По данным таблицы 19 можно сделать следующие выводы: большую долю балансовой прибыли занимает прибыль от реализации произведенной продукции (около 93 %), имеют место внереализационный доходы и расходы.
В 2006 году удалось увеличить балансовую прибыль на 33,936 млн. руб. благодаря увеличению прибыли от реализации основной продукции на 149,952 млн. руб. Полученные суммы от вложения средств в уставные капиталы других хозяйствующих субъектов в 2006 году снизились на 10,553 млн. руб. В то же время внереализационные расходы уменьшались на протяжении всего анализируемого периода, то есть предприятием было уплачено меньше штрафов, пенни и прочих выплат.
1.9 Анализ рентабельности
Если предприятие получает прибыль, то оно считается рентабельным. Показатели, характеризующие рентабельность, характеризуют относительную прибыльность. Для объективной оценки эффективности хозяйственной деятельности необходимо охарактеризовать динамику уровня рентабельности.
По данным «Отчета о прибылях и убытках» (ф. № 2) можно проанализировать динамику рентабельности.
Показатели, характеризующие рентабельность, порядок расчета и их динамика представлены в таблице 20.
Динамика уровня рентабельности за 2005 – 2006 г.г.
Отклонен.
Наименование показателя
2005 г.
2006 г.
млн. руб.
от 2004г.
1
2
3
4
Рентабельность продаж, %
с.050(ф.№2) / с.010(ф№2) * 100
32,6
32,7
0,07
Бухглатерская рентабельность от
обычной деятельности, %
с.160(ф.№2) / с.010(ф№2) * 100
26,57
26,47
-0,1
Чистая рентабельность, %
с.190(ф.№2) / с.010(ф№2) * 100
Экономическая рентабельность (активов), %
с.190(ф.№2) / с.300(ф№1) * 100
80,97
81,63
0,66
Рентабельность собственного капитала, %
с.190(ф.№2) / с.490(ф№1) * 100
93,16
93,22
0,06
Валовая рентабельность, %
с.029(ф.№2) / с.010(ф№2) * 100
32,61
32,68
Затратоотдача, %
с.050(ф.№2) / с.020+030+040(ф№2) * 100
48,37
48,51
0,14
Рентабельность продаж показывает, какую прибыль фирма получает от единицы реализованной продукции. В 2006 году рентабельность продаж увеличилась (с 32,6 % до 32,7 %) по сравнению с 2005 годом, но выручка от реализации увеличилась на 149,952 млн. руб., а себестоимость реализованной продукции увеличилась на 97,363 млн. руб., что обусловлено использованием более дорогостоящих материалов.
Бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности показывает уровень прибыли после выплаты налога. Чистая рентабельность показывает сколько чистой прибыли приходится на единицу выручки. В нашем случае значение этих показателей совпадают, что обусловлено отсутствием чрезвычайных доходов и расходов. Снижение чистой рентабельности в 2005 и в 2006 годах на 0,1 % произошло под влиянием не пропорционального уменьшения чистой прибыли и выручки от реализации.
Экономическая рентабельность (рентабельность активов) – это самый общий показатель, отвечающий на вопрос, сколько прибыли получает предприятие в расчете на 1 рубль своего имущества. От его уровня, в частности, зависит размер дивидендов на акции в акционерных обществах. В 2006 году наблюдается увеличение рентабельности активов предприятия, что является положительной тенденцией.
Показатель рентабельности собственного капитала позволяет установить зависимость между величиной инвестируемых собственных ресурсов и размером прибыли, полученной от их использования. В анализируемом периоде наблюдается некоторое колебание значения показателя рентабельности собственного капитала в сторону уменьшения. Коэффициент чистой рентабельности, влияющий на рентабельность собственного капитала, определяется результативностью работы отчетного периода, а будущий эффект долгосрочных инвестиций он не отражает. Если организация планирует переход на новые технологии или другую деятельность, требующую больших инвестиций, то рентабельность капитала может снижаться. Однако если расходы в дальнейшем окупятся, то снижение рентабельности нельзя рассматривать как негативную характеристику текущей деятельности.
Особый интерес для внешней оценки результативности финансово-хозяйственной деятельности предприятия представляет анализ показателя затратоотдачи (или как его еще называют рентабельность продукции). Он показывает, сколько прибыли от продажи приходится на 1 млн. руб. затрат. Низкорентабельные виды продукции могут продаваться в больших количествах и приносить большую массу прибыли. Высокорентабельная продукция может продаваться в ограниченных объемах.
1.10 Основные технико-экономические показатели
Составим сводную таблицу основных показателей комплексно характеризующих хозяйственную деятельность завода в 2005–2006г.г.
Таблица 21
Основные технико-экономические показатели
Наименование
Ед.
Отклонение
показателя
изм.
2005г.
2006г.
2006г. от 2005г.
+ (-)
%
5
6
Объем товарной продукции
млн.руб.
7222,787
7481,403
258,616
3,6
Объем валовой продукции
7916,175
8379,171
462,996
5,8
Производительность труда:
- на 1 работающего
1,860
1,930
3,8
- на 1 рабочего
чел.
2,410
2,490
0,08
3,3
Численность персонала:
4259
4351
92
2,2
- рабочих
3284
3362
78
2,4
- руководителей
356
364
8
- специалистов
560
565
0,9
- служащих
59
60
1,7
Общий фонд зарплаты:
375,766
423,095
47,329
12,6
292,053
330,74
38,687
13,2
52,55
57,374
4,824
9,2
29,561
32,747
3,186
10,8
1,602
2,234
0,632
39,5
Выручка от реализации
5776,381
5926,333
149,952
2,6
Себестоимость товарного выпуска
4867,223
5036,845
169,622
3,5
Показатель качества про-дукции (отношение потерь от брака к себестоимости)
2,04
1,62
-0,42
-20,6
Себестоимость реализованной продукции
3892,533
3989,896
97,363
2,5
Валовая прибыль от реализации
1883,848
1936,437
52,589
2,8
Среднегодовая стоимость активов
1895,152
1921,557
26,405
1,4
- основных
991,298
992,382
1,084
0,1
- оборотных
903,854
929,175
25,321
Сумма чистой прибыли
1534,589
1568,525
33,936
Рентабельность активов предприятия
81,6
0,7
Рентабельность продаж
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22