Рефераты. Шпаргалка по философии для вступительного экзамена в аспирантуру

Принцип обратной связи почти не действует в жёстких или тоталитарных системах управления. В них господствует авто­ритарный, порой доходящий до культа вождя, принцип управ­ления. Инициатива снизу сведена до минимума. Насилие, эле­менты которого присутствуют в любой системе управления, становится единственным способом воздействия.

При расширении демократии принцип обратной связи ста­новится просто незаменим, поскольку предполагает широкую инициативу снизу, активное понимание того, что предлагается сверху, наконец, сотворчество масс, хотя главной задачей под­линно демократического управление должно быть управление творчеством масс. Подлинное же творчество масс предполагает

самоуправление.

В современном мире широко распространено такое управ­ление, при котором господствует принцип демократического централизма, выражающий в масштабе страны противоречивое единство двух начал:

•    централизованное руководство государственными органами;

•    местное самоуправление.

Каждая из этих тенденций имеет свое обоснование. Задача социального управления на данном этапе состоит-в нахождении гармоничного сочетания распределения управленческих функ­ций между звеньями единой системы управления, что позволя­ет избежать как мелочной опеки со стороны государственных органов, так и игнорирования специфики местных условий, ко­торое приводит к неадекватному управленческому решению, могущему иметь колоссальные негативные последствия для

страны в целом.

Ведь для успешной управленческой деятельности мало од­ного лишь научного постижения общественных закономерностей, поскольку законы - только общие тенденции движения общества. Для принятия решения необходим учет многих фак­торов, вплоть до морально-психологической атмосферы в об­ществе. Необходимо ежеминутно сверять управленческую про­грамму с конкретными интересами людей, с динамикой этих интересов, игнорирование которых может обречь управленче­скую деятельность на неудачу.

Искусство управления заключается в умении корректиро­вать общее частным и в то же время так воздействовать на ча­стное, чтобы оно не выходило за пределы общей тенденции развития. Но по мере расширения демократии, роста культур­ного уровня народа общее и частное будут все больше и боль­ше совпадать, а это приведёт к тому, что субъект и объект управления составят органическое единство, т.е. подлинное са­моуправление. Но это пока ещё довольно отдалённая перспек­тива для человечества.

30.Познание как форма духовной деятельности человека. Виды познания и его взаимосвязь с практикой. Знание и вера, знание и понимание. Различные подходы к проблеме познаваемости мира.

Следует подчеркнуть, что познание занимает важнейшее место в системе различных способов духовного освоения мира. Понятие "освоение" мира значительно шире, чем понятие "познание". Человек овладевает действительностью в 3-х основных формах: духовно-теоретического, духовно-практического и практического освоения. Оно осуществляется посредством преобразовательного воздействия на окружающий мир и на самого себя. Это воздействие находит свое проявление в многообразных видах деятельности, характер которой определяется потребностями и интересами. В деятельности проявляется взаимосвязь потребностей, интересов, целей и свободы. В этом процессе человек, взаимодействуя с окружающим миром, приобретает опыт, позволяющий ему ориентироваться в этом мире.

Таким образом, отношение человека к миру, обусловленное его потребностями и интересами и реализующееся в многообразных видах деятельности, является практическим по своей природе. Практика в этом плане выступает как всеобщий способ бытия человека.

Что такое практика и какова ее роль в познании? Следует подчеркнуть, что и в историческом и в индивидуальном развитии люди не начинают с того, чтобы сразу ставить себя в исключительно познавательное отношение к миру. Они с самого начала ставят себя к нему в практическое отношение, а в силу этого и одновременно с этим оказываются в познавательном отношении к миру и к самим себе. Определяя практику, необходимо отметить, что она является общественно-исторической материальной жизнедеятельностью людей во всем объеме ее развития, сущность которой состоит в преобразовании материального Мира и самих себя. Она включает и материальное производство вещей, общественно-политическую, культурную, материально-бытовую Деятельность человека, практику наблюдений, экспериментов, открытий т.д. Именно в практике нечто, ранее никогда не создаваемое, не делаемое, не воспроизводимое человеком, становится однажды впервые создаваемым, делаемым, воспроизводимым. Интересно то, что таковым было все, что сегодня прочно вошло в жизнь человека. История труда постоянно ставит и разрешает проблему преодоления границ человеческой практики. Впервые создавались не только вещи, но и новые явления духовной культуры, новые общественные отношения, институты.

В связи с этим следует отметить, что практика конечно же ломает, разрушает наличные формы, не только преобразует, преображает, но и уродует, искажает их. Понятно, что не все практически творимое человеком является благодеянием: об этом свидетельствуют и негативные последствия научно-технической революции, и сложные экологические проблемы и т.д. Однако главным творением человека является сам человек, и это подчеркивает созидательную, творческую роль практики.

Познавательные функции практики таковы: 1) она - источник возникновения познания, основа его существования и развития, ибо в практике накапливается опыт, появляется потребность в познании, возникают проблемы и задачи, вырабатываются разнообразные средства их разрешения;

2) она конечная цель познания, сфера приложения созданных знаний.

31. 0 возможностях и границах познавательной деятельности.


32.Созерцательная и деятелностная трактовка познавательного отношения человека к миру. Чувственное и рациональное в познании.

Человек овладевает действительностью в 3-х основных формах: духовно-теоретического, духовно-практического и практического освоения. Оно осуществляется посредством преобразовательного воздействия на окружающий мир и на самого себя. Это воздействие находит свое проявление в многообразных видах деятельности, характер которой определяется потребностями и интересами. В деятельности проявляется взаимосвязь потребностей, интересов, целей и свободы. В этом процессе человек, взаимодействуя с окружающим миром, приобретает опыт, позволяющий ему ориентироваться в этом мире.

Таким образом, отношение человека к миру, обусловленное его потребностями и интересами и реализующееся в многообразных видах деятельности, является практическим по своей природе. Практика в этом плане выступает как всеобщий способ бытия человека.

Чувственное отражение человеком объективного мира есть познавательное отношение. Человек связан с миром с помощью органов чувств, которые осуществляют отражение в форме ощущений, восприятий, представлений, являющихся разновидностями чувственных образов. Теория познания или гносеология выясняет познавательную роль чувственного отражения, решая вопрос о том, как в чувственном отражении и с его помощью происходит переход от незнания к знанию и от него - к новому знанию.

Выделяя проблему развития чувственных образов в живом созерцании, следует отметить, что не только мир, но и сам человек дан себе, в первую очередь, чувственным образом. Он осязает, обоняет, слышит, видит и т.д. и каждое из его чувственных отношений к миру и к самому себе - осязание, обоняние, слух, зрение и т.д. - есть предметное отношение, и в нем чувственный образ является субъективным образом объективного мира.

Рациональное познание или мышление в отличие от чувственного есть отражение общего: общих связей, отношений, основы существования познавательных вещей. Мысленный образ - это обобщенный образ, а, значит, не чувственный, не наглядный, а сверхчувственный, однако, обязанный своим происхождением и развитием чувственному отражению. Основными формами мышления, рационального познания являются понятия, суждения и умозаключения.

33.Познание как процесс. Субъективные и объективные условия познания.

Познание - это активное, целенаправленное отражение дей­ствительности в сознании человека. Это не всякое человеческое отражение, не всякая деятельность сознания, а активная целе­направленная деятельность, цель и смысл которой - обеспечить человеку возможность адаптации в широком смысле, возмож­ность ориентироваться в окружающей действительности, это одинаково справедливо и для индивидуума, и для общества. Познание представляет собой процесс проникновения человека в сущность действительности, в сущность вещей, в их законо­мерные связи и отношения. На уровне отражения явлений че­ловек работает постоянно, но это еще не значит, что всякая его деятельность является познавательной, потому что познава­тельная деятельность предполагает выяснение сущности про­цессов и явлений, установление существенных, устойчивых, повторяемых связей и отношений.

34.Представление об истине в современной философии. Критерии истины. Истина и заблуждение. Правда и ложь. Плюрализм мнений и монизм истины.

Обычно истину определяют как соотв знания объекту. Истина - это

адекватная информ о объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности.  Т.о. истина сущ как субъективная реальность в ее информ и ценностном аспектах. Ценность знания определ мерой его истинности. Истина есть свойство знания, а не объекта познания.


 Знание есть отражение и сущ в виде чувственного или понятийного образа. Образ может быть не только отраж наличного бытия, но также и прошлого. А будущее - может ли оно быть предм отражения? Можно ли оценить как истинную идею, выступающую в виде замысла? Видимо нет. Разумеется замысел строится

на основании знаний. И в этом смысле он опирается на истинное.  Однако замысел оценивается в терминах целесообразности и реализуемости, а не терм истинности или ложности.

  Т.о. истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития. Это придает ей особ ценность, связанную с прогностическим измерением. Истинные знания дают людям возможность разумноорганизовывать свои практ действия в настоящем и предвидеть будущее.

35.Специфика научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Соотношение эмпирического и чувственного, теоретического и рационального в научном познании.

Человеческое познание представляет собою единство чувственного и мыслительного отражения на основе практики, которое является историчным и особенно четко проявляется на разных уровнях познания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.