Принцип обратной связи почти не действует в жёстких или тоталитарных системах управления. В них господствует авторитарный, порой доходящий до культа вождя, принцип управления. Инициатива снизу сведена до минимума. Насилие, элементы которого присутствуют в любой системе управления, становится единственным способом воздействия.
При расширении демократии принцип обратной связи становится просто незаменим, поскольку предполагает широкую инициативу снизу, активное понимание того, что предлагается сверху, наконец, сотворчество масс, хотя главной задачей подлинно демократического управление должно быть управление творчеством масс. Подлинное же творчество масс предполагает
самоуправление.
В современном мире широко распространено такое управление, при котором господствует принцип демократического централизма, выражающий в масштабе страны противоречивое единство двух начал:
• централизованное руководство государственными органами;
• местное самоуправление.
Каждая из этих тенденций имеет свое обоснование. Задача социального управления на данном этапе состоит-в нахождении гармоничного сочетания распределения управленческих функций между звеньями единой системы управления, что позволяет избежать как мелочной опеки со стороны государственных органов, так и игнорирования специфики местных условий, которое приводит к неадекватному управленческому решению, могущему иметь колоссальные негативные последствия для
страны в целом.
Ведь для успешной управленческой деятельности мало одного лишь научного постижения общественных закономерностей, поскольку законы - только общие тенденции движения общества. Для принятия решения необходим учет многих факторов, вплоть до морально-психологической атмосферы в обществе. Необходимо ежеминутно сверять управленческую программу с конкретными интересами людей, с динамикой этих интересов, игнорирование которых может обречь управленческую деятельность на неудачу.
Искусство управления заключается в умении корректировать общее частным и в то же время так воздействовать на частное, чтобы оно не выходило за пределы общей тенденции развития. Но по мере расширения демократии, роста культурного уровня народа общее и частное будут все больше и больше совпадать, а это приведёт к тому, что субъект и объект управления составят органическое единство, т.е. подлинное самоуправление. Но это пока ещё довольно отдалённая перспектива для человечества.
30.Познание как форма духовной деятельности человека. Виды познания и его взаимосвязь с практикой. Знание и вера, знание и понимание. Различные подходы к проблеме познаваемости мира.
Следует подчеркнуть, что познание занимает важнейшее место в системе различных способов духовного освоения мира. Понятие "освоение" мира значительно шире, чем понятие "познание". Человек овладевает действительностью в 3-х основных формах: духовно-теоретического, духовно-практического и практического освоения. Оно осуществляется посредством преобразовательного воздействия на окружающий мир и на самого себя. Это воздействие находит свое проявление в многообразных видах деятельности, характер которой определяется потребностями и интересами. В деятельности проявляется взаимосвязь потребностей, интересов, целей и свободы. В этом процессе человек, взаимодействуя с окружающим миром, приобретает опыт, позволяющий ему ориентироваться в этом мире.
Таким образом, отношение человека к миру, обусловленное его потребностями и интересами и реализующееся в многообразных видах деятельности, является практическим по своей природе. Практика в этом плане выступает как всеобщий способ бытия человека.
Что такое практика и какова ее роль в познании? Следует подчеркнуть, что и в историческом и в индивидуальном развитии люди не начинают с того, чтобы сразу ставить себя в исключительно познавательное отношение к миру. Они с самого начала ставят себя к нему в практическое отношение, а в силу этого и одновременно с этим оказываются в познавательном отношении к миру и к самим себе. Определяя практику, необходимо отметить, что она является общественно-исторической материальной жизнедеятельностью людей во всем объеме ее развития, сущность которой состоит в преобразовании материального Мира и самих себя. Она включает и материальное производство вещей, общественно-политическую, культурную, материально-бытовую Деятельность человека, практику наблюдений, экспериментов, открытий т.д. Именно в практике нечто, ранее никогда не создаваемое, не делаемое, не воспроизводимое человеком, становится однажды впервые создаваемым, делаемым, воспроизводимым. Интересно то, что таковым было все, что сегодня прочно вошло в жизнь человека. История труда постоянно ставит и разрешает проблему преодоления границ человеческой практики. Впервые создавались не только вещи, но и новые явления духовной культуры, новые общественные отношения, институты.
В связи с этим следует отметить, что практика конечно же ломает, разрушает наличные формы, не только преобразует, преображает, но и уродует, искажает их. Понятно, что не все практически творимое человеком является благодеянием: об этом свидетельствуют и негативные последствия научно-технической революции, и сложные экологические проблемы и т.д. Однако главным творением человека является сам человек, и это подчеркивает созидательную, творческую роль практики.
Познавательные функции практики таковы: 1) она - источник возникновения познания, основа его существования и развития, ибо в практике накапливается опыт, появляется потребность в познании, возникают проблемы и задачи, вырабатываются разнообразные средства их разрешения;
2) она конечная цель познания, сфера приложения созданных знаний.
31. 0 возможностях и границах познавательной деятельности.
32.Созерцательная и деятелностная трактовка познавательного отношения человека к миру. Чувственное и рациональное в познании.
Человек овладевает действительностью в 3-х основных формах: духовно-теоретического, духовно-практического и практического освоения. Оно осуществляется посредством преобразовательного воздействия на окружающий мир и на самого себя. Это воздействие находит свое проявление в многообразных видах деятельности, характер которой определяется потребностями и интересами. В деятельности проявляется взаимосвязь потребностей, интересов, целей и свободы. В этом процессе человек, взаимодействуя с окружающим миром, приобретает опыт, позволяющий ему ориентироваться в этом мире.
Чувственное отражение человеком объективного мира есть познавательное отношение. Человек связан с миром с помощью органов чувств, которые осуществляют отражение в форме ощущений, восприятий, представлений, являющихся разновидностями чувственных образов. Теория познания или гносеология выясняет познавательную роль чувственного отражения, решая вопрос о том, как в чувственном отражении и с его помощью происходит переход от незнания к знанию и от него - к новому знанию.
Выделяя проблему развития чувственных образов в живом созерцании, следует отметить, что не только мир, но и сам человек дан себе, в первую очередь, чувственным образом. Он осязает, обоняет, слышит, видит и т.д. и каждое из его чувственных отношений к миру и к самому себе - осязание, обоняние, слух, зрение и т.д. - есть предметное отношение, и в нем чувственный образ является субъективным образом объективного мира.
Рациональное познание или мышление в отличие от чувственного есть отражение общего: общих связей, отношений, основы существования познавательных вещей. Мысленный образ - это обобщенный образ, а, значит, не чувственный, не наглядный, а сверхчувственный, однако, обязанный своим происхождением и развитием чувственному отражению. Основными формами мышления, рационального познания являются понятия, суждения и умозаключения.
33.Познание как процесс. Субъективные и объективные условия познания.
Познание - это активное, целенаправленное отражение действительности в сознании человека. Это не всякое человеческое отражение, не всякая деятельность сознания, а активная целенаправленная деятельность, цель и смысл которой - обеспечить человеку возможность адаптации в широком смысле, возможность ориентироваться в окружающей действительности, это одинаково справедливо и для индивидуума, и для общества. Познание представляет собой процесс проникновения человека в сущность действительности, в сущность вещей, в их закономерные связи и отношения. На уровне отражения явлений человек работает постоянно, но это еще не значит, что всякая его деятельность является познавательной, потому что познавательная деятельность предполагает выяснение сущности процессов и явлений, установление существенных, устойчивых, повторяемых связей и отношений.
34.Представление об истине в современной философии. Критерии истины. Истина и заблуждение. Правда и ложь. Плюрализм мнений и монизм истины.
Обычно истину определяют как соотв знания объекту. Истина - это
адекватная информ о объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Т.о. истина сущ как субъективная реальность в ее информ и ценностном аспектах. Ценность знания определ мерой его истинности. Истина есть свойство знания, а не объекта познания.
Знание есть отражение и сущ в виде чувственного или понятийного образа. Образ может быть не только отраж наличного бытия, но также и прошлого. А будущее - может ли оно быть предм отражения? Можно ли оценить как истинную идею, выступающую в виде замысла? Видимо нет. Разумеется замысел строится
на основании знаний. И в этом смысле он опирается на истинное. Однако замысел оценивается в терминах целесообразности и реализуемости, а не терм истинности или ложности.
Т.о. истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития. Это придает ей особ ценность, связанную с прогностическим измерением. Истинные знания дают людям возможность разумноорганизовывать свои практ действия в настоящем и предвидеть будущее.
35.Специфика научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Соотношение эмпирического и чувственного, теоретического и рационального в научном познании.
Человеческое познание представляет собою единство чувственного и мыслительного отражения на основе практики, которое является историчным и особенно четко проявляется на разных уровнях познания.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13