В целом за исследуемый период наблюдается положительная динамика поступления налогов в местный бюджет, следует отметить, что наивысшие значения исчисления и поступления налогов наблюдалось в 2008 г., а в 2009 – произошло уменьшение поступлений по всем видам налогов. Наибольший удельный вес в составе налоговых доходов местного бюджета составляет НДФЛ – от 62,3% в 2007 г. до 64,92% в 2009 г. Следует отметить снижение доли налога на имущество с одновременным ростом доли земельного налога.
Отделом выездных проверок за 2009 год принимались следующие меры, направленные на повышение эффективности контрольной работы:
– при отборе налогоплательщиков в план ВНП, учитывается наличие имущества, за счет которого может взыскана задолженность по налогам;
– на стадии проведения проверки инспекторским составом разрешаются проблемные вопросы на рабочей группе, с участием специалистов юридических подразделений, что обеспечивает правовую проработку материалов проверок и формирование доказательственной базы;
– осуществляется системный анализ деятельности налогоплательщика с взаимозависимыми лицами (руководитель, учредители, бухгалтера);
– в качестве потенциальных «зон риска» определены сферы «строительство» и «оптово-розничная торговля».
– в 2009 г. проверялись 4 налогоплательщика – раздел «строительство». Дополнительно начислено в бюджет (с учетом решений ФНС по Брянской обл. и решений АС) 5335,7 тыс. руб., в т.ч. налогов 3767,8 тыс. руб.
По виду деятельности «оптово-розничная торговля» в отчетном периоде проведены выездные налоговые проверки 19 налогоплательщиков, дополнительно начислено в бюджет по результатам проверок 22846,7 тыс. руб., в том числе налогов 17187,2 тыс. руб. Кроме того, уменьшено возмещение НДС из бюджета в сумме 267,1 тыс. руб.;
– применяются такие инструменты налогового контроля как: инвентаризация – при проверке 2 организаций, осмотр помещений и территорий – 28 (при проверке 21 организации и 7 физ. лиц); выемка документов и предметов – у 2 организаций, допросы свидетелей – в 22 проверках (16 организаций и 6 физ. лиц), привлечение специалистов – при проверке 2 организаций; истребование у контрагентов документов о налогоплательщике – в 43 проверках (в 36 проверках организаций и в 7 проверках физических лиц);
– устраняются основания к росту сумм платежей, уменьшенных налоговыми органами по результатам контрольных мероприятий (за 2009 г. уменьшено 99,5 тыс. руб., за 2008 г. – 9 035,3 тыс. руб.);
– совместно с органами внутренних дел за 2009 год проведено 4 выездные налоговые проверки.
Дополнительно начислено в бюджет по результатам совместных проверок (с учетом решений УФНС по Брянской обл. и решений АС) 13 885,5 тыс. руб. поэтому проанализируем перечисление налогов Межрайонной ИФНС №4 по Брянской области в местный бюджет в табл. 11.
Таблица 11 – Анализ перечисления налоговых доходов Межрайонную ИФНС №4 в местный бюджет за 2007–2009 гг., тыс. руб.
Наименование налога
2007 г.
2008 г.
2009 г.
Изменение 2009 к 2007 г.
Налог на доходы физических лиц
218983
601062
46806
-172177
Упрощенная система налогообложения
32466
97905
1927
-30539
Единый налог на вмененный доход
34556
78382
1122
-33434
Единый сельскохозяйственный налог
9
0
-9
Налог на имущество физических лиц
2934
6027
1069
-1865
Земельный налог
61680
61441
3283
-58397
Госпошлина
1222
3767
464
-758
Задолженность по налогам и сборам
885,9
-885,9
Штрафы, пени
779
3159
62
-717
Как видно из табл. 11 наибольшая сумма налоговых доходов была получена местным бюджетом в 2008 г., а к 2010 г. прослеживается отрицательная динамика налоговых поступлений, что связано с общей экономической ситуацией. Представим данные табл. 11 в виде рисунка 4.
Рисунок 4 – Динамика доходов местного бюджета, 2007–2009 гг.
На основе сопоставления данных таблиц 10 и 11 можно сделать вывод, что начисление налогов, в основном НДФЛ, значительно превышает их сбор и перечисление, то есть необходимо улучшение контроля за сбором налогов.
2.3 Анализ недоимок по налогам
По результатам анализа отчетной формы 4-НМ «Отчет о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему РФ» можно составить следующую таблицу 12.
Таблица 12 – Анализ недоимки Межрайонной ИФНС №4 по Брянской области за 2007–2009 гг.
показатель
Задолженность перед бюджетом по налогам и сборам всего
217935
951212
1508762
1290827
В т.ч. недоимка
83421
197053
319581
236160
– недоимка организаций, находящихся в процедуре банкротства
18583
114977
188352
169769
– задолженность приостановленная к взысканию в связи с банкротством
19349
637629
1188140
1168791
Задолженность взыскиваемая судебными приставами
78390
87624
96425
18035
Приостановленные к взысканию платежи
36775
28884
39227
2452
Задолженность перед бюджетом по пеням и налоговым санкциям
138803
852798
1305811
1167008
Суммы списанной безнадежной недоимки по федеральным налогам
1260939
1108581
411846
-849093
Суммы списанной безнадежной недоимки по региональным и местным налогам
217714
97452
98760
-118954
Таким образом на основании анализа табл. 12 и оценки работы Межрайонной ИФНС №4 можно сделать следующие выводы:
1. Задолженность перед бюджетов за исследуемый период выросла на 1290827 тыс. руб. или в 7,3 раза., при этом более всего выросли суммы задолженности перед бюджетом по пеням и налоговым санкциям.
2. Как положительный факт в работе Межрайонной ИФНС №4 по Брянской области следует отметить уменьшение безнадежной недоимки по федеральным налогам на 849093 тыс. руб. за 2007–2009 гг. и безнадежной недоимки по региональным и местным налогам на 118954 тыс. руб. соответственно. Это свидетельствует о росте эффективности контроля за исчислением и сборов налогов со стороны Межрайонной ИФНС №4 по Брянской области.
3. Как негативный момент следует отметить рост задолженности по предприятиям, находящимся в процедуре банкротства, на 169769 тыс. руб. По результатам процедуры банкротства у предприятий не всегда есть возможность погасить задолженность перед персоналом по заработной плате и государством по налогам и сборам, т.е. в случае этих сумм присутствует высокая степень риска недополучения бюджетом этих средств.
4. Соотношение видов платежей в структуре доначислений по результатам контрольной работы за 2009 год выглядит следующим образом:
– налоги (взносы, сборы) – 95928 тыс. руб. или 59,5%. от общей суммы доначислений. По отношению к 2007 г. их удельный вес увеличился на 0,4%.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16