С точки зрения общей теории управления под мотивацией понимают возможность целенаправленного воздействия на людей для успешного решения задач системы управления.
На мой взгляд, в системе корпоративного налогового менеджмента функция мотивации также должна рассматриваться как одна из важнейших, поскольку собственные интересы и целевые установки людей не всегда совпадают с общими целями организации.
И здесь необходимо исходить из общих известных способов мотивации:
1) принуждение;
2) с помощью стимулирования;
3) сочетанием принуждения и стимулирования.
Мотивация через принуждение должна базироваться в организации на нормах налогового, гражданского и трудового законодательства, а также на системе внутренних нормативных документов (приказов, инструкций, рекомендаций), определяющих ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей.
В системе материального и морального стимулирования, действующих на предприятии, должны быть предусмотрены соответствующие мероприятия для целенаправленного воздействия на людей для успешного решения задач налогового менеджмента.
В основу корпоративного (внутреннего) налогового контроля должны быть положены общие принципы реализации этой важнейшей функции управления.
С позиции теории управления контроль предполагает:
1) выявление и измерение того, что фактически достигнуто объектом управления за рассматриваемый период времени;
2) сравнение достигнутого состояния с запланированными результатами;
3) разработку и применение действий, направляемых на устранение выявленных отклонений.
В связи с этим под корпоративным налоговым контролем будем понимать целенаправленную и систематическую деятельность, направленную на организацию налогового учета на предприятии; контроль за правильностью расчета налогов и своевременностью их уплаты; выявление и устранение допущенных налоговых ошибок и налоговых правонарушений (до проверки налоговых органов); минимизацию финансовых и административных последствий налоговых правонарушений.
Организационная структура, процедура и система технологий корпоративного налогового контроля существенным образом зависит от масштаба предприятия, сферы его деятельности, перечня налогов, которое оно уплачивает, и других факторов.
Построение системы эффективного внутреннего контроля, особенно в условиях несовершенства и нестабильности российского законодательства представляется довольно сложной задачей, имеющей свои специфические особенности.
Однако правильно организованный внутренний налоговый контроль позволяет существенным образом снизить количество налоговых ошибок и тем самым свести до минимума размеры штрафных санкций по результатам камеральных и выездных проверок налоговыми органами.
Кроме того, правильно организованный корпоративный налоговый контроль обеспечивает руководству организаций уверенность в надежности решений с позиций налогообложения, освобождает от необходимости решать налоговые проблемы после внешних налоговых проверок.
С учетом вышеизложенных функций, которые должна выполнять система корпоративного налогового менеджмента, управление налоговыми обязательствами включает в себя несколько направлений (см. рисунок 2).
1. Организация налогового и бухгалтерского учета
2. Разработка схем минимизации налогов
3. Контроль правильности расчетов и сроков уплаты налогов
1.1. Верное толкование законодательства о налогах и сборах с учетом его изменений
2.1. Разработка учетной политики для налоговых целей
3.1. Исключение арифмитических и счетных ошибок
1.2. Определение характера связи бухгалтерского и налогового учета
2.2. Определение совокупности льгот по уплате налогов
3.2. Применение технологии внутреннего контроля налоговых расчетов
1.3. Правильное оформление первичных документов и регистров налогового учета
2.3. Анализ и правильная организация сделок
3.3. Применение налогового календаря для недопущения просрочки уплаты налогов
4. Оптимизация системы налогообложения в рамках действующего законодательства
4.1. Разработка стратегии, бизнес-плана, системы бюджетов
4.2. Разработка схем оффшорного бизнеса (в случае необходимости)
4.3. Использование финансовых моделей и имитационных моделей
Рисунок 2 - Управление налоговыми обязательствами на предприятии
1.2 Подсистема планирование
Среди способов управления налогообложением важнейшим элементом является налоговое планирование, так как от качества его осуществления напрямую зависит финансовое положение предприятия не только в текущем периоде, но и в отдаленной перспективе. Его необходимость заложена в самом налоговом законодательстве, которое предусматривает те или иные налоговые режимы для разных ситуаций, допускает различные методы для исчисления налоговой базы и предлагает налогоплательщикам различные налоговые льготы.
В современной экономической российской литературе встречаются различные определения налогового планирования в организации. Ряд авторов считают, что «налоговое планирование - это законный способ уменьшения сумм налоговых платежей с использованием предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств» (Евстигнеев, Липатова).
Поршнев Н.В. в своей работе предлагает рассматривать налоговое планирование как организацию правильного налогового учета и отчетности, планирования экономической деятельности в рамках определенных законом, и своевременной уплате налогов. Так же он отмечает, что это деятельность в рамках закона, позволяющая получить минимальное отношение налоговых расходов налогоплательщика к его доходам [32].
По мнению Кириенко А.П. налоговым планированием называется разработка и применение специальных приемов уменьшения налоговых обязательств налогоплательщика правомерными способами и средствами.
В работе у А.З. Дадашева можно встретить следущие определения налогового планирования:
• использование налогоплательщиками всех допустимых действующим законодательством средств, способов и приемов в целях максимального сокращения своих налоговых обязательств;
• планирование себестоимости и расходов из прибыли с целью сокращения налоговых платежей и отчислений в бюджет по действующему законодательству, извлечение дополнительных выгод организации путем тонкого и гибкого применения существующего налогового законодательства;
• целенаправленная деятельность организации, ориентированная на максимальное использование всех нюансов существующего налогового законодательства с целью уменьшения налоговых платежей в бюджет;
• искусство освобождать капитал от налогов [14].
Он пишит, что основу налогового планирования составляют наиболее полное и правильное применение установленных нормативно-правовыми актами льгот, знание и умелое использование существующих в законодательстве о налогах и сборах возможностей (лазеек) с целью минимизации налоговых платежей при данном объеме продаж.
Опираясь на вышеизложенный материал определения налогового планирования целесообразно объединить в две основные групп: первая – на основе подхода к определению налогового планирования лежит минимизация налоговых обязательств налогоплательщика; вторая группа – понятие налогового планирования основано на налоговой оптимизации. Большинство авторов придерживаются позиции налоговой минимизации. Однако происходит постепенная эволюция взглядов: например, А.В. Брызгалин, первоначально придерживавшийся позиции налоговой минимизации, в дальнейшем перешел к налоговой оптимизации.
Следует обратить внимание, на то, что налоговая минимизация – это максимальное снижение всех налогов, а налоговая оптимизация – это процесс, связанный с достижением определенных пропорций всех аспектов деятельности хозяйствующего субъекта в целом, осуществляемых им сделок и проектов.
Наиболее полное определение дает Е. Вылкова и под налоговым планированием на уровне хозяйствующего субъекта понимает неотъемлемую часть управления его финансово-хозяйственной деятельностью в рамках единой стратегии его экономического развития, представляющая собой процесс системного использования оптимальных законных налоговых способов и методов для установления желаемого будущего финансового состояния объекта в условиях ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования [12].
Следовательно, корпоративное налоговое планирование предусматривает выработку и оценку управленческих решений исходя из целевых установок организации и учета величины возможных налоговых последствий. Организации стремятся максимизировать свой доход и прибыль. С этих позиций основной задачей налогового планирования является выбор варианта уплаты налогов, позволяющего оптимизировать систему налогов. А это означает не только снижение налогового бремени по отдельным налогам и в целом по организации, но также оптимальное распределение налоговых платежей по времени.
Мы можем определить значение и выгоды корпоративного налогового планирования, а также последствия, к которым приводит невнимание к проблеме планирования.
Отсутствие налогового планирования ставит хозяйствующие субъект в такое положение, когда они:
- недостаточно полно понимают возможности развития бизнес в более благоприятных условиях;
- оказываются в более слабой позиции по сравнению с другими участниками рыночной деятельности;
- не обеспечивают должной системности в своем развитии;
- могут допускать существенные ошибки в стратегическом развитии и реализации своей миссии.
Применение налогового планирования создает следующиеважные преимущества для бизнеса:
- прояснение возникающих проблем;
- возможность анализа и использования будущих благоприятных условий;
- подготовку фирмы к изменениям во внешней среде;
- стимулирование участников налогового планирования к реализации своих решений в дальнейшей работе, создание предпосылок для повышения образовательной подготовки менеджеров;
- обеспечение более рационального распределения и использования различных видов ресурсов хозяйствующего субъекта;
- повышение финансовой устойчивости и значимости предпрития.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16