|
2. Понятие и методы финансовой деятельности государства.
Реализация стоящих перед государством задач связана с необходимостью использования финансовой системы. В результате оно осуществляет деятельность по планомерному и целенаправленному образованию, распределению и использованию государственных централизованных и децентрализованных денежных фондов, т. Е. Финансовую деятельность. Итак, финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны. Главной, определяющей целью этой деятельности должно быть создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, его свободное развитие (ст. 7 Конституции РФ). Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов. Финансовая деятельность государства выступает как важная и необходимая составная часть механизма социального управления. Это выражается в том, что аккумулированные государством денежные средства направляются в отрасли народного хозяйства, социальную и другие сферы с учетом приоритетности финансируемых мероприятий на соответствующих этапах развития страны, ее внешних и внутренних условий. Посредством финансовой деятельности создается материальная база, необходимая для функционирования органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, обеспечения обороны и безопасности страны. Воздействие государства на социально-экономические процессы осуществляется не только в форме прямой финансовой поддержки, выделения средств на определенные планы, программы и т.п., но и косвенно — путем предоставления налоговых льгот, применения низких процентных ставок при кредитовании или беспроцентных кредитов, предоставления отсрочек по налоговым платежам и т. П. В целях стимулирования какой-либо деятельности, признанной государством в качестве приоритетной. Финансовой деятельности государства свойственны организационно-правовые особенности. Так, от других сфер деятельности государства она отличается межотраслевым содержанием, поскольку аккумуляция, распределение финансовых ресурсов затрагивает все отрасли и сферы государственного управления. Во-вторых, осуществление государством финансовых функций протекает (в зависимости от их содержания, роли, масштабов действия) в виде деятельности представительных и исполнительных (государственного управления) органов власти. Например, распределение бюджетных средств по основным направлениям жизнедеятельности государства или субъектов Федерации производится представительными органами, а распределение финансовых ресурсов внутри отраслей народного хозяйства — в порядке государственного управления органами исполнительной власти. В-третьих, сфера финансовой деятельности относится к ведению как федеральных органов, так и субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления. Кроме того, имеется область совместного ведения Федерации и ее субъектов. Как управляющая система финансовая деятельность проявляется в разнообразных методах. Их выбор зависит от ряда факторов: от задач государства на конкретном этапе; источников его доходов; от цели использования средств; от соотношения объема финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении государства, и потребностей в средствах; от состояния экономики страны; приоритетности мероприятий и т, д. |
||
3. Финансовая система РФ, её структура и развитие. Финансы как целостная экономическая категория, обладающая общими свойствами, имеют свою структуру, в которую входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), для каждого из которых характерны свои особенности, и они выделены многообразием потребностей общества и обслуживают финансы, охватывая всю экономику страны и социальную сферу. Совокупность входящих в состав финансов звеньев (институтов) в их взаимосвязи образует финансовую систему страны. В финансовой системе РФ в последние годы произошли существенные изменения в связи с новыми экономическими и политическими условиями (переход к рыночным отношениям, распад СССР, становление местного самоуправления). Они коснулись как состава финансовой системы (появились новые институты) так и содержания вошедших в нее звеньев, их внутреннего строения, взаимодействия между собой. На современном этапе в состав финансовой системы РФ входят: - бюджетная система (состоящая из гос-го, бюджетов Субъектов и муниципальных бюджетов), - внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды. - финансы предприятий, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства. - имущественное и личное страхование. - кредит (государственный, муниципальный и банковский) Многозвенность финансовой системы способствует большей ее гибкости и эффективности. Центральное место в фин. Системе занимает бюджетная система. Путем ее использования образуются денежные фонды в форме федерального бюджета, субъектов и муниципальных бюджетов. Развитие фин. Системы РФ на современном этапе связано с использованием зарубежного опыта, ликвидируется государственная монополия на имущественное и личное страхование, банковский кредит. Фин. Система приобретает черты присущие рыночным отношениям в экономике, происходит формирование финансовых институтов на уровне МСУ. Также развитие фин. Системы РФ происходит за счет развития денежной системы, т.е. совершенствования способов платежей и расчетов, валютных операций.
|
4. Предмет ФП, и его место в системе российского права. Итак, финансовое право — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач. К предмету финансового права относятся закрепление структуры финансовой системы, распределения компетенции в данной области между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов, регулирование на основе этих исходных норм отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности. Широк круг участников финансовых отношений: а) между Российской Федерацией, ее субъектами и местными административно-территориальными единицами в лице соответствующих органов представительной и исполнительной власти, возникающие в связи с распределением финансовых ресурсов страны; б) между финансовыми и налоговыми органами государства, с одной стороны, и предприятиями, организациями, учреждениями — с другой, в связи с выполнением финансовых обязанностей перед государством, распределением между ними или расходованием государственных денежных средств; в) между государственными (муниципальными) финансово-кредитными органами в связи с образованием, распределением и использованием соответствующих государственных (муниципальных) денежных фондов и ресурсов (бюджетных, внебюджетных, кредитных, страховых); г) между государственными (муниципальными) предприятиями, организациями, учреждениями, с одной стороны, и их вышестоящими органами государственного (муниципального) управления — с другой, в связи с распределением и использованием в соответствующих отраслях народного хозяйства и сферах социальной жизни бюджетных или кредитных ресурсов, а также собственных средств предприятий, организаций, учреждений; д) между финансово-кредитными органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой, в связи с образованием и распределением государственных кредитных ресурсов и централизованных страховых фондов; е) между финансово-кредитными органами государства, с одной стороны, и физическими лицами — с другой, в связи с выполнением обязанностей последних по внесению платежей в государственные (муниципальные) денежные фонды (в бюджет, внебюджетные целевые фонды). Итак, предмет финансового права — это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач. |
||
5 Источники ФП.
Констит-я; ФКЗ «О Прав-ве РФ» от 17.12.97; Постан-я Конс-го суда; БК от 30 июля 98; НК Ч.1и2; ФЗ « О женияых» 2.12. 90; ФЗ « О счетной палате» 11.01.95; ФЗ « о банках и банков-й деятел-ти» 3.02.96; ФЗ « Об основах налог-й системы РФ» 27.12.91; указы През-та; Постан-я Правит-ва(устанав-ся ставки там-й пошлины); акты ОИВ субъектов РФ; акты фин-во-кред-х органов –Минфин РФ,Центробанк, МНС; т.ж ф-п нормы могут содер-ся в актах ОГУ Нормы финансового права Российской Федерации содержатся в большом числе разнообразных правовых нормативных актов, или источниках. К ним относятся акты представительных и исполнительных органов государственной власти разных масштабов и уровней и органов местного самоуправления (общие и отраслевые, федеральные, республиканские, областные, местные и др.). Итак, источники финансового права Российской Федерации — это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права. Главный источник финансового права — Конституция Российской Федерации, конституции и уставы субъектов Федерации. |
6 Финансово-правовая норма: понятие, особенности, структура, виды. Финансово-правовые нормы — это исходные первичные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли права. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22 |
|
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.