Рефераты. Учет и анализ расчетов по налогам и сборам, пути их совершенствования

В среде ученых и практиков идут дискуссии по поводу приоритетов прямого либо косвенного налогообложения. Как правило, превалирует точка зрения о том, что косвенные налоги в наибольшей степени несут фискальную функцию, что сдерживает экономический рост, и, следовательно, необходимо увеличивать долю прямых налогов в доходах бюджета.

В зависимости от распределения взысканных сумм между бюджетами различных уровней налоги делятся на закрепленные и регулирующие доходные источники. Закрепленными называют налоги, которые на длительный период полностью или в определенной части закреплены как доходный источник конкретного бюджета. Например, подоходный налог является доходом местного бюджета. Регулирующие источники ежегодно перераспределяются между бюджетами различных уровней с целью покрытия дефицита. В качестве регулирующих в Республике Беларусь используются акцизы, НДС, налог на прибыль. Распределение сумм этих налогов между различными бюджетами происходит при утверждении республиканского бюджета на конкретный год.

По степени компетенции органов власти различных уровней в отношении решения вопросов установления и введения в действие налогов выделяют государственные (республиканские) и местные налоги.

Установление и введение в действие государственных налогов осуществляется решением высшего представительного органа государства в форме закона. Это не означает, что эти налоги обязательно поступают в центральный бюджет. Они могут зачисляться в бюджеты различных уровней. Например, в Республике Беларусь к таким платежам можно отнести НДС, налог на прибыль, акцизы.

Местные налоги могут устанавливаться как высшим представительным органом, так и соответствующим местным органом власти, но вводятся они только решением, принятым на местном уровне (в республике Беларусь к таким платежам можно отнести налог с продаж, сборы за услуги и т.д.). Эти налоги всегда поступают в местные бюджеты. Число таких налогов в отдельных странах колеблется от 20 до 100, а их удельный вес в общих доходах местных бюджетов – от 30 до 70 %. [6, стр. 36] В некоторых странах, например, США, Швейцария, к местным налогам относятся и налоги, взимаемые местными властями в виде надбавок к налогам, закрепленным за вышестоящими бюджетами.

Налоги по порядку их использования подразделяются на общие и целевые. Общие налоги обезличиваются и поступают в бюджет для финансирования общегосударственных мероприятий. Целевые налоги зачисляются в обособленные целевые бюджетные или внебюджетные фонды. В Республике Беларусь к целевым бюджетным фондам относятся: республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки; республиканский дорожный фонд и др., а с 2004 года и Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Существуют и другие основания деления налогов на виды, например, по методу обложения или от источника уплаты. В принципе в качестве критерия можно взять любой системный признак налога.

Таким образом, налоги являются неотъемлемой частью любой экономики, независимо от политического строя страны. Различие заключается в том, какую роль налогам отводили в регулировании экономики страны. Множественность налогов позволяет решать разнообразные задачи и реализовать различные функции.

Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода страны. В ходе распределения и перераспределения ВВП и НД реализуются фискальная и регулирующая функции налогов.


1.2 Цель и задачи учета и анализа расчетов организации по налогам и сборам


Основой организации бухгалтерского учета налогов и сборов в конкретном отчетном периоде является Закон «О бюджете».

Государственный бюджет страны, являясь одним из важнейших звеньев финансовой системы, представляет собой основной финансовый план образования и использования общегосударственного фонда денежных ресурсов. Он занимает ведущее место среди финансовых рычагов в системе управления страной. Значение бюджета, прежде всего, состоит в сосредоточении у государства части доходов общества.

Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

Бюджет, концентрируя финансовые ресурсы на нужных участках и направлениях, позволяет осуществлять государственное регулирование экономики и обеспечивать проведение необходимой социальной политики. При этом через движение бюджетных ресурсов контролируется формирование доходной части бюджета, и эффективность использования его расходной части.

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Республики Беларусь.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

Налоги являются одним из важнейших источников государственных доходов. В общем, объеме доходов различных стран они составляют до 90%.

Совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему.

В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.

Рыночная экономика в развитых странах - это регyлирyемая экономика. Споры по этому поводу, которым отдала дань наша печать, беспредметны. Представить себе эффективно фyнкционирyющyю рыночную экономику в современном мире, не регyлирyемyю государством, невозможно. Иное дело - как она регyлирyется, какими способами, в каких формах и т.д. Здесь, как говорят, возможны варианты. Но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам.

С 1 января 2004 г., с вступлением в силу общей части Налогового кодекса Республики Беларусь, субъекты хозяйствования должны вести налоговый учет. Под налоговым учетом понимается осуществление плательщиками (иными обязанными лицами) учета объектов налогообложения и определения налоговой базы по налогам, сборам (пошлинам) путем расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета, если иное не установлено налоговым законодательством.

Налоговый учет вводится исключительно в целях налогообложения и осуществления налогового контроля и основывается на данных бухгалтерского учета и (или) на иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением, применением соответствующих правил и форм учета.

Следует отметить, что ранее под налоговым учетом подразумевался учет налоговых поступлений от всех налогоплательщиков, и данный учет вели не сами налогоплательщики, а государственные налоговые и статистические органы. Впоследствии налоговый учет стали рассматривать как деятельность самих налогоплательщиков по учету платежей в бюджет в тех случаях, когда информации бухгалтерского учета было недостаточно. В некоторых странах законодательство требует, чтобы бухгалтерские отчеты были подготовлены в соответствии с налоговым законодательством. На постсоветском пространстве раньше всех налоговый учет был введен в Украине (с июля 1997 г.). Впоследствии налоговый учет появился в Российской Федерации (с 1 января 2002 г.), а теперь и в Республике Беларусь.

С 1 января 2004 г. вступили в силу и Типовой план счетов бухгалтерского учета, и Инструкция по его применению. Принятие данных документов способствует сближению требований национального бухгалтерского учета с требованиями рыночной экономики, а также международными стандартами финансовой отчетности. Развитие рыночных отношений потребовало дальнейшего совершенствования бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, процесса формирования финансовых результатов и соответствующего отражения в бухгалтерской отчетности.

Изменения в бухгалтерском учете, связанные с введением Типового плана счетов, должны повысить степень достоверности и объективности информации о финансовом положении и результатах деятельности организации.

Сформированные в бухгалтерском учете объекты налогообложения теперь не всегда и не в полной мере соответствуют требованиям налогового законодательства. Для правильного исчисления налогов и сборов и избегания последствий их неверного исчисления и уплаты учетные работники должны корректировать объекты налогообложения, сформированные в бухгалтерском учете, с учетом требований налогового законодательства, причем данные корректировки должны быть соответствующим образом документально оформлены. Документы налогового учета должны храниться наравне с документами бухгалтерского учета, так как их также будут требовать при проведении проверок контролирующие органы.

Налоговым кодексом Республики Беларусь установлено, что порядок ведения налогового учета определяется законодательством. Однако на момент введения налогового учета в Республике Беларусь, в отличие от Российской Федерации, принята и введена в действие только общая часть Налогового кодекса. Поэтому более конкретно порядок ведения налогового учета будет разъяснен в отдельных правовых актах.

По результатам сравнения нужно постараться максимально сблизить налоговый и бухгалтерский учет, определить ответственных лиц, разработать порядок документооборота налоговых регистров и многое другое. Проведенные преобразования должны быть закреплены в разработанных и утвержденных внутренних документах по порядку ведения налогового учета.


1.3 Краткая экономическая характеристика Калинковичского райпо


Главной целью Калинковичского райпо, отраженной в его уставе, является получение прибыли в результате осуществления хозяйственной деятельности для удовлетворения социальных, экономических и культурных интересов членов потребительского общества, собственника и членов трудового коллектива.

Руководство бухгалтерским учетом возложено на главного бухгалтера, права, обязанности и ответственность которого определяется статьями 9-11 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности». Обязанности между работниками распределены согласно должностным инструкциям.

Результаты финансовой деятельности по Калинковичского райпо приведены в таблице 1.3.1.


Таблица 1.3.1- Показатели деятельности Калинковичского райпо за 2005-2006 гг.

Показатели

2005 г.

2006 г.

Отклонение (+; -)

Темп роста, %

1. Выручка от реализации в розничной торговле:

1.1. В действующих ценах, млн р.

22124

27477

5353

124,195

1.2. В сопоставимых ценах, млн р.

19985,5

23893,0

3907,5

119,552

2. Выручка от реализации в общественном питании:

2.1. В действующих ценах, млн р.

2879

3185

306

110,629

2.2. В сопоставимых ценах, млн р.

2643

2854

211

107,983

3. Валовая прибыль:

3.1. Розничной торговли, млн р.

467

453

-14

97,0021

3.2. Общественного питания, млн р.

494

424

-70

85,83

4. Уровень валовой прибыли, %:

4.1. Розничной торговли (5.2: 2.1 *100), %

2,111

1,649

-0,462

78,104

4.2. Общественного питания (5.3: 3.1 *100), %

0,172

0,133

-0,038

77,584

5. Расходы на реализацию товаров:

5.1. В розничной торговле (7.2: 2.1 *100), млн р.

3884

4751

867

122,322

5.2. В общественном питании (7.3: 3.1 *100), млн р.

734

863

129

117,575

6. Уровень расходов на реализацию товаров:

6.1. В розничной торговле, %

17,56

17,29

-0,26

98,4918

6.2. В общественном питании, %

25,49

27,10

1,60

106,279

7. Прибыль (убыток) от реализации

7.1. В розничной торговле, млн р.

4

-7

-11

-175

7.2. В общественном питании, млн р.

-27

-51

-24

188,889

8. Уровень прибыли (убытка) от реализации товаров:

8.1. В розничной торговле (9.2: 2.1 *100), %

0,018

-0,025

-0,044

-140,91

8.2. В общественном питании (9.3: 3.1 *100), %

-0,938

-1,601

-0,663

170,74

9. Прибыль (убыток) за отчетный период, млн р.

-23

-58

-35

252,17

10. Налоги и сборы, платежи и расходы, производимые из прибыли, млн р.

0

0

0

0,00

11. Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), млн р.

-23

-58

-35

252,17

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.