НК РФ предусматривает обязательное ведение раздельного учета сумм доходов и расходов по операциям, для которых гл. 25 "Налог на прибыль организаций" предусмотрен особый порядок учета прибылей и убытков (п. 2 ст. 274 НК РФ). Данное положение будет относиться, например, к списанию убытков от ведения НИОКР, при осуществлении деятельности обслуживающих производств и хозяйств и т.д. Следовательно, если налогоплательщик осуществляет операции, по которым налоговым законодательством предусмотрен особый порядок учета прибылей и убытков, расходы на ремонт ОС, используемых для осуществления таких операций, налогоплательщик должен учитывать отдельно. Поэтому резерв расходов на предстоящий ремонт ОС должен создаваться без учета расходов на предстоящий ремонт объектов, применяемых при осуществлении указанных операций. И конечно, при определении максимальной суммы резерва не должны учитываться и планируемые суммы расходов на ремонт ОС, используемых при осуществлении операций, убытки по которым признаются в особом порядке.
Итак, для того чтобы сформировать резерв, организация должна опираться на следующие данные:
первоначальная стоимость амортизируемых ОС на начало налогового периода;
средняя сумма фактических расходов на ремонт за предыдущие три года;
график проведения "обычных" ремонтов, в том числе приходящихся на текущий налоговый период;
сметная стоимость указанных ремонтов;
перечень ОС, по которым будут осуществляться особо сложные и дорогие виды капитального ремонта;
график проведения ремонта указанных ОС, в котором указываются период осуществления особо сложных и дорогих видов ремонтных работ и их сметная стоимость.
Сравним затраты
Организация, принявшая решение о создании резерва на ремонт ОС, должна на начало налогового периода сформировать смету на текущие капитальные ремонты исходя из графика их проведения. Полученная по смете сумма сравнивается с фактическими затратами на осуществление таких видов ремонта за предыдущие три года, деленная на три. Меньшая из сравниваемых сумм представляет собой предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов на текущие и недорогие виды капитального ремонта.
Если у налогоплательщика имеются ОС, по которым необходим особо сложный, требующий больших финансовых затрат капитальный ремонт, то он определяет сумму дополнительных отчислений в резерв исходя из общей суммы ремонта по такому объекту ОС, поделенной на количество лет, между которыми происходят указанные виды ремонта. Полученная сумма увеличивает предельный размер отчислений, которые налогоплательщик определил по "недорогим" видам ремонта.
Общая сумма равномерно включается налогоплательщиком в состав расходов текущего отчетного (налогового) периода, иначе говоря, если у налогоплательщика отчетным периодом по налогу на прибыль является месяц, то ежемесячно в составе расходов будет учитываться 1/12, если отчетным периодом является квартал - то 1/4.
Отчисления в резерв предстоящих расходов на ремонт ОС списываются на расходы на последнее число соответствующего отчетного (налогового) периода.
По окончании налогового периода налогоплательщик в обязательном порядке сравнивает фактически осуществленные затраты на текущие и капитальные ремонты с величиной соответствующей части резерва (учет расходов на особо сложные виды и дорогие виды ремонтов ведется раздельно).
В случае, когда фактические расходы на особые виды ремонта не превысили сумму отчислений в резерв, данная часть резерва не восстанавливается (если по установленному графику такие работы еще не завершены).
Иначе дело обстоит с той частью резерва, которая предназначена для "обычных" ремонтов.
Сумма превышения величины резерва, сформированного под расходы на текущие и недорогие виды ремонта, над фактическими расходами на данные виды ремонта в текущем налоговом периоде подлежит восстановлению, т.е. включается в состав внереализационных доходов по итогам налогового периода (п. 2 ст. 324 и п. 7 ст. 250 НК РФ).
Если созданного резерва не хватило, чтобы покрыть все фактические расходы организации на такие виды ремонта, то сумма превышения фактических сумм над суммой резерва включается в состав прочих расходов (п. 2 ст. 324 НК РФ).
Пример. У ООО «ДИМ» сумма фактически осуществленных расходов на ремонт за предыдущие три года составила 1 800 000 руб. Средняя величина фактически осуществленных расходов на ремонт за три предыдущих года составит: 1 800 000 руб. / 3 = 600 000 руб.
Я рекомендую ООО «ДИМ» в 2008 году создать резерв на ремонт основных средств, а если бы решение было принято в 2007 году, то: ООО «ДИМ» в 2007 г. принимает решение о создании резерва расходов на ремонт ОС. Согласно графику проведения ремонтов и сметы предполагаемый объем ремонтных работ в 2007 г. составляет 800 000 руб.
При сравнении предполагаемого объема по смете и средней величины фактически осуществленных расходов организацией на ремонт за предыдущие три года выбираем меньшую из сумм, т.е. 600 000 руб. Следовательно, отчисления в резерв организация будет исчислять исходя из предельной суммы 600 000 руб.
В этом же налоговом периоде организация предполагает осуществить капитальный ремонт особо сложного ОС. Согласно технической документации данное оборудование подлежит ремонту 1 раз в пять лет. Сметная стоимость такого ремонта - 12 000 000 руб. Следовательно, отчисления в течение 2007 г. составят 2 400 000 руб.
Таким образом, в 2007 г. налогоплательщик вправе создать резерв в размере 3 000 000 руб. (600 000 руб. + 2 400 000 руб.).
ООО «ДИМ» осуществляет расчеты с бюджетом по прибыли ежемесячно. Следовательно, на последнее число месяца бухгалтер будет включать в расходы текущего периода сумму, равную 1/12 от общей суммы, - 250 000 руб.
На конец 2007 г. расходы на ремонт в ООО "ДИМ" на текущие виды ремонта составили 820 000 руб.
Сумма резерва по дорогостоящему ремонту не восстанавливается (250 000 руб.). В отношении резерва на "обычные виды ремонта" у ООО "ДИМ" произошло превышение реальных сумм над резервными суммами, следовательно, разница между фактически осуществленными и зарезервированными суммами относится в состав прочих расходов.
3.3 Эффективность "амортизационной премии" как составляющей амортизации
С течением времени подход к начислению амортизации неоднократно изменялся. До некоторого времени (до 2006 г.) амортизацию рассматривали как процесс постепенного переноса стоимости ОС на изготавливаемый продукт по мере его производства. Однако с 1 января 2006 г. такой подход к начислению амортизации в целях налогообложения прибыли был пересмотрен. Так, было установлено, что налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10% первоначальной стоимости ОС (за исключением ОС, полученных безвозмездно) и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации ОС, суммы которых определяются согласно ст. 257 НК РФ (п. 1.1 ст. 259 НК РФ, в ред. от 06.06.2005 N 58-ФЗ).
В соответствии с пп. 5 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2006 N 144-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части создания благоприятных условий налогообложения для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, а также внесения других изменений, направленных на повышение эффективности налоговой системы" (далее - Закон N 144-ФЗ) в ст. 259 НК РФ были внесены изменения. Перечень капитальных вложений, которые налогоплательщик имеет право включить в расходы в размере не более 10%, был дополнен. К ним с 1 января 2007 г. отнесены также расходы организации, понесенные при реконструкции ОС. Кроме того, данное изменение было распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 г.
Расходы на капитальные вложения в размере не более 10%, которые налогоплательщик вправе включать в состав расходов единовременно, получили неофициальное название "амортизационная премия". Следует отметить, что применение амортизационной премии является правом, а не обязанностью налогоплательщика.
В п. 2 ст. 259 НК РФ с 2006 г. было определено, что при расчете суммы амортизации налогоплательщиком не учитываются расходы на капитальные вложения, предусмотренные п. 1.1 ст. 259 НК РФ. На этом основании в Письме Минфина России от 11.10.2005 N 03-03-04/2/76 сделан вывод о том, что при расчете амортизационных отчислений указанные расходы уменьшают первоначальную стоимость объекта ОС. Сумму амортизационной премии приравняли к амортизационным отчислениям (Письмо Минфина России от 27.02.2006 N 03-03-04/1/140). Ее включают в налоговые расходы в том периоде, в котором начинают амортизировать имущество. При расчете амортизации по ОС берут его первоначальную стоимость за вычетом списанных сумм.
Пунктом 3 ст. 272 НК РФ установлено, что расходы в виде капитальных вложений, предусмотренные п. 1.1 ст. 259 НК РФ, признаются в качестве расходов того отчетного (налогового) периода, на который приходится дата начала амортизации (дата изменения первоначальной стоимости) ОС, в отношении которых были осуществлены капитальные вложения. На основании п. 2 ст. 259 НК РФ начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект введен в эксплуатацию. Таким образом, амортизационная премия учитывается для целей определения налоговой базы по налогу на прибыль в месяце, следующем за месяцем ввода в эксплуатацию объекта ОС, что подтверждается в Письмах Минфина России от 16.04.2007 N 03-03-06/1/236, УФНС России по г. Москве от 10.08.2006 N 20-12/72388.
В период действия нормы (в 2006 - 2007 гг.), регламентирующей порядок применения амортизационной премии, в гл. 25 "Налог на прибыль организаций" не было четко определено, к косвенным или прямым расходам следует относить расходы, предусмотренные пп. 1.1 ст. 259 НК РФ.
Согласно пп. 3 п. 2 ст. 253 НК РФ суммы начисленной амортизации относятся к расходам, связанным с производством и (или) реализацией.
Расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные (п. 1 ст. 318 НК РФ).
Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).
В соответствии с п. 2 ст. 318 НК РФ различие между прямыми и косвенными расходами заключается в том, что сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода, а прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ (налогоплательщики, оказывающие услуги, вправе относить сумму прямых расходов в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства), в стоимости которых они учтены в соответствии со ст. 319 НК РФ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22