|
Источник: материалы проекта закона «О федеральном бюджете на 2006 год»
«Газпром» с объявил о "национально значимых проектах", из которых самым значимым (по объему вложенных средств) оказалась покупка нефтяной компании "Сибнефть" - более 13 миллиардов долларов.
Средства на осуществление столь масштабного проекта «Газпром» взял в форме кредита у группы западных банков: "Дрезднер банк", "Ситигруп", "Креди Сюисс Ферст Бостон", "Голдман Сакс" и "Морган Стэнли".
Условия предоставления кредита держатся в секрете – коммерческая тайна…
Незадолго до этого было объявлено о строительстве Северо-Европейского газопровода. И опять – синдицированный кредит почти на 6 миллиардов долларов. Опять же у иностранных банков – на строительство "трубы века". И опять условия остаются «закрытыми».
Кроме того, имеются еще проекты в Иране. И в Китае. И все на миллиарды и десятки миллиардов долларов.
Получается, что, когда правительство говорит о досрочном погашении некоторой части внешнего и о небывалой экономии на процентах, государственная же компания делает новые долги – на куда как большие суммы.
Казалось бы – если эти проекты такие выгодные, так и кредитовать их государственными деньгами. Стабфонд позволяет, с другой стороны, во всем мире так и делают, средства, полученные от сверхприбылей компаний, направляют на развитие.
Причина в – «цене» заимствований – западный кредит дешевле отечественного.
А при нынешних сверхвысоких ценах на энергоносители да при укрепляющемся по отношению к доллару рубле брать взаймы дело выгодное – реальная ставка по кредиту какое-то время может быть даже отрицательной. Но! Вот именно – какое-то время при нынешних условиях. А если (и когда) они изменятся? Проблема корпоративного внешнего долга может в ближайшее время обостриться.
Вспомним – кризис в Юго-Восточной Азии начался с Индонезии, у которой была точно такая же ситуация. А именно – небольшой госдолг при гигантском корпоративном. И как только несколько крупных компаний не смогли расплатиться по долгам, начался мировой "эффект домино", докатившийся до нас в августе 98-го.
В случае падения цен на энергоносители и совпадении этого момента с пиком выплат по корпоративным долгам. Итог – массовое банкротство российских компаний, начиная с "Газпрома". В таком случае кредиторы могут требовать погашение обязательств имуществом.
Глава 3. Глава 3. Проблемы совершенствования управления общим объемом внешних заимствований и внешнего российского долга стр.40
Проблема государственного и общей величины внешнего долга, включая корпоративный, является одной из основных проблем российской экономики, оказывающей непосредственное влияние как на темпы экономического роста страны в целом, так и на направления финансовой и бюджетной политики.
Объем государственного долга Российской Федерации в настоящее время составляет около 40% ВВП, что является высоким показателем, учитывая зависимость экономики страны от мировой конъюнктуры цен на энергоносители.
Соотношение расходов на обслуживание государственного долга к доходам федерального бюджета у Российской Федерации является высоким по сравнению со странами с сопоставимым уровнем экономического развития.
В этой связи ситуация в области государственного долга будет находить отражение в финансовой и фискальной политике государства в ближайшем будущем, а также в возможностях страны по привлечению средств на международном рынке в целях финансирования расходов бюджета, в том числе по обслуживанию и погашению государственного долга. Текущая ситуация в области государственных заимствований характеризуется проведением достаточно взвешенной политики в области внешних и внутренних заимствований, а также переходом к применению методов активного управления долгом с целью сокращения расходов на его обслуживание (Приложение №1 и 2).
По состоянию на 1 января 2005 года государственный внешний долг Российской Федерации составляет 3014,7 млрд. рублей (16,1 % ВВП, по сравнению с 89,5% на начало 2000 года.)
Рис. 3
Доля внешнего долга России в ВВП
Источники: Центробанк РФ, Бюро экономического анализа, МВФ.
Все данные на 1 января соответствующего года; последний показатель
рис. 1 — по состоянию на 1 июля 2005 года.
В период 2004-2005 гг. объем погашений внешнего государственного долга составил более 20 млрд. долларов. Начиная с этого года правительство планирует менять внешний долг на внутренний. Одновременно с расширение эмиссии рублевых долговых бумаг правительство добивается досрочного погашения своих долгов перед Парижским клубом кредиторов. Формально такая политика мотивируется дороговизной обслуживания внешнего долга. Однако при значительно снизившейся в последние годы доходности рублевых облигаций стоимость обслуживания внутреннего долга остается вполне сопоставимой с внешним долгом. Реальный мотив проводимой политики замены долга является желание МинФина чувствовать себя более комфортно. Быть должником российских кредиторов, значительная часть которых представлена госбанками и государственным Пенсионным фондом, значительно приятнее и спокойнее, чем иметь дело с привередливыми иностранцами. Нынешний курс доллара автоматически удешевляет российский внешний долг. Скорее всего можно было бы опасаться падения нефтяных цен и соответственно притока валюты в страну. Можно, если забыть о том, что валютные резервы Центрального банка России уже превысили государственный внешний долг. Более того, главный банк страны уже пару лет ломает голову над тем, как хотя бы удержать стабильный курс рубля к доллару, неудержимо растущий как раз под влиянием притока нефтедолларов в страну.
Досрочные выплаты по внешнему долгу и стабильное экономическое положение России позволили вернуть доверие международных кредиторов и повысить кредитный рейтинг страны. Возобновилось кредитование негосударственного сектора экономики. В настоящее время сумма негосударственных заимствований составляет примерно 110 млрд. долларов, и эта цифра по оценке специалистов будет расти. В 2006 году доля корпоративных заимствований может составить 50% государственного внешнего долга. Причиной тому является отсутствие на внутреннем денежном рынке страны необходимых ресурсов.
Еще одним труднорешаемым моментом в отношении внешнего долга является взаимозачет долговых обязательств России и иностранных государств. В июле этого года в Лондоне состоялась встреча министров финансов стран «большой восьмерки», где обсуждался вопрос списания долгов развивающимся странам. Долги беднейших стран мира России по кредитам составляют 2,2 млрд. долларов. В начале этого года Россия приняла решение о списании 9,5 млрд. из 13 млрд. долларов Сирии.
Огромной остается сумма задолженности иностранных государств по кредитам, предоставленным Правительством бывшего СССР и Правительством РФ, многие эти долги можно отнести к серии невозвратных. (см. Приложение №3 и №4).
3.1 Основные направления совершенствования управления внешним долгом
Под управлением внешним долгом понимается совокупность действий государства, связанных с изучением конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, выпуском новых займов и выработкой условий выпусков, с выплатой процентов по ранее выпущенным займам, проведением конверсии и консолидации займов, определением курса облигаций на денежном рынке, проведением мероприятий по определению ставок процентов по государственному кредиту. К управлению внешним долгом относятся мероприятия государства по погашению ранее выпущенных займов, срок действия которых истек.
Управление государственным внешним долгом в последние годы оказалось в центре отечественной экономической дискуссии. Причиной этого явился стремительный рост абсолютных и относительных размеров внешнего долга в течение двух десятилетий. Увеличение долгового бремени стало результатом проведения последними советскими и первыми российскими правительствами ошибочной экономической политики, в том числе политики внешних заимствований, распада СССР, принятия Россией на себя его финансовых обязательств. Относительная тяжесть долга возросла также в результате значительного снижения реального курса рубля в 1991-1992 гг. и в 1998г.
Увеличение внешнего долга сопровождалось взрывным ростом платежей по его обслуживанию и погашению, неспособность осуществлять которые дважды за последнее десятилетие приводила к национальным дефолтам – в декабре 1991г. и в августе 1998г. Ряд соглашений о реструктуризации долговых платежей коммерческими (в декабре 1991г., июле 1993г., ноябре 1995г., ноябре 1995г., ноябре 1998г., феврале 2000г.) и официальными (в апреле 1993г., июне 1994г., июне 1995г., апреле 1996г., августе 1999г.) кредиторами позволил уменьшить долговую нагрузку на экономику страны, приходившуюся на период 1992 – 2000 гг.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.