Ликвидность характеризует способность предприятия выполнять свои краткосрочные (текущие) обязательства за счет своих текущих (оборотных) активов. Предприятие считается ликвидным, если его текущие активы превышают текущие обязательства:
Текущие активы > Текущие обязательства.
Необходимым условием ликвидности является положительная величина чистого оборотного капитала — суммы превышения оборотных активов над краткосрочными обязательствами (пассивами). Ориентировочно она должна превышать '/2 суммы текущих активов. На практике используются следующие коэффициенты:
1. Коэффициент общей ликвидности — это отношение текущих активов к текущим обязательствам:
Текущие активы / Текущие обязательства.
Коэффициент, иначе называемый коэффициентом текущей ликвидности, показывает, в какой степени текущие обязательства, иначе называемые краткосрочными пассивами, покрываются текущими, или оборотными, активами. Он показывает, сколько денежных единиц текущих активов приходится на одну денежную единицу текущих обязательств. Низкий уровень ликвидности может свидетельствовать о затруднениях в сбыте продукции, о плохой организации снабжения и других проблемах предприятия.
Коэффициент, равный 3,0 и более, означает высокую степень ликвидности и благоприятные условия для кредиторов и инвесторов. Вместе с тем это может означать, что предприятие имеет больше средств, чем может эффективно использовать, что влечет за собой ухудшение эффективности использования всех видов активов. Коэффициент, равный 2,0, теоретически считается нормальным, однако для различных отраслей он может колебаться от 1,2 до 2,5.
2, Коэффициент срочной ликвидности — это отношение легкореализуемых ликвидных активов к текущим обязательствам:
(Текущие активы — Материальные запасы) / Текущие обязательства.
Этот коэффициент иногда называют быстрым, он определяет способность предприятия выполнять свои текущие обязательства за счет быстрой продажи ликвидных активов. При равном показателе общей ликвидности у двух предприятий финансовое положение предпочтительней будет у того из них, кто имеет более высокую долю денежных средств и ценных бумаг в текущих активах. Предпочтительной считают величину коэффициента равную 1,0, допустимой — величину 0,7— 1,0. На практике во многих отраслях он значительно ниже, поэтому его следует сравнивать с отраслевыми нормами.
Высокое значение коэффициента срочной ликвидности является показателем низкого финансового риска и хороших возможностей для привлечения дополнительных средств со стороны. Некоторые аналитики для измерения данного коэффициента предпочитают использовать следующую формулу:
(Денежные средства + Ценные бумаги) / Текущие обязательства.
Первая формула представляет больший интерес для банков и других кредитных учреждений, вторая — для поставщиков данного предприятия.
3. Коэффициент абсолютной ликвидности — это отношение абсолютно ликвидных активов к краткосрочным обязательствам:
Денежные средства / Текущие обязательства.
Этот коэффициент характеризует способность предприятия выполнить свои текущие обязательства из абсолютно ликвидных активов, показывает ту часть текущих обязательств, которая может быть немедленно погашена. Теоретически нормальное значение составляет 0,2— 0,3.
4. Отношение товарных запасов к текущим активам.
Товарные запасы / Текущие активы.
Показывает долю товарных запасов в текущих активах, удельный вес их наименее ликвидной части.
5. Коэффициент амортизации — это отношение суммы накопленной амортизации к первоначальной сумме долгосрочных активов:
Амортизация / Долгосрочные активы.
Коэффициент показывает долю долгосрочных активов, уже превратившихся в ликвидную форму.
Платежеспособность — это способность предприятия выполнять свои внешние краткосрочные и долгосрочные обязательства за счет активов. С помощью этих показателей оценивают финансовый риск, вероятность банкротства. Предприятие считается платежеспособным, если его общие активы превышают его внешние обязательства:
Общие активы > Внешние обязательства.
Таким образом, чем больше общие активы превышают внешние обязательства, тем выше степень платежеспособности.
Для измерения платежеспособности используют ряд показателей.
1. Коэффициент общей платежеспособности, или коэффициент автономии, — отношение собственного капитала к итогу баланса;
Собственный капитал / Итог баланса.
Этот показатель отражает долю собственных средств в пассивах предприятия и представляет интерес как для собственников, так и для кредиторов. Считается, что доля собственных средств в пассивах должна превышать долю заемных средств. Высокий коэффициент автономии сокращает финансовый риск и дает возможность привлекать дополнительные средства со стороны. Но слишком большая величина может свидетельствовать и о неумении привлекать кредитные ресурсы. Изменения коэффициента могут свидетельствовать о расширении или сокращении деятельности предприятия. Предпочтительная величина коэффициента для промышленности — 0,5, или 50% и более.
2. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств — отношение собственных средств к внешним обязательствам:
Собственный капитал / Внешние обязательства.
Некоторые теоретики нормальным считают величину коэффициента, равную 2,0, при которой 33% финансирования осуществляется из заемных средств. На практике для промышленности достаточна величина, равная 1,0.
3. Отношение собственных средств к долгосрочным обязательствам:
Собственный капитал / Долгосрочные обязательства.
Приведенные коэффициенты платежеспособности объединяют в группу показателей самофинансирования. Напомним, что источники самофинансирования предприятия — нераспределенная прибыль и амортизация.
4. Коэффициент уровня возврата долгосрочных обязательств — это отношение операционной прибыли (прибыли от основной деятельности) к сумме выплачиваемых за год процентов:
Операционная прибыль / Выплачиваемые проценты.
В основу исчисления этого коэффициента положено предположение о том, что операционная прибыль, т.е. доход от реализации за вычетом переменных и постоянных, издержек до оплаты процентов и налогов, может служить основным источником оплаты долгов. Чем больше значение коэффициента, тем более платежеспособно предприятие.
5. Коэффициент маневренности — отношение разности между собственными средствами и долгосрочными активами к величине собственных средств:
(Собственный капитал — Долгосрочные активы) : Собственный капитал.
Коэффициент маневренности показывает, какая доля собственных средств находится в мобильной форме, которая позволяет свободно манипулировать ими, увеличивая закупки, изменяя номенклатуру продукции. Высокая величина коэффициента ослабляет опасность, связанную с быстро устаревающими машинами и оборудованием. Считают, что оптимальная величина этого показателя может приближаться к 0,5 (50%).
6. Доля собственных средств в долгосрочных активах — отношение долгосрочных активов к собственному капиталу:
Долгосрочные активы / Собственный капитал.
Коэффициент показывает, какая часть собственных средств направлена на финансирование долгосрочных активов.
7. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами — отношение разности между собственными средствами и долгосрочными активами к оборотным активам:
(Собственный капитал — Долгосрочные активы) : Оборотные активы.
Этот коэффициент служит для измерения степени обеспеченности собственными оборотными средствами. Для промышленности предпочтительна величина не менее 0,1 (10%).
8. Коэффициент обеспеченности товарных запасов собственными средствами — отношение разности между собственными средствами и долгосрочными активами к товарным запасам:
Собственный капитал — Долгосрочные активы) : Товарные запасы.
Этот коэффициент служит для измерения степени обеспеченности товарных запасов собственными средствами. Предпочтительная величина — 0,6-0,8.
Коэффициенты прибыльности и рентабельности могут быть объединены в следующие группы: I) показатели прибыльности продаж, исчисляемые как отношение соответствующих видов прибыли к объему реализованной продукции; 2) показатели рентабельности активов, исчисляемые как отношение соответствующих видов прибыли к той или иной группе активов; 3) показатели рентабельности финансовых источников капитала, определяемые как отношение соответствующих видов прибыли к той или иной группе обязательств.
К первой группе относятся следующие показатели.
1. Коэффициент валовой прибыли, или, по немецкой терминологии, коэффициент покрытия. Это отношение разности между объемом продаж товаров и услуг и их стоимостью, равной прямым переменным издержкам, к объему продаж:
(Продажи — Стоимость продукции) / Продажи.
Этот коэффициент показывает долю валовой прибыли, валовой маржи, валового покрытия в объеме продаж и является одним из наиболее важных для менеджеров предприятия. Он позволяет определить величину, которая остается после вычета из себестоимости реализованной продукции переменных издержекна покрытие других видов издержек — операционных, т.е. постоянных издержек, налогов, процентов за кредит, и получение прибыли. Напомним, что деление расходов на переменные и постоянные лежит в основе определения запаса финансовой устойчивости предприятия и его порога рентабельности.
2. Коэффициент операционной прибыли (операционной маржи) — это отношение операционной прибыли, т.е. прибыли от основной деятельности, к объему продаж:
Операционная прибыль / Продажи.
Этот коэффициент показывает величину операционных расходов, приходящуюся на одну денежную единицу продаж.
3. Рентабельность продаж — отношение чистой прибыли к продажам:
Чистая прибыль / Сумма продаж.
Коэффициент показывает величину чистого дохода, полученного предприятием на рубль реализованной продукции.
Вторая группа показателей характеризует рентабельность активов (общих, текущих и долгосрочных) по отношению к различным видам прибыли. Наиболее часто для оценки рентабельности активов используют данные о чистой прибыли.
1.Рентабельностьактивов—отношение истой рибыли к активам:
Чистая прибыль / Сумма активов.
Коэффициент показывает, сколько рублей чистой прибыли получено на рубль активов. Если рентабельность активов меньше процентной ставки за долгосрочные кредиты, то предприятие нельзя считать благополучным.
2. Рентабельность текущих активов — отношение чистой прибыли к величине текущих активов:
Чистая прибыль / Текущие активы.
Коэффициент показывает, сколько рублей чистой прибыли получено на рубль текущих активов — оборотных средств.
3. Рентабельность долгосрочных активов — отношение чистой прибыли к долгосрочным активам:
Чистая прибыль / Долгосрочные активы.
Коэффициент показывает, сколько рублей чистой прибыли получено на рубль долгосрочных—внеоборотных активов.
Третья группа коэффициентов характеризует степень доходности средств, вложенных в предприятие.
I. Рентабельность общих инвестиций — отношение прибыли до вычета налогов и суммы выплаченных процентов по долгосрочным обязательствам к общим инвестициям —долгосрочным обязательствам и собственному капиталу:
(Прибыль до вычета налогов + Выплачиваемые проценты) : (Долгосрочные обязательства + Собственный капитал).
Этот коэффициент показывает, насколько эффективно использовались инвестированные средства, какой доход получает предприятие на рубль инвестированных средств. Он косвенно характеризует эффективность управления инвестированными средствами, опыт, компетенцию руководства.
2. Рентабельность собственного капитала — отношение чистой прибыли к собственному капиталу:
Чистая прибыль / Собственный капитал.
Этот коэффициент показывает, насколько эффективно использовался собственный капитал. Он особенно важен для акционеров, так как может оказывать влияние на котировки акций на фондовой бирже.
3. Коэффициент прибыли на долгосрочные обязательства — отношение чистой прибыли к долгосрочным обязательствам:
Чистая прибыль / Долгосрочные обязательства.
Этот коэффициент косвенно показывает возможности погашения долгосрочных кредитов. Его следует сравнивать со ставками процентов за кредиты.
В эту группу коэффициентов входят показатели оборачиваемости и фондоотдачи. Показатели оборачиваемости характеризуют скорость превращения различных средств в денежную форму.
1.Коэффициент оборачиваемости товарно-материальных запасов — это отношение суммы продаж к сумме товарно-материальных запасов:
Продажи / Товарно-материальные запасы.
Коэффициент показывает количество оборотов, совершаемых товарно-материальными запасами в год.
Высокий коэффициент считается признаком финансового благополучия, так как хорошая оборачиваемость способствует получению более высоких доходов. Но значительное превышение среднеотраслевых норм может означать рост риска, связанного с нехваткой запасов, следствием которого будет снижение объема продаж. Слишком высокая оборачиваемость может являться признаком недостатка свободных денежных средств и сигналом о возможной неплатежеспособности предприятия. Нормативная величина коэффициента может колебаться для различных отраслей от 4 до 8.
Нередко этот показатель определяется как длительность оборота в днях:
(Материальные запасы х 365) / Продажи.
2. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности — отношение суммы продаж к сумме дебиторской задолженности (за минусом резервов на сомнительные позиции):
Продажи / Дебиторская задолженность.
Коэффициент показывает, сколько раз в год дебиторская задолженность превращалась в денежные средства. Высокие значения этого показателя положительно сказываются на ликвидности и платежеспособности. Этот показатель может определяться как длительность оборота в днях:
(Дебиторская задолженность х 365) / Продажи.
3. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности — отношение объема продаж к кредиторской задолженности:
Продажи / Кредиторская задолженность.
Характеризует количество оборотов, которое требуется предприятию для оплаты долгов. Этот показатель может определяться как длительность оборота в днях:
(Кредиторская задолженность х 365) / Продажи.
Сравнение величин оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности в днях позволяет сопоставить условия краткосрочного кредитования предприятием своих клиентов с условиями кредитования самого предприятия его поставщиками. Если условия кредитования предприятия лучше, чем те, которые оно предлагает своим клиентам, то предприятие получает источник финансирования за счет разницы во времени между платежами.
Показатели оборачиваемости активов характеризуют их отдачу, которая выражается следующими коэффициентами:
4. Коэффициент отношения продаж к общим активам характеризует уровень эффективности использования всех активов предприятия. Он показывает, сколько рублей реализованной продукции приходится в расчете на рубль стоимости активов предприятия.
5. Коэффициент отношения продаж к оборотному капиталу (текущим активам) является общим измерителем эффективности использования текущих активов, так как показывает, сколько реализовано продукции в расчете на рубль текущих активов.
6. Коэффициент отношения продаж к недвижимому имуществу характеризует уровень эффективности использования основных средств показывает сколько реализовано продукции в расчете на рубль стоимости основных средств. Следует обратить внимание на то, что для получения более точных результатов в расчетах используют средние значения показателей за период.
Список использованной литературы
1.Экономический анализ. Учебник для вузов./Под ред.Гиляровской Л.Т. 2-е изд.,доп.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,2003
2.Теория экономического анализа. Учебник для вузов./Под ред. Баканова М.И. 5-е изд.,доп.-М.: «Финансы и статистика»,2005
3.Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. Учебник.2-е изд. Доп.- М.: ИНФРА-М,2005.
4.Экономический анализ. Учебное пособие./Басовский Л.Е. Лунева А.М Басовский А.Л. М.:ИНФРА-М,2005
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15