Рефераты. Финансы АО p> В содержании как внешнего финансового, так и внутреннего управленческого входит анализ хозяйственной деятельности, но его организация, объекты и методы в решении задач финансового и управленческого учета имеют свою специфику. Общая схема содержания анализа хозяйственной деятельности представлена на рис 1.1

| | |Анализ | | |
| | |хозяйственной | | |
| | |деятельности | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
|Управленческий | | | |Финансовый |
|анализ | | | |анализ |
| | | | | | |
| | | | | | |
|Внутрихозяйственный | |Внутрихозяйствен| |Внешний |
|производственный | |ный финансовый | |финансовый |
|анализ | |анализ | |анализ |
| | | | | |
| |Анализ в обосновании и | | | |Анализ эффективности| |
| |реализации бизнес-планов| | | |авансирования | |
| | | | | |капитала | |
| |Анализ в системе | | | |Анализ абсолютных | |
| |маркетинга | | | |показателей прибыли | |
| |Комплексный | | | |Анализ относительных| |
| |экономиче-ский анализ | | | |показателей | |
| |эффективнос- | | | | | |
| |ти хозяйственной | | | |рентабельности | |
| |деятель-ности | | | | | |
| |Анализ технико-организа-| | | |Анализ ликвидности, | |
| |ционного уровня и других| | | |платежеспособности и| |
| |условий производства | | | |рыночной | |
| | | | | |устойчивости | |
| |Анализ объема продукции | | | |Анализ использования| |
| | | | | |собственного | |
| | | | | |капитала | |
| |Анализ взаимосвязи себе-| | | |Анализ и рейтинговая| |
| |стоимости, объема | | | |оценка предприятия -| |
| |продук-ции и прибыли | | | |эмитента | |
| |Анализ использования | | | |Анализ использования| |
| |про- | | | | | |
| |изводственных ресурсов | | | |заемных средств | |

Рис.1.1 Примерная схема содержания анализа финансово-хозяйственной деятельности

Субъектами анализа выступают как непосредственно заинтересованные, так и опосредованно заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации. К первой группе пользователей относятся собственники средств предприятия, заимодавцы, поставщики, покупатели, налоговые органы, персонал предприятия и администрация (руководство).
Каждый субъект анализа изучает информацию со своих позиций, исходя из своих интересов. Следует отметить, что только руководство предприятия может углубить анализ, использую не только данные отчетности, но и данные всей системы хозяйственного учета в рамках управленческого анализа, проводимого для целей управления. Вторая группа пользователей финансовой отчетности - это субъекты анализа, которые хотя непосредственно и не заинтересованы в результатах деятельности предприятия, но должны по договору защищать интересы первой группы потребителей информации. Это прежде всего аудиторские фирмы, а также консультационные фирмы, биржи, юристы, пресса, ассоциации, профсоюзы и др.

Итак, субъектами внутреннего управленческого анализа являются только руководство и привлекаемые ими аудиторы и консультанты. Информационной базой управленческого анализа является вся система информации о деятельности предприятия - о технической подготовке производства, нормативная и плановая информация, хозяйственный учет, в том числе данные оперативного, бухгалтерского и статистического учета, внешняя публичная финансовая и вся система внутрихозяйственной отчетности, прочие виды информации, в том числе опросы специалистов, информация производственных совещаний, пресса и т.д.

Палитра субъектов внешнего финансового анализа весьма разнообразна.
Но все эти субъекты анализа могут использовать, как правило, только данные публичной финансовой отчетности. Стандартизация финансового учета и публичной финансовой отчетности призвана оберегать индексы всех партнеров
(корреспондентов) предприятия, в то же время сохраняя коммерческую тайну предприятия.

Управленческий анализ включает в свою систему не только производственный, но и финансовый анализ, без которого руководство в вопросах финансового анализа опять-таки шире, нежели у внешних пользователей информации. В технико-экономических обоснованиях любого коммерческого дела (бизнес-планах) используются методы как производственного, так и финансового анализа. Так называемый маркетинговый анализ также предусматривает использование методов как производственного, так и финансового в системе маркетинга, т.е. в управлении производством и реализацией продукции, ориентированном на рынок.

Анализ финансовых результатов и финансового состояния

Цель финансового анализа - оценка прошлой деятельности и положения предприятия на данный момент, а также оценка будущего потенциала предприятия.

На первом этапе следует определить подход или направления анализа: следует ли сравнивать показатели предприятия со средними показателями народного хозяйства или отрасли, или показатели с показателями данного предприятия за прошедшие периоды времени, или показатели с показателями других предприятий- конкурентов. Каждый подход требует своих методов анализа, подбора соответствующей ему информации.

На втором этапе финансового анализа оценивается качество информации, качество доходов, т.е. влияние способов и методов учета на формирование прибыли и других финансовых результатов. Так, чистая прибыль - “сердцевина” всех финансовых показателей. Насколько она показательна? На “качество” чистой прибыли могут воздействовать методы учета и расчетов прибыли от реализации продукции, работ и услуг, характер результатов прочей реализации и внереализационных результатов, налоговые условия и льготы по налогам и т.д. Размер прибыли от реализации продукции зависит от методов списания безнадежных долгов, от принятой оценки товарно-материальных ценностей, методов начисления износа как основных фондов, так и нематериальных активов.

На третьем этапе проводится сам анализ с использованием следующих основных методов: горизонтального - сравнение каждой позиции баланса или другой формы отчетности с данными предшествующего периода; вертикального - определение структуры слагаемых показателя, влияния каждой позиции на результат в целом; трендового - анализ показателя за ряд лет и определение тренда с помощью математической обработки ряда динамики.

Анализ может вестись как по абсолютным, так и по относительным показателям. Особое значение имеет расчет относительных показателей ликвидности и рыночной устойчивости, а также рентабельности предприятия.

Прибыль и рентабельность являются важными показателями эффективности производства. Прибыль - это,с одной стороны, основной источник фондов предприятий, а с другой - источник доходов государственного и местного бюджетов. Важно при этом учитывать не только размеры и прирост прибыли, но и уровень рентабельности; знать, сколько прибыли получено на каждый рубль производственных фондов. На величину прибыли и уровень рентабельности оказывают влияние многие факторы. Прибыль и рентабельность предприятия являются обобщающими показателями интенсификации производственной и маркетинговой деятельности. Ниже представлена схема формирования и анализа показателей и факторов прибыли (рис 1.2.).

| |Выручка от реализации | | | |
| |продукции, работ и | |Себестоимость продукции| |
| |услуг в действующих | |(работ и услуг) | |
| |ценах без налога на | | | |
| |добавленную стоимость | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| |Прибыль от реализации | |Результат от прочей | |
| |товарной продукции | |реализации (основных и | |
| | | |оборотных фондов) | |
| | | | | |
| | | | | |
| |Прибыль от реализации | |Сальдо доходов и | |
| |продукции (работ и | |расходов от | |
| |услуг), иных | |внереали-зационных | |
| |материаль-ных ценностей| |операций | |
| | | | | |
| | | | | |
| |Балансовая (валовая) | |Сумма корректировки | |
| |прибыль | |балансовой прибыли для | |
| | | |налогообложения | |
| | | | | |
| | |Величина облагаемой налогом | | |
| | |балансовой (валовой) прибыли | | |
| | | | | |
| |Налоги с учетом льгот | |Чистая прибыль, остающаяся | |
| | | |в распоряжении предприятий | |
| | | | | |
| | | | | |
|Финансовый | |Фонд развития| |Фонд | |Фонд |
|резерв | |производства | |социального | |материального |
| | | | |развития | |поощрения и др.|

Рис 1.2. Модель хозяйственного механизма предприятия, основанная на налогообложении прибыли

Для предприятий важное значение имеет распределение прибыли на часть, отчисляемую в государственный и местный бюджет, и на часть прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. Прибыль на собственные нужды распределяется на капитальные вложения по техническому перевооружению и расширению производства, развитию собственных оборотных средств, на материальное поощрение работников, на социально-культурные мероприятия и строительство жилья, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения.

Для углубленного анализа прибыли целесообразно группировать факторы, влияющие на ее размер.

К группе внешних факторов относятся: природные (климатические) условия, транспортные и другие факторы, вызывающие дополнительные затраты к одних предприятий и обуславливающие дополнительную прибыль - у других; изменения, не предусмотренные планом предприятия, оптовых цен на продукцию, потребляемое сырье, материалы, топливо, покупные полуфабрикаты, тарифов на услуги и перевозки, торговых скидок, накидок, норм амортизационных отчислений, ставок заработной платы, начислений на нее и ставок налогов и других сборов, выплачиваемых предприятиями; нарушение поставщиками, снабженческо-сбытовыми, вышестоящими хозяйственными, финансовыми, банковскими и другими органами государственной дисциплины по хозяйственным вопросам, затрагивающим интересы предприятия.

В группе внутренних факторов различают: основные факторы, определяющие результаты работы, и факторы, связанные с нарушением государственной дисциплины, предприятием.

Факторами, связанными с нарушением хозяйственной дисциплины, являются: нарушение действующего порядка установления и применения цен, а также торговых скидок; экономия, полученная в результате невыполнения необходимых мероприятий по охране труда, улучшению условий труда и техники безопасности, невыполнения плана текущего ремонта основных производственных фондов, использования средств по подготовке и повышению квалификации кадров, непроведения мероприятий по испытаниям и освоению новой техники и т.д.; экономия, полученная от выпуска продукции с отступлениями от условий стандартов, рецептур, технических условий и нарушением технологии производства.

Общий результат хозяйственной деятельности (валовая сумма прибыли) складывается от реализации товарной продукции, прочей реализации и внереализационных результатов. Два первых слагаемых образуют прибыль (или убыток) всей реализации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.