вида:

1. Общие стандарты аудита;

2. Рабочие стандарты аудита:

3. Стандарты отчетности;

4.  Специфические стандарты, используемые для аудита в отдельных областях деятельности.

 Приведем перечень разработанных и принятых российских правил (стандартов), а также разработанных, но еще не принятых  проектов стандартов аудита:


1. Общие правила (стандарты).

1.1. Основные принципы аудита (проект).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.