Рефераты. Финансовое право РФ (шпаргалка)

     

 

48 Виды страхования.


        Виды страхования. В России существуют различные виды страхования. При классификации страхования могут быть использованы разнообразные критерии.

Если в основу классификации положен организационный признак, то страхование в условиях создания страхового рынка подразделяется на: вну­треннее (ограниченное), внешнее и смешанное. По основаниям возникнове­ния страховых отношений страхование можно подразделить на обязатель­же (в силу закона) и добровольное (в силу соглашения).

Обязательное страхование может осуществляться как за счет федераль­ного бюджета и бюджетов субъектов Федерации (обязательное государст­венное страхование), так и за счет страхователей.

При классификации страхования в литературе используют и такой кри­терий, как объект страхования. В соответствии с этим критерием страховые отношения подразделяются на:

имущественное страхование (страхование материальных ценностей),

личное страхование (жизнь, здоровье, трудоспособность);

страхование ответственности а страхование предпринимательского

риска.

Имущественное страхование, в свою очередь, подразделяют по роду

опасности на следующие виды:

— страхование от огня и других стихийных бедствий таких объектов, как строения, сооружения, оборудование, домашнее имущество и т. П.;

— страхование сельскохозяйственных культур от засухи и других стихий­ных бедствий;

— страхование на случай падежа или вынужденного забоя животных;

— страхование от аварий, угона и других опасностей средств транспорта. Добровольное страхование возникает на основании договора имущест­венного или личного страхования, заключаемого гражданином или юриди­ческим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком). Гражданский кодекс РФ в ст. 929 закрепляет легальное определение догово­ж имущественного страхования, а в ст. 934 — определение договора лично­го страхования.


49. Обязательное страхование.


  Обязательным является страхование, осуществляемое в силу закона Оно может выступать в виде: обязательного государ­ственного страхования, осуществляемого за счет средств бюд­жета, и обязательного страхования, осуществляемого за счет средств самих страхователей.

Виды, условия и порядок проведения обязательного Страхо­вания определяются соответствующими нормативными финан­сово-правовыми актами.                         ^

Правительству РФ поручено разработать проект Закона «Об основах проведения обязатель­ного страхования в Российской Федерации», где будет опреде­жени его понятие, а также общие (в том числе — и обязательного государственного страхования) цели, задачи, принципы и усло­вия проведения страхования в этой форме.

При разработке проектов законов по вопросам обязательного страхования в соответствии с основными направлениями госу­дарственной политики в этой сфере должны обеспечиваться: а) первоочередное правовое урегулирование видов обязательно­го страхования, направленных на защиту гарантированных Конституцией РФ прав и свобод гражданина; б) подтверждение проведения в Российской Федерации основных видов обязатель­ного личного и имущественного страхования; в) сохранение, а при необходимости — увеличение установленных страховых сумм по видам обязательного личного страхования; г) единство основных положений порядка и условий проведения обязатель­ного страхования в Российской Федерации».

Так, характерными чертами страховых правоотношений по обязательному стра­хованию, как и финансовых правоотношений, являются: во-первых, установление государством видов, порядка и условий обязательного страхования, осуществляемого за счет средств самих страхователей, наличие государственного контроля (над­зора) в этой сфере либо непосредственное участие государства (уполномоченного им органа) в качестве обязательного субъекта отношений по обязательному государственному страхованию; во-вторых, применение при регулировании возникновения, из­менения и прекращения этих правоотношений методом государственно-властных велений.

     

 

50. Обязательное государственное страхование.


Обязательным является страхование, осуществляемое в силу закона Оно может выступать в виде: обязательного государ­ственного страхования, осуществляемого за счет средств бюд­жета, и обязательного страхования, осуществляемого за счет средств самих страхователей.

Виды, условия и порядок проведения обязательного Страхо­вания определяются соответствующими нормативными финан­сово-правовыми актами.                         ^

Правительству РФ поручено разработать проект Закона «Об основах проведения обязатель­ного страхования в Российской Федерации», где будет опреде­жени его понятие, а также общие (в том числе — и обязательного государственного страхования) цели, задачи, принципы и усло­вия проведения страхования в этой форме.

При разработке проектов законов по вопросам обязательного страхования в соответствии с основными направлениями госу­дарственной политики в этой сфере должны обеспечиваться: а) первоочередное правовое урегулирование видов обязательно­го страхования, направленных на защиту гарантированных Конституцией РФ прав и свобод гражданина; б) подтверждение проведения в Российской Федерации основных видов обязатель­ного личного и имущественного страхования; в) сохранение, а при необходимости — увеличение установленных страховых сумм по видам обязательного личного страхования; г) единство основных положений порядка и условий проведения обязатель­ного страхования в Российской Федерации».

Так, характерными чертами страховых правоотношений по обязательному стра­хованию, как и финансовых правоотношений, являются: во-первых, установление государством видов, порядка и условий обязательного страхования, осуществляемого за счет средств самих страхователей, наличие государственного контроля (над­зора) в этой сфере либо непосредственное участие государства (уполномоченного им органа) в качестве обязательного субъекта отношений по обязательному государственному страхованию; во-вторых, применение при регулировании возникновения, из­менения и прекращения этих правоотношений методом государственно-властных велений.









51. Денежная система РФ: понятие, правовые основы.


  Денежная система любого государства является объектом правового регулирования. Конституция Российской Федерации относит финансовое и валютное регулирование, денежную эмис­сию, федеральные банки к предметам ведения Российской Федерации (см. п. «ж» ст. 71 Конституции Российской федерации). Следовательно, денежная система имеет конституцион­ный статус, а нормы Конституции о ней являются одновременно нормами конституционного (государственного) права и нормами финансового права,

Нормы финансового права детально фиксируют статус де­нежной системы Российской Федерации. Кроме того, с помощью норм финансового права — о признаках платежеспособности денежных знаков, об обеспечении порядка обращения наличных денег, основ организации расчетов и т. П. обеспечивается ее нормальное функционирование. Нормы гражданского права регулируют вопросы собствен­ности на деньги (денежные знаки) как объект права собственнос­ти, порядок расчетов при сделках гражданско-правового харак­тера. Нормы административного права устанавливают ответ­ственность за административные правонарушения в сфере денежной системы, главным образом в процессе денежного обращения. Наконец, нормы уголовного права предусматривают уголов­ную ответственность за совершение преступлений, направлен­ных против денежной системы (в основном — фальшивомонет­ничество). Таким образом, к денежной системе имеют непосредственное отношение нормы многих отраслей права.

Комплекс финансово-правовых норм, специально посвящен­ных денежной системе, содержится в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 26 апреля 1995 г.° Кроме того, отдельные нормы, относящиеся к денежной системе, содержатся в Законе РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» от 2 декабря 1990 г.*, в Гражданском кодексе Российской Федерации (часть первая) и в некоторых других законодательных актах Российской Федера­ции.

Денежная система состоит из ряда элементов. В Российской Федерации денежная система включает в себя: официальную денежную единицу; порядок эмиссии наличных денег; организацию и регулирование денежного обращения.

Официальная денежная единица (валюта) Российской Фе­дерации — рубль. Введение на территории Российской Федера­ции других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещены.

Денежно-кредитное регулирование экономики Российской Федерации осуществляется Банком России. В порядке указан­ного регулирования Банк России определяет нормы обязатель­ных резервов, учетных ставок по кредитам, устанавливает экономические нормативы для коммерческих банков, проводит операции с ценными бумагами.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации раз­рабатывает и проводит единую государственную кредитно-денежную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля.

Денежное обращение — движение денег в наличной и безна­личной формах, обслуживающее кругооборот товаров, а также нетоварные платежи и расчеты. Имеется два вида денежного обращения. Во-первых, это обращение наличных денег, то есть денежных знаков (банкнот и монет). Средством платежа в данном случае являются реальные денежные знаки, передаваемые одним субъ­ектом другому за товары, работы и услуги или в других преду­смотренных законодательством случаях (например, штрафы).

Во-вторых, это безналичное денежное обращение. Оно состоит в списании определенной денежной суммы со счета одного субъекта в банковском учреждении и зачислении ее на счет другого субъекта в этом же или ином банковском учреждении либо в иной форме, при которой наличные денежные знаки как средство платежа отсутствуют.  

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.