Аналогичным образом определяется доходность инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от инвестиционной деятельности (Пид) относится к сумме инвестиционных затрат (ИЗ):
РI =
ИЗ
Рентабельность продаж (оборота) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг до выплаты процентов и налогов на сумму полученной выручки (Врп). Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Этот показатель рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.
Rоб =
Врп
Рентабельность совокупного капитала исчисляется отношением брутто-прибыли до выплаты процентов и налогов (БП) к среднегодовой стоимости всего совокупного капитала (KL). [18]
RKL =
KL
Применение данного показателя основано на предположении, что прибыль порождается капиталом и не зависит от стоимости имущества. Оценка капитала предприятия в этом случае прямо зависит от величины чистой прибыли, подтверждая что капитал – это актив, способный приносить прибыль.
Недостатком такого подхода надо считать слишком большую условность оценки капитала и ориентацию больше на будущие доходы, чем не реально полученные. Другим важным недостатком показателя рентабельности совокупного капитала является то, что он искажает представление о финансовых результатах предприятия в условиях инфляции. Он оценивает эффективность экономической деятельности в зависимости от величины прибыли, полученной за отчетный период, но в будущем предприятие может столкнуться с совершенно новой ситуацией.[19]
Рентабельность (доходность) операционного капитала исчисляется отношением прибыли от операционной деятельности до выплаты процентов и налогов (Под) к среднегодовой сумме операционного капитала (ОК). Он характеризует доходность капитала, задействованного в операционном процессе:
Rок =
ОК
Уровень рентабельности продукции (коэффициент окупаемости затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.
Факторная модель этого показателя имеет следующий вид:
.
=
Rp =
Зрп f(VРПобщ, УДi. Ci)
(1.1)
Расчет влияния факторов первого уровня на изменение рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные табл. 2 и 3:
· 100 = 22,8%.
R0 =
З0 (при VРПобщ0, УД0, С0) 67937
Rусл1 =
· 100 = 22,8%;
Зусл1 (при VРПобщ1, УД0, С0) 67937 · 0,9
· 100 = 23,6%;
Rусл2 =
Зусл2 (при VРПобщ1, УД1, С0) 65534
Rусл3 =
· 100 = 48,2%;
· 100 = 23,7%;
R1 =
З1 (при VРПобщ1, УД1, С1) 78523
ΔRобщ = R1 – R0 = 23,7 – 22,8 = +0,9%;
ΔRvрп = Rусл1 – R0 = 22,8 – 22,8 = 0;
ΔRуд = Rусл2 - Rусл1 = 23,6 – 22,8 = +0,8%;
ΔRц = Rусл3 – Rусл2 = 48,2 – 23,6 = +24,6%;
ΔRс = R1 – Rусл3 = 23,7 – 48,2 = -24,5%.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что уровень рентабельности повысился в связи с увеличением уровня цен и удельного веса более доходных видов продукции в общем объеме продаж. Рост себестоимости реализованной продукции на 12989 тыс. руб. вызвал снижение уровня рентабельности на 24,5%.
Таблица 2
Исходные данные для факторного анализа рентабельности, тыс. руб.
Показатель
Базовый период
Данные базового периода, пересчитанные на объем продаж отчетного периода
Отчетный период
Выручка (нетто) от реализации продукции, товаров, услуг (В)
∑(VРПi0 · Цi0) = 83414
∑(VРПi1 · Цi0) = 81032
∑(VРПi1 · Цi1) = 97120
Полная себестоимость реализованной продукции (З)
∑(VРПi0 · Сi0) = 67937
∑(VРПi1 · Сi0) = 65534
∑(VРПi1 · Сi1) = 78523
Прибыль (П)
15477
15498
18597
Таблица 3
Расчет влияния факторов первого уровня на изменение рентабельности в целом по предприятию.
Показатели прибыли
Факторы
Порядок расчета
Прибыль, тыс. руб.
Объем продаж
Структура продаж
Цены
Себестоимость
П0
t0
В0 – З0
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15