Рефераты. Правила исчисления и уплаты региональных и местных налогов

Нет никаких указаний о периодичности и продолжительности налоговых проверок, о формах и процедурах участия налогоплательщиков в рассмотрении актов проверок о порядке и сроках принятия решений и т.д.

Конечно это небольшой круг проблем, касающихся правовой базы налогообложения в России, будоражащих нашу налоговую систему. Подчеркнем, что пока не будет выработано авторитетной целостности концепции реформирования налогообложения и его правовых форм, результаты любых изысканий в этой сфере останутся не более чем точкой зрения отдельных коллективов и специалистов.

Под налогом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

В течение 1992-1993 годов серьезные изменения вносились в механизм налогообложения и структуру налогов.

На издержки становления налоговой системы можно отнести и несоблюдение принципа стабильности.

Только в 1992 году в налоговое законодательство семь раз вносились изменения и дополнения. Ни одно государство не может нормально существовать без взимания налогов, с другой стороны, налоги – один из признаков государства.

Относительно комплексной структуры термины «налог» русский экономист М.М. Алексеенко, [6. С.25] еще в XIX веке отмечал: «С одной стороны, налог – один из элементов распределения, одна из составных частей цены, с анализа которой собственно и началась экономическая наука. С другой – установление, распределение, взимание и употребление налогов составляет одну из функций государства.»[1]

Налоги одно из древнейших изобретений человечества. Они появились вместе с государством и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения его функций.

В концентрированном виде исключительную значимость налогов можно выразить словами К.Маркса, [8. С.309]: «Налог – это материнская грудь, кормящая правительство. Налог это пятый бог рядом с собственностью, семьей, порядком и решением. В налогах воплощено экономически выраженное существование государства».[2]

Экономическая сущность налогов сводится к изъятию государством части валового внутреннего продукта. Проблемы построения налоговой системы и принципы налогообложения занимали умы ученых – экономистов и философов на протяжении всего периода существования института государства, что нашло отражение в работах Ф. Аквинского, Ш.Монтескье, А.Смита и др. Именно А.Смиту человечество обязано первой наиболее четкой постановкой вопроса о принципах налогообложения и его справедливости[3].

Ученые экономисты, исследуя налогообложение, давали налогам различные определения.

Изучая экономическую сущность налогов, классик буржуазной политэкономии Д.Рикардо, [26. С.21] писал: «Налоги составляют ту долю труда страны, которая поступает в распоряжение правительства, они всегда выплачиваются, в конечном счете, из капитала или дохода»[4].

Русским финансистом С.И. Иловайским, [21. С.191] было свойственно рассматривать налоги как «принудительные денежные взносы частных хозяйств»[5].

К.Маркс, [8. С.32]анализируя капиталистические производственные отношения, отмечал: «Экономическим воплощением существования государства являются налоги»[6].

Позднее, в начале ХХ века, определение налогов было дано русским ученым Александром Соколовским: «Под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств для покрытия его расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики без предоставления плательщиками его специального эквивалента»[7]

И.И. Тургенев, [27. С.18]: «Так как налоги, взимаемые правительством с подданных, сделались везде единственным источником доходов государственных, то правительство обязано стремиться к усовершенствованию сей части государственного управления, искусство которого в том, чтобы народ, платя сколь можно более, думал при том, что платить сколь можно менее»[8]

Дефиниция налога претерпела длительную и сложную эволюцию, характер которой еще раз доказывает правильность вывода о неотделимости процессов развития государства и налогообложения.

В общих чертах история взглядов на понятие налога отражена в работе Э. Селисмана и Р. Стурма, [23. С.67] «Этюды по теории обложения», в которой авторы выделили семь степеней понимания рассматриваемой категории, вначале господствующей является идея дара.

В средние века индивидуум делает подарок правительству. На второй ступени правительство смиренно умоляло или просило народ о поддержке… На третьей стадии (проявляется идея) мы встречаемся с идеей помощи, оказываемой государству. На четвертой стадии проявляется идея о жертве, приносимой индивидуумом в интересах государства. Он теперь отказывается от чего-либо в интересах общественного блага. На пятой стадии у плательщика развивается чувство долга, обязанности. Лишь на шестой стадии встречаем идею принуждения со стороны государства, на седьмой и последней стадии мы видим идею определенной доли или определенного оклада, установленных или начисленных правительством, вне всякой зависимости от воли плательщика»[9]

Налоговую систему образуют совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке. Конечно же, она должна быть, по крайней мере ясной и четкой.

У А.Смита, [24. С.123] мы находим: «Налог, который обязывается уплатить каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, и не может быть произвольным»[10]

Практика налогообложения исчисляется не одним столетием, разработаны основные принципы построения налоговой системы. Эти принципы или правила впервые сформулированы А.Смитом в XIX веке.

Первое правило – равномерность. Это правило требует, чтобы граждане каждого государства принимали материальное участие в поддержке ими правительства. Часто данное правило называется принципом справедливости, требующим, чтобы обложение было достаточно жестким для богатых лиц, и щадящим для социально слабо защищенных слоев населения.

Второе правило – определенность (известность). Согласно этого правила, налог должен быть точно определен и не произволен, т.е. плательщику известно время, способ и сумма платежа.

Третье правило – удобство. Это правило определяет, что каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляются наиболее подходящими для плательщика, т.е. государство должно упростить акт уплаты налога, а также приурочить налоговый платеж ко времени получения дохода.

Четвертое правило – экономность. Правило предлагает сокращение издержек взимания налогов: «Расходы по сбору налогов должны быть минимальными»[11].

Отношение к налогам давно привлекает внимание ученых и государственных деятелей. В изданной в 1625 году книге «Опыты наставления нравственные и политические» английский философ Ф.Бэкон лорд-хранитель большой печати при короле Якове Стюарте, [12. С.56] писал: «Налоги, взимаемые с согласия народа не так ослабляют его мужество; примером тому могут служить пошлины в Нидерландах и до известной степени субсидии в Англии. Заметьте, что речь у нас идет сейчас не о кошельке, а о сердце. Подать, взимаемая с согласия народа или без такого, может быть одинаковая для кошельков, но не одинаково ее действие на дух народа»[12]

Налоги возникали вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.

«В налогах воплощено экономически выраженное существование государства» - справедливо подчеркивал К.Маркс.[13]

А.Смит, [24. С. 186] писал: «всякий человек, который получает свой доход из источника, принадлежащего лично ему, должен получить его либо от своего труда, либо от своего капитала, либо от своей земли. Доход, получаемый с капитала лицом, которое лично употребляет его в дело, называется прибылью, доход, получаемый с него лицом, которое не употребляет его в дело, а ссужает его другому, называется процентом, или денежным ростом…

Доход, получаемый целиком с земли, называется рентой и достается землевладельцу… Все налоги и всякий основной на них доход – все оклады, пенсии, ежегодные рентные доходы всякого рода – в конечном счете получается из того или другого, из этих трех первоначальных источников дохода и выплачивается непосредственно из заработной платы, из прибыли, с капитала или ренты с земли».[14]

Налоги исторически объективно присущи государству, требующему для своего функционирования постоянного финансового обеспечения. Поэтому, следует согласиться с английским исследователем А.Дорки, [19. С. 45] который определяет, что государство и налоги появились на свет почти одновременно, что «государство – это дитя, словно родившееся уже с ложкой в одной руке и мечем в другой».[15]

В тоже время ни одна современная налоговая система не может действовать без теоретических концепций.

Опыт зарубежных стран показывает, как на основе сочетания теории налогообложения и применения ее на практике достигается успех в развитии государства. Ведь именно теоретические положения легли в основу налоговых систем наиболее экономически развитых стран, таких как США, Великобритания, Германия, Франция, что способствовало созданию в них устойчивого налогообложения.

При существовании различных общих налоговых теорий, таких как теория обмена, аталистическая теория (С. Де Вобан, Ш.Монтескье), теория наслаждения (Ж.Симонд де Сисмонди), теория налога как страховой премии (А.Тьер, Д.Мак-Кумок), следует обратить особое внимание на более классические теоретические концепции: теория налогового нейтралитета, кейнсианская теория, теория монетаризма, теория экономики предложения и социальная теория налогов.

Сторонники теории налогового нейтралитета (А.Смит, Д.Рикардо) рассматривали налоги как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты на содержание правительства. При этом какая-либо иная роль (регулирование экономики, страховой платеж и др.) налогам не отводилась.

А.Смит, [24. С. 187] в своей книге «Исследования о природе и причинах богатства народов» указал, что правительство должно обеспечивать развитие рыночной экономики, охраняя право собственности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.