|
1,0 |
0,1 |
0,7 |
1,2 |
|
Таджикистан |
0,8 |
0,7 |
0,4 |
0,5 |
1,8 |
Группа 2 |
|
|
|
|
|
Узбекистан |
3,3 |
3,3 |
1,3 |
1,7 |
6,9 |
Азербайджан |
1,6 |
1,7 |
0,6 |
1,2 |
2,4 |
Молдова |
1,3 |
1,3 |
0,4 |
1,2 |
1,5 |
Туркмения |
0,7 |
0,7 |
0,1 |
0,4 |
1,2 |
Группа 3 |
|
|
|
|
|
Литва |
1,4 |
1,4 |
0,9 |
1,4 |
1,3 |
Латвия |
1,1 |
1,1 |
0,4 |
1,2 |
0,9 |
Эстония |
0,6 |
0,7 |
0,2 |
0,6 |
0,5 |
Примечание: в группу 1 включены страны, подписавшие по состоянию на конец декабря 1991г. оба соглашения – Меморандум (от 28.10.1991г) и Договор (от 04.12.1991г.); в группу 2 – Молдова и Туркмения, подписавшие только Меморандум и Узбекистан и Азербайджан, не подписавшие к тому времени ни одно из данных документов; к группе 3 – страны, не собирающиеся присоединиться к названным документам
Источник: Шохин А.Н. Внешний долг России. М., 1997. С 118.
Первые соглашения о «нулевом варианте» были подписаны летом 1992г. с Беларусью, Туркменистаном и Кыргызстаном.
В октябре 1992г. на совещании глав СНГ в Бишкеке был принят документ, по существу означающий отказ от многосторонних форм и механизмов управления внешним долгом и активами СССР. В ноябре 1992г. было подписано соглашение с Узбекистаном и протоколы о «нулевом варианте» с Арменией, Казахстаном, Молдовой, Таджикистаном и Украиной, которые отличались от соглашений тем, что долги и активы передавались России в управление на неопределенный срок. При этом имелось в виду, что полноценные соглашения будут подписаны позднее.
Переход к новой схеме обслуживания долга СССР позволил в конце 1992г. отказаться от Межгосударственного совета по наблюдению за обслуживанием долга и использованием активов, функции которого стало выполнять российское правительство. Таким образом, в этом период начал зарождаться механизм управления внешним долгом и зарубежными активами в России.
Оценить реальную стоимость государственных финансовых активов в форме госкредитов, представленных Советским Союзом в основном странам так называемой социалистической ориентации очень сложно. Ни для кого не является секретом, что существенная часть этих кредитов выделялась на основе политических решений под поставку спецтехники (попросту говоря – оружия), при этом суммы кредитов фиксировались главным образом в переводных рублях. Отсюда возникает ряд проблем.
Во-первых, поскольку во многих странах-должниках СССР сменились режимы, нужны переговоры, чтобы добиться от новых правительств признания долгов.
Во-вторых, необходимо зафиксировать реальную стоимость долга через согласование валютного курса пересчета сумм задолженности. Конечно, с одной стороны, произошла резкая девальвация рубля и его обесценение в отношении доллара, но с другой стороны, поставлялись реальные товары, при этом, когда речь идет о нефти и другом сырье, по ценам, как правило, ниже мировых. Поэтому вполне обоснованным является требование России использовать официальный валютный курс рубля на момент распада СССР. Этого, конечно, многие наши должники не хотят.
В -третьих большинство наших должников – слабо платежеспособные, многие уже накопили большую просроченную задолженность. Поэтому необходимо определить формы погашения долга (деньги, товары, собственность, инвестиции), а во многих случаях – льготные условия рассрочки платежей.
1.3. Динамика внешнего долга России в 90-е годы
Современный внешний долг России сложился вследствие непростых политических и экономических коллизий: распада СССР, нарушения сложившихся хозяйственных связей, разногласий между новыми государствами, возникшими на территории бывшего СССР, в частности по поводу раздела его внешних активов и пассивов и т.п. В силу этих обстоятельств России, на долю которой формально приходилось лишь не многим более 60% всех долгов СССР Западу, пришлось единолично ответить за всю сумму советских долгов. С переоформлением задолженности бывшего СССР общая сумма долга России в 1991-1995гг. выросла почти в два раза. Кроме того, унаследованные Россией долги имели крайне неблагоприятную структуру. Они состояли главным образом из краткосрочных и среднесрочных кредитов, и их основная масса подлежала погашению в 1992-1995гг. Существенная доля кредитов приходилась на западные коммерческие банки – в кредитовании СССР участвовало около 600 коммерческих банков из 24 стран. Основная масса долгов приходилась на банки шести стран – Германии (крупнейший кредитор), Италии, США, Франции, Австрии, Японии. И еще один усугубляющий момент – в силу централизации внешнеэкономических связей главные источники валюты, требуемой для оплаты долгов, рассредоточились между негосударственными структурами, тогда как ответственность по займам по-прежнему сохранилась за центральной властью.
Во внешних заимствованиях значительная часть приходилась на несвязанные финансовые кредиты, которые использовались для финансирования расходов бюджета, т.е. фактически растворялись в слабо управляемом финансовом хозяйстве, не принося необходимой отдачи. О неэффективности политики по привлечению внешних заимствований свидетельствует тот факт, что рост внешнего долга в России в отличие от других стран мира не оказывал положительного воздействия на экономический рост.
Внешние заимствования фактически использовались и для выплат по внутреннему долгу, особенно летом 1998г., когда возникли трудности с размещением новых выпусков государственных казначейских обязательств (ГКО) и облигаций федерального займа (ОФЗ).
Таблица 2
Динамика внешнего долга России в 90-е годы
1993
1996
1998
2000
2004
2005*
млрдруб.
% к ВВП
млрд. руб.
% к ВВП
млрд. руб.
% к ВВП
млрд. руб.
% к ВВП
млрд. руб.
% к ВВП
млрд. руб.
% к ВВП
Государственный долг, всего
157,7
71,3
1067,6
47,0
3991,7
29,9
3884,1
148,7
4479,7
61,3
3831,2
20,5
внешний
140,5
61,3
695,0
28,9
3233,8
23,5
3042,0
120,5
3922,3
53,7
3014,7
16,1
Источник: А.Селезнев, Государственный долг России : иллюзии и реальность.// Экономист, №3, 2004
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.