Рефераты. Анализ финансового состояния

Ликвидность характеризует способность предприятия вы­полнять свои краткосрочные (текущие) обязательства за счет своих текущих (оборотных) активов. Предприятие считается ликвид­ным, если его текущие активы превышают текущие обязательства:

Текущие активы > Текущие обязательства.

Необходимым условием ликвидности является положительная величина чистого оборотного капитала — суммы превышения обо­ротных активов над краткосрочными обязательствами (пассива­ми). Ориентировочно она должна превышать '/2 суммы текущих активов. На практике используются следующие коэффициенты:

1.  Коэффициент общей ликвидности — это отношение текущих активов к текущим обязательствам:

Текущие активы / Текущие обязательства.

Коэффициент, иначе называемый коэффициентом текущей ликвидности, показывает, в какой степени текущие обязательства, иначе называемые краткосрочными пассивами, покрываются те­кущими, или оборотными, активами. Он показывает, сколько де­нежных единиц текущих активов приходится на одну денежную единицу текущих обязательств. Низкий уровень ликвидности мо­жет свидетельствовать о затруднениях в сбыте продукции, о пло­хой организации снабжения и других проблемах предприятия.

Коэффициент, равный 3,0 и более, означает высокую степень ликвидности и благоприятные условия для кредиторов и инвес­торов. Вместе с тем это может означать, что предприятие имеет больше средств, чем может эффективно использовать, что влечет за собой ухудшение эффективности использования всех видов активов. Коэффициент, равный 2,0, теоретически считается нор­мальным, однако для различных отраслей он может колебаться от 1,2 до 2,5.

2, Коэффициент срочной ликвидности — это отношение легко­реализуемых ликвидных активов к текущим обязательствам:

(Текущие активы — Материальные запасы) / Текущие обязательства.

Этот коэффициент иногда называют быстрым, он определяет способность предприятия выполнять свои текущие обязательства за счет быстрой продажи ликвидных активов. При равном пока­зателе общей ликвидности у двух предприятий финансовое поло­жение предпочтительней будет у того из них, кто имеет более высокую долю денежных средств и ценных бумаг в текущих ак­тивах. Предпочтительной считают величину коэффициента рав­ную 1,0, допустимой — величину 0,7— 1,0. На практике во мно­гих отраслях он значительно ниже, поэтому его следует сравни­вать с отраслевыми нормами.

Высокое значение коэффициента срочной ликвидности явля­ется показателем низкого финансового риска и хороших возмож­ностей для привлечения дополнительных средств со стороны. Некоторые аналитики для измерения данного коэффициента предпочитают использовать следующую формулу:

(Денежные средства + Ценные бумаги) / Текущие обязательства.

Первая формула представляет больший интерес для банков и других кредитных учреждений, вторая — для поставщиков дан­ного предприятия.

3.  Коэффициент абсолютной ликвидности — это отношение абсолютно ликвидных активов к краткосрочным обязательствам:

Денежные средства / Текущие обязательства.

Этот коэффициент характеризует способность предприятия выполнить свои текущие обязательства из абсолютно ликвидных активов, показывает ту часть текущих обязательств, которая мо­жет быть немедленно погашена. Теоретически нормальное значе­ние составляет 0,2— 0,3.

4.  Отношение товарных запасов к текущим активам.

Товарные запасы / Текущие активы.

Показывает долю товарных запасов в текущих активах, удель­ный вес их наименее ликвидной части.

5.  Коэффициент амортизации — это отношение суммы накоп­ленной амортизации к первоначальной сумме долгосрочных ак­тивов:

Амортизация / Долгосрочные активы.

Коэффициент показывает долю долгосрочных активов, уже превратившихся в ликвидную форму.

Платежеспособность — это способность предприятия выполнять свои внешние краткосрочные и долгосрочные обязательства за счет активов. С помощью этих показателей оценивают финансовый риск, вероятность банкротства. Предприятие считается платежеспособным, если его общие активы превышают его внешние обязательства:

Общие активы > Внешние обязательства.

Таким образом, чем больше общие активы превышают внешние обязательства, тем выше степень платежеспособности.

Для измерения платежеспособности используют ряд показателей.

1.  Коэффициент общей платежеспособности, или коэффициент автономии, — отношение собственного капитала к итогу баланса;

Собственный капитал / Итог баланса.

Этот показатель отражает долю собственных средств в пасси­вах предприятия и представляет интерес как для собственников, так и для кредиторов. Считается, что доля собственных средств в пассивах должна превышать долю заемных средств. Высокий ко­эффициент автономии сокращает финансовый риск и дает воз­можность привлекать дополнительные средства со стороны. Но слишком большая величина может свидетельствовать и о неуме­нии привлекать кредитные ресурсы. Изменения коэффициента могут свидетельствовать о расширении или сокращении деятель­ности предприятия. Предпочтительная величина коэффициента для промышленности — 0,5, или 50% и более.

2. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств — отношение собственных средств к внешним обязательствам:

Собственный капитал / Внешние обязательства.

Некоторые теоретики нормальным считают величину коэффи­циента, равную 2,0, при которой 33% финансирования осуществ­ляется из заемных средств. На практике для промышленности достаточна величина, равная 1,0.

3.  Отношение собственных средств к долгосрочным обязатель­ствам:

Собственный капитал / Долгосрочные обязательства.

Приведенные коэффициенты платежеспособности объединяют в группу показателей самофинансирования. Напомним, что источ­ники самофинансирования предприятия — нераспределенная прибыль и амортизация.

4.  Коэффициент уровня возврата долгосрочных обязательств — это отношение операционной прибыли (прибыли от основной деятельности) к сумме выплачиваемых за год процентов:

Операционная прибыль / Выплачиваемые проценты.

В основу исчисления этого коэффициента положено предпо­ложение о том, что операционная прибыль, т.е. доход от реализа­ции за вычетом переменных и постоянных, издержек до оплаты процентов и налогов, может служить основным источником оплаты долгов. Чем больше значение коэффициента, тем более платежеспособно предприятие.

5. Коэффициент маневренности — отношение разности между собственными средствами и долгосрочными активами к величи­не собственных средств:

(Собственный капитал — Долгосрочные активы) : Собственный капитал.

Коэффициент маневренности показывает, какая доля собствен­ных средств находится в мобильной форме, которая позволяет свободно манипулировать ими, увеличивая закупки, изменяя номенклатуру продукции. Высокая величина коэффициента ослабляет опасность, связанную с быстро устаревающими маши­нами и оборудованием. Считают, что оптимальная величина это­го показателя может приближаться к 0,5 (50%).

6. Доля собственных средств в долгосрочных активах — отно­шение долгосрочных активов к собственному капиталу:

Долгосрочные активы / Собственный капитал.

Коэффициент показывает, какая часть собственных средств направлена на финансирование долгосрочных активов.

7.  Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами — отношение разности между собственными средства­ми и долгосрочными активами к оборотным активам:

(Собственный капитал — Долгосрочные активы) :  Оборотные активы.

Этот коэффициент служит для измерения степени обеспечен­ности собственными оборотными средствами. Для промышленно­сти предпочтительна величина не менее 0,1 (10%).

8.  Коэффициент обеспеченности товарных запасов собственны­ми средствами — отношение разности между собственными сред­ствами и долгосрочными активами к товарным запасам:

Собственный капитал — Долгосрочные активы) : Товарные запасы.

Этот коэффициент служит для измерения степени обеспе­ченности товарных запасов собственными средствами. Пред­почтительная величина — 0,6-0,8.

Коэффициенты прибыльности и рентабельности могут быть объединены в следующие группы: I) показатели прибыльности продаж, исчисляемые как отношение соответствующих видов при­были к объему реализованной продукции; 2) показатели рента­бельности активов, исчисляемые как отношение соответствующих видов прибыли к той или иной группе активов; 3) показатели рен­табельности финансовых источников капитала, определяемые как отношение соответствующих видов прибыли к той или иной груп­пе обязательств.                 

К первой группе относятся следующие показатели.

1. Коэффициент валовой прибыли, или, по немецкой термино­логии, коэффициент покрытия. Это отношение разности между объемом продаж товаров и услуг и их стоимостью, равной прямым переменным издержкам, к объему продаж:

(Продажи — Стоимость продукции) / Продажи.

Этот коэффициент показывает долю валовой прибыли, вало­вой маржи, валового покрытия в объеме продаж и является од­ним из наиболее важных для менеджеров предприятия. Он позво­ляет определить величину, которая остается после вычета из се­бестоимости реализованной продукции переменных издержекна покрытие других видов издержек — операционных, т.е. постоянных издержек, налогов, процентов за кредит, и получение прибыли. Напомним, что деление расходов на переменные и постоянные лежит в основе определения запаса финансовой устойчивости пред­приятия и его порога рентабельности.

2.  Коэффициент операционной прибыли (операционной маржи) — это отношение операционной прибыли, т.е. прибыли от основной деятельности, к объему продаж:

Операционная прибыль / Продажи.

Этот коэффициент показывает величину операционных расхо­дов, приходящуюся на одну денежную единицу продаж.

3.  Рентабельность продаж — отношение чистой прибыли к продажам:

Чистая прибыль / Сумма продаж.

Коэффициент показывает величину чистого дохода, получен­ного предприятием на рубль реализованной продукции.

Вторая группа показателей характеризует рентабельность акти­вов (общих, текущих и долгосрочных) по отношению к различ­ным видам прибыли. Наиболее часто для оценки рентабельности активов используют данные о чистой прибыли.

1.Рентабельностьактивов—отношение истой рибыли к активам:                                                                               

Чистая прибыль / Сумма активов.

Коэффициент показывает, сколько рублей чистой прибыли получено на рубль активов. Если рентабельность активов меньше процентной ставки за долгосрочные кредиты, то предприятие нельзя считать благополучным.

2. Рентабельность текущих активов — отношение чистой при­были к величине текущих активов:

Чистая прибыль / Текущие активы.

Коэффициент показывает, сколько рублей чистой прибыли по­лучено на рубль текущих активов — оборотных средств.

3. Рентабельность долгосрочных активов — отношение чистой прибыли к долгосрочным активам:

Чистая прибыль / Долгосрочные активы.

Коэффициент показывает, сколько рублей чистой прибыли по­лучено на рубль долгосрочных—внеоборотных активов.

Третья группа коэффициентов характеризует степень доходно­сти средств, вложенных в предприятие.

I. Рентабельность общих инвестиций — отношение прибыли до вычета налогов и суммы выплаченных процентов по долгосроч­ным обязательствам к общим инвестициям —долгосрочным обя­зательствам и собственному капиталу:

(Прибыль до вычета налогов + Выплачиваемые проценты) : (Долгосрочные обязательства + Собственный капитал).

Этот   коэффициент   показывает,   насколько   эффективно использовались инвестированные средства, какой доход получает предприятие на рубль инвестированных средств. Он косвенно ха­рактеризует эффективность управления инвестированными сред­ствами, опыт, компетенцию руководства.

2.  Рентабельность собственного капитала — отношение чис­той прибыли к собственному капиталу:

Чистая прибыль / Собственный капитал.

Этот коэффициент показывает, насколько эффективно использовался собственный капитал. Он особенно важен для ак­ционеров, так как может оказывать влияние на котировки акций на фондовой бирже.

3.  Коэффициент прибыли на долгосрочные обязательства — отношение чистой прибыли к долгосрочным обязательствам:

Чистая прибыль / Долгосрочные обязательства.

Этот коэффициент косвенно показывает возможности погаше­ния долгосрочных кредитов. Его следует сравнивать со ставками процентов за кредиты.

В эту группу коэффициентов входят показатели оборачиваемо­сти и фондоотдачи. Показатели оборачиваемости характеризуют скорость превращения различных средств в денежную форму.

1.Коэффициент оборачиваемости товарно-материальных за­пасов — это отношение суммы продаж к сумме товарно-мате­риальных запасов:

Продажи / Товарно-материальные запасы.

Коэффициент показывает количество оборотов, совершаемых товарно-материальными запасами в год.

Высокий коэффициент считается признаком финансового бла­гополучия, так как хорошая оборачиваемость способствует полу­чению более высоких доходов. Но значительное превышение сред­неотраслевых норм может означать рост риска, связанного с не­хваткой запасов, следствием которого будет снижение объема продаж. Слишком высокая оборачиваемость может являться при­знаком недостатка свободных денежных средств и сигналом о возможной неплатежеспособности предприятия. Нормативная величина коэффициента может колебаться для различных отрас­лей от 4 до 8.

Нередко этот показатель определяется как длительность обо­рота в днях:

(Материальные запасы х 365) / Продажи.

2.  Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженнос­ти — отношение суммы продаж к сумме дебиторской задолжен­ности (за минусом резервов на сомнительные позиции):

Продажи / Дебиторская задолженность.

Коэффициент показывает, сколько раз в год дебиторская задол­женность превращалась в денежные средства. Высокие значения этого показателя положительно сказываются на ликвидности и платежеспособности. Этот показатель может определяться как длительность оборота в днях:

(Дебиторская задолженность х 365) / Продажи.

3.     Коэффициент     оборачиваемости     кредиторской     за­долженности — отношение объема продаж к кредиторской за­долженности:

Продажи / Кредиторская задолженность.

Характеризует количество оборотов, которое требуется пред­приятию для оплаты долгов. Этот показатель может определяться как длительность оборота в днях:

(Кредиторская задолженность х 365) / Продажи.

Сравнение величин оборачиваемости дебиторской и кредитор­ской задолженности в днях позволяет сопоставить условия крат­косрочного кредитования предприятием своих клиентов с усло­виями кредитования самого предприятия его поставщиками. Если условия кредитования предприятия лучше, чем те, которые оно предлагает своим клиентам, то предприятие получает источник финансирования за счет разницы во времени между платежами.

Показатели оборачиваемости активов характеризуют их отда­чу, которая выражается следующими коэффициентами:

4.  Коэффициент отношения продаж к общим активам харак­теризует уровень эффективности использования всех активов предприятия. Он показывает, сколько рублей реализованной про­дукции приходится в расчете на рубль стоимости активов пред­приятия.

5.  Коэффициент отношения продаж к оборотному капиталу (текущим активам) является общим измерителем эффективнос­ти использования текущих активов, так как показывает, сколь­ко реализовано продукции в расчете на рубль текущих активов.

6. Коэффициент отношения продаж к недвижимому имуществу характеризует уровень эффективности использования основных средств показывает сколько реализовано продукции в расчете на рубль стоимости основных средств. Следует обратить внимание на то, что для получения более точных результатов в расчетах используют средние значения показателей за период.



















Список использованной литературы


1.Экономический анализ. Учебник для вузов./Под ред.Гиляровской Л.Т. 2-е изд.,доп.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,2003




2.Теория экономического анализа. Учебник для вузов./Под ред. Баканова М.И. 5-е изд.,доп.-М.: «Финансы и статистика»,2005



3.Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. Учебник.2-е изд. Доп.- М.: ИНФРА-М,2005.




4.Экономический анализ. Учебное пособие./Басовский Л.Е. Лунева А.М Басовский А.Л. М.:ИНФРА-М,2005










Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.