Кроме того, первоначальные инвестиции в проект были осуществлены в нулевом году, до начала деятельности предприятия, и поэтому не вошли в таблицу дисконтирования. Следовательно, чистый дисконтированный доход предприятия равен:
4179,5тыс. руб. – 6500 тыс. руб. =-2320,5 тыс. руб.
Это означает, что деятельность предприятия за анализируемый период принесла на 2320,5 тыс. руб. меньше, чем если бы вложенные в производство средства находились бы на депозите со ставкой годовых 15%.
Индекс доходности (ИД) рассчитывается как отношение суммы приведенных эффектов от реализации проекта к величине инвестиций (K).
,
(9)
гдеЗ¢ – затраты в t-ом году, в которые не входят инвестиции;
К – сумма дисконтированных капиталовложений.
Так как все капиталовложения в производство осуществлялись в нулевом году, они не нуждаются в дисконтировании. Сумма дисконтированных чистых доходов равна 4179,5 тыс. руб. Следовательно, индекс доходности равен:
Это означает, что на каждый рубль вложенных в производство средств за пять лет получили 0,64 руб.
Внутренняя норма доходности (ВНД) представляет собой ту норму дисконта, при которой величина приведенных эффектов равна приведенным капиталовложениям, т.е. ЧДД = 0.
Методом подбора определили, что внутренняя норма доходности проекта равна 0,66%. При этой величине дисконта чистый дисконтированный доход равен первоначальным инвестициям.
Срок окупаемости (Ток) – период времени, в течение которого первоначальные инвестиции проекта возместятся суммарными результатами от его осуществления.
Для расчета срока окупаемости определим средний годовой доход за пять лет и рассчитаем срок окупаемости по формуле:
(10)
гдеК – сумма капиталовложений, тыс. руб.;
Д – годовой доход от проекта, тыс. руб.
Среднегодовой доход от проекта равен:
(583,8 тыс. руб. + 831,7 тыс. руб. + 646,4 тыс. руб. + 1391,1 тыс. руб. + +726,6 тыс. руб.)/5 лет = 1329,7 тыс. руб.
Срок окупаемости проекта составит:
Определение объема продаж и выручки от реализации продукции (определенной номенклатуры) по годам осуществляется исходя из спроса на конкретный вид продукции по выбранным рынкам с учетом производственной мощности предприятия. Решение принимается на основе расчета суммы маржинального дохода и его доли в цене продукции.
Величина маржинального дохода или сумма покрытия для каждого вида продукции рассчитывается по следующей формуле:
Мд = Ц – Зп
(11)
Где Мд – величина маржинального дохода единицы продукции, руб.
Ц – рыночная цена единицы продукции, руб.
Зп – переменные (прямые) затраты на единицу продукции, т.е. зависящие от объема производства (например, заработная плата основных производственных рабочих, материальные затраты), руб.
Доля маржинального дохода (Дм) определяется следующим образом:
Дм = Мд : Ц
(12)
Величина маржинального дохода на одну и ту же продукцию может быть разной в зависимости от рынка. В таблицах 10 и 11 рассчитан маржинальный доход от реализации продукции «Астра» и «Тюльпан».
Кроме доли маржинального дохода в цене продукции, важную роль играет спрос на товар на конкретном рынке. Если спрос на товар слишком мал или конкурентов, производящих аналогичный товар на данном рынке слишком много, лучше выбрать другой рынок сбыта.
Таблица 10 Расчет доли маржинального дохода от реализации продукции «Астра»
Рынки
Годы
Цена тысячи штук, тыс. руб.
Производственные издержки на тысячу штук, руб.
Маржинальный доход тысячи штук, руб.
Доля маржинального дохода в цене
Внутренний
1
2200
850
1350
61,4%
2
2100
1250
59,5%
3
4
2000
1150
57,5%
5
Восточный
2400
1550
64,6%
2300
1450
63,0%
Юго-восточный
Таблица 11 Расчет доли маржинального дохода от реализации продукции «Тюльпан»
3600
1700
1900
52,8%
3500
1800
51,4%
3400
50,0%
3200
1500
46,9%
-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10