Рефераты. Роль налогов в формировании муниципальных бюджетов

Наиболее полно обязанности налоговых органов в их отношениях с плательщиками представлены в приказах ФНС России:

– от 27 апреля 2007 г. №ММ-3–25/267 «Об утверждении Единого стандарта обслуживания налогоплательщиков»;

– от 9 сентября 2005 г. №САЭ-3–01/444 «Регламент организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами».

Анализ этих и ряда других документов позволяет выделить основные направления работы налоговых органов с плательщиками:

– оказание услуг по регистрации и учету плательщиков;

– прием налоговой и бухгалтерской отчетности;

– подготовка документов по запросам плательщиков;

– прием плательщиков в налоговых органах;

– проведение сверки расчетов плательщиков и их информирование о состоянии расчетов с бюджетом; организация работы телефонной справочной линии;

– размещение информационных стендов;

– ответы на письменные вопросы плательщиков;

– проведение семинаров с плательщиками;

– использование средств массовой информации;

– регистрация контрольно-кассовой техники;

– оказание услуг по выдаче разрешений, лицензированию, проведению экспертных оценок и регистрации объектов игорного бизнеса.

1. Прием налоговой и бухгалтерской отчетности. Отделы работы с налогоплательщиками ежедневно принимают и регистрируют большой массив налоговых деклараций (расчетов), деклараций (расчетов) по взносам на обязательное пенсионное страхование, бухгалтерской отчетности.

Только за 2009 г. налоговые инспекции Брянской области получили от плательщиков более 1 млн. налоговых деклараций, в том числе на бумажных носителях – 84,7% (из них на дискетах – более половины, по почте – около 30%), по телекоммуникационным каналам связи – 15,3%. Кроме того, поступило почти 1,5 млн. справок о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ и 137 тыс. документов бухгалтерской отчетности.

2. Подготовка документов по запросам плательщиков. Отдел работы с налогоплательщиками осуществляет прием от плательщиков не только их отчетности, но и других документов: заявлений – о переходе на единый сельскохозяйственный налог, на упрощенную систему обложения, о регистрации объектов обложения налогом на игорный бизнес, о зачете налоговых платежей, о представлении льгот по имущественным налогам и т.п. На стендах налоговой инспекции размещаются образцы запросов (писем, заявлений), а также сведения о способах получения ответа (лично или по почте). При этом плательщик уведомляется о том, что если не указан способ получения ответа, то ответ ему будет направлен по почте.

Зарегистрированные документы, подлежащие вводу в АИС «Налог», формируются в пачки по их видам и передаются в отдел ввода и обработки данных по сопроводительному ярлыку не позднее дня, следующего за днем получения документа от плательщика. Подготовленные функциональными отделами инспекции уведомления, свидетельства и другие документы (за исключением относящихся к государственной регистрации и учету) выдаются плательщику в срок не позднее 7 календарных дней со дня получения запроса.

3. Прием плательщиков в налоговых органах. Прием плательщиков осуществляется ежедневно в течение всего рабочего времени, в том числе и в период обеденного перерыва в налоговом органе. Время ожидания в очереди согласно Единому стандарту обслуживания налогоплательщиков должно составлять не более 30 мин, при «пиковых» нагрузках – не более 1 ч.

Помещения для работы с плательщиками (операционные залы) целесообразно размещать на нижних этажах зданий налоговых инспекций и для удобства работы организовать отдельный вход для плательщиков.

4. Проведение сверки расчетов по налогам и информирование о состоянии расчетов с бюджетом. Сверка расчетов с бюджетом проводится в обязательном порядке: с крупнейшими плательщиками – ежеквартально; при переходе плательщика из одной налоговой инспекции в другую; при ликвидации или реорганизации организации. По заявлению налогоплательщика совместная сверка может производиться:

– для уточнения платежа, если налог был перечислен по ошибочному КБК;

– для зачета или возврата излишне уплаченного налога;

– для получения справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (при получении кредита, участии в тендере и т.п.).

С 7 октября 2007 г. налоговые органы используют новую форму акта совместной сверки расчетов, утвержденную приказом ФНС России от 20 августа 2007 г. №ММ-3–25/494 «Об утверждении формы акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам». Срок формирования и передачи полного акта плательщику не должен превышать 15 рабочих дней с даты получения краткого акта. Основанием для сверки расчетов по предложению налогового органа служит поступление заявления о снятии плательщика с учета в налоговом органе, о начале процедуры ликвидации либо реорганизации в связи с решением судебного органа и т.д. При этом формируются краткий акт сверки и информационное письмо в трех экземплярах, один экземпляр остается в отделе работы с налогоплательщиками для контроля, два высылаются плательщику.

В некоторых случаях по заявлениям плательщиков составляются развернутые справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме №39–1 и по форме №39–1ф для физических лиц (о состоянии расчетов по налогам и сборам). Эти справки формируются по всем уплачиваемым налогам в течение 5 рабочих дней со дня поступления запроса.

Межрегиональная инспекция ФНС России по централизованной обработке данных (МРИ ФНС России по ЦОД), налоговые органы по последнему месту жительства физического лица на территории России выдают справки об отсутствии задолженности по уплате налогов физическим лицам, выходящим из российского гражданства. При поступлении таких заявлений межрегиональная инспекция запрашивает информацию о наличии у заявителя задолженности по уплате налогов во всех управлениях ФНС России по субъектам РФ. Справка об отсутствии задолженности по уплате налогов подписывается руководителем межрегиональной инспекции и заверяется печатью. В случае обращения в налоговый орган по последнему месту жительства на территории РФ физического лица данный налоговый орган в 10-дневный срок рассматривает представленные заявителем документы и принимает решение о выдаче справки.

Если же в налоговый орган поступило заявление, в приложении которого отсутствуют документы, подтверждающие последнее место жительство, то при наличии документов, удостоверяющих личность физического лица, налоговый орган направляет для рассмотрения такое заявление в МРИ ФНС России по ЦОД (125373, г. Москва, Походный проезд, владение 3, корпус 1) и информирует об этом заявителя.

5. Организация работы телефонной справочной и «горячей линии». В каждой налоговой инспекции, управлении по субъекту РФ с 2003 г. организована специальная телефонная справочная служба для плательщиков, для чего назначаются сотрудники, ответственные за работу на выделенных телефонах. Информация об этих телефонах размещается на стендах налоговых инспекций, на сайте управления ФНС России по субъекту РФ, местных СМИ. Сотрудник, ответственный за работу на справочном телефоне, принимает и регистрирует все звонки в специальном журнале.

При приеме устного запроса налогоплательщика (по телефону или лично) сотрудник отдела работы с налогоплательщиками дает ответ самостоятельно. Если сотрудник не может ответить на вопрос самостоятельно, то он совместно с сотрудниками других отделов принимает необходимые меры для ответа плательщику.

Анализ поступающих звонков на телефоны справочных служб инспекций и Управления ФНС России по Брянской области за 2007–2009 гг. показал, что наиболее частыми являются вопросы:

– о порядке представления гражданам социальных и имущественных вычетов по налогу на доходы физических лиц;

– порядке исчисления, представления льгот гражданам по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу;

– особенностях исчисления ЕНВД и применения УСН;

– применении КБК при заполнении платежных поручений;

– кодах ОКВЭД;

– присвоении ИНН;

– сдаче отчетности по телекоммуникационным каналам связи.

В период проведения массовых кампаний в УФНС, некоторых инспекциях функционирует телефон «горячей линии».

В УФНС также действует «телефон доверия», на который налогоплательщики могут обратиться с жалобами на невнимательность, грубость сотрудников налоговых органов.

6. Ответы на вопросы плательщиков. Ответы на письменные вопросы плательщиков о действующем налоговом законодательстве, порядке исчисления и уплаты налогов, правах и обязанностях плательщиков, полномочиях налоговых органов, а также о порядке заполнения форм налоговой отчетности даются в течение 30 календарных дней. При необходимости этот срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней, с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления.

Только за 2009 г. отделами по работе с налогоплательщиками Управления ФНС России по Брянсской области и налоговых инспекций области даны в установленные сроки ответы на 887 письменных обращений плательщиков (против 743 в 2005 г.).

7. Размещение информационных стендов. В каждой налоговой инспекции для информирования плательщиков широко используются специальные стенды, для чего выделяется сотрудник, который обеспечивает еженедельное обновление информации. Информационные стенды делятся на стенды с постоянной информацией и стенды с изменяемой информацией. По типу размещения стенды делятся на внутренние (находящиеся в здании налоговой инспекции) и внешние (размещаемые в других учреждениях или общественных местах). Внутренние стенды делятся на стенды с организационно-распорядительной информацией и тематические.

На стендах с организационно-распорядительной информацией размещается следующая информация:

– режим работы инспекции;

– реквизиты инспекции;

– КБК, ОКАТО и т.д.;

– о проведении семинаров, «круглых столов» и т.д.;

– адреса официальных интернет-сайтов ФНС России, УФНС России по субъекту РФ;

– координаты специализированных операторов связи;

– номер справочного телефона, телефона «горячей линии», телефона «доверия».

На тематических стендах размещается следующая информация:

– о государственной регистрации и постановке на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

– порядке учета физических лиц, не относящихся к предпринимателям;

– порядке представления деклараций (расчетов), бухгалтерской отчетности и иных документов;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.