Рефераты. Шпаргалка по философии для вступительного экзамена в аспирантуру

''объективную природу вещей", т.е. их всеобщую сущность. Объективная реальность, таким образом, выступает не в аспекте вещи и свойства, а в аспекте отношения - она существует вне и независимо от сознания и в то же время отражается в последнем.

Таким образом, качественный скачок в понимании материи, связанный с новейшей революцией в естествознании, заключался прежде всего в принципиально новом осмыслении предметного содержания категории "материя".

16. Принцип единства мира, многообразие вещей и процессов.

Вопрос о бытии - одна из "вечных" мировоззренческих проблем. Это определяется тем, что первой и универсальной предпосылкой жизнедеятельности людей является их убеждение в том, что мир есть, что он существует. Не случайно, например, Библия, канонизированная религиозной традицией в качестве "священного писания", начинается именно с книги "Бытия". А в философии понятие "бытия" лежит в основании многих систем прошлого и настоящего. Что же означает понятие "бытие"?

Категория бытия фиксирует не только существование чего-либо (предметы, состояния, люди, идеи, мир в целом), но и объединение всего через факт существования. Бытие - наличное существование многообразия вещей. Это позволяет говорить, с одной стороны, об уникальности отдельных проявлений бытия, а, с другой, - об обобщении, объединении в группы, целостности, что, в итоге, приводит к выводу - бытие является предпосылкой единства мира.

В связи с этим в философии анализируется проблема форм бытия Основными из них являются: бытие вещей, тел как природного, так и искусственного происхождения; бытие человека; бытие духовного; бытие социального. Все эти формы, будучи различными, в то же время взаимосвязаны. Возникает вопрос, имеется ли общая основа всего существующего, и как она выражена в философии? Ответ на него приводит к понятию субстанции (то, что лежит в основе). Субстанция обозначает внутреннее единство многообразия конкретных вещей, событий, явлений и процессов, посредством которых и через которые она и существует.

Учения, которые объясняют единство мира, исходя из одной субстанции, относятся к философии монизма. Например, учения Фалеса. Спинозы и др., в которых в качестве субстанции выступает материя, относятся к материалистическому монизму. А философия Платона, Гегеля, где субстанцией выступает дух, относится к идеалистическому монизму.

есть еще дуалистическая трактовка мира, противостоящая монизму. Например, согласно Р.Декарту, мир образован двумя существующими исходными началами - материальным и идеальным.

Современный материализм продолжает традицию материалистического монизма. Это означает, что многообразие бытия во всех его формах он рассматривает с точки зрения их материального единства. Субстанциальность материи при таком подходе представляет собою бесконечно развивающееся многообразие единого материального мира. Материя существует только в многообразии конкретных объектов, через них, а не наряду с ними как некая телесность, праматерия, из которой возникают и в которой исчезают конкретные предметы, вещи.

17. Движение, пространство и время как атрибуты материи, их специфика в природных и социальных системах.

Способом существования материи является движение. Этим сказано все. Движение есть не некая замкнутая в себе сущность, существующая параллельно и независимо от материи, а способ бытия последней. Вне материи движения нет. Говорить о движении - значит вести речь о самом конкретном и основном, что есть в материи. Ее существование есть не что иное, как процесс последовательной смены ее состояний, т.е. процесс реализации ее движения . Материя выявляет себя во всех своих видах и качествах через движение, посредством него она приобретает свою жизнь и целостность, выступает причиной самой себя.

Движение представляет собой находящееся внутри самой же материи условие ее самоопределения, которое идет по двум линиям: с одной стороны, материя раскрывает себя в бесчисленном множестве качественно различающихся вещей, с другой - выявляет себя в единстве и целостности всего существующего. Выявить сущность материи можно только через изучение движения.

Всеобщими формами бытия движущейся материи, ее важнейшими атрибутами являются пространство и время. Пространство как форма бытия материи характеризует ее протяженность, структурность, существование и взаимодействие элементов во всех материальных системах. Время как форма бытия движущейся материи выражает длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем. В истории философии и науки (например, в классической физике) они нередко отрывались от материи, рассматривались как самостоятельные сущности или внешние условия существования и движения тел, что составляло содержащие субстанциальной концепции пространства и времени.

Например, в теории Ньютона пространство понималось как бесконечная протяженность, вмещающая в себя всю материю и не зависящая от каких-либо процессов, а время - как текущая безотносительно к каким-либо изменениям равномерная длительность. В субъективно - идеалистических концепциях, например, в философии И.Канта, пространство и время трактуются как априорные (доопытные) формы чувственного созерцания, формы упорядочения наших опытных данных.

Более плодотворной в истории философии и науки оказалась Реляционная концепция пространства и времени, согласно которой онипредставляют собою особые отношения между объектами и процессами и вне их не существуют. Согласно материалистической реляционной концепции, пространство и время не существуют сами по себе, вне материи или независимо от нее. Достижения современной науки не только подтверждают, но и углубляют эту концепцию, раскрывая новые аспекты зависимости пространства и времени от материальных процессов.

В этом плане в первую очередь следует выделить создание теории относительности. Специальная теория относительности (1905 г.) показала, что при движениях со скоростями, близкими к скорости света меняются пространственные интервалы (расстояния между двумя близлежащими точками) и временные интервалы (длительность между двумя событиями): первые сокращаются, а вторые растягиваются. Теория относительности выявила также глубокую связь между пространством и временем, показав, что в природе существует единое пространство - время. Поскольку само изменение пространственных и временных интервалов зависит от характера движения тела, то выяснилось, что пространство и время определяются состояниями движущейся материи. В общей теории относительности (1916 г.) А.Эйнштейн показал, что геометрия пространства-времени определяется характером поля тяготения, которое зависит от расположения тяготеющих масс. Вблизи них происходит искривление пространства (его отклонение от евклидовых параметров) и замедление хода времени. Таким образом, теория относительности фиксирует органичное единство пространства, времени, движения, материи.

18.Категория "сознание" как философский способ выражения уникальности человека. Общественно-историческая сущность сознания.

Проблема  сознания  всегда  привлекала  пристальное  внимание философов.  И в тоже время нет в научном  познании более сложной проблемы, чем проблема сознания. Оно до сих пор во многих аспектах остается загадочным и даже таинственным явлением (например, ясновидение, телепатия и другие парапсихологические феномены). Сознание изучают философия, психология, биофизика, информатика, кибернетика, юриспруденция, психиатрия. Объемность, многогранность, многосистемность сознания приводят к тому, что любое его определение кажется представителям разных наук неполным, односторонним. Между тем понимание природы сознания создает определенную философскую мировозренческую позицию для других наук - социологии, языкознания, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, информатики.

Что же представляет собой сознание, в какой связи оно находится с материей, как возникает? Длинный и трудный путь прошли естествознание и философия, прежде чем они смогли дать ответ на эти вопросы. Современная наука доказала, что сознание является результатом длительной эволюции материи. Материя, природа существовали всегда, а человек - результат сравнительно позднего развития материального мира.

Возникновение сознания связано с формированием культуры на основе преобразовательной общественной деятельности людей. Возникновение сознания связано с необходимостью закрепления навыков, способов, норм деятельности человеческого сообщества, что предполагает общение людей, их кооперацию. Это общение, кооперация входят в содержание человеческих представлений, в которых отражается опыт культуры. В этой включенности индивидуальных действий в совместную коллективную деятельность по формированию и воспроизводству всех форм культуры и заключаются принципиальные основания общественной природы сознания. Люди не просто пассивно усваивают нормы и представления общественного сознания, а активно включаются в реальную совместную деятельность, в конкретные формыобщения в процессе этой деятельности. Без этого была бы невозможна совместная деятельность людей в одном поколении, а также передача опыта культуры от одного поколения к другому.

Сознание выступает как условие программирования специфически человеческой коллективной деятельности по созданию и развитию форм культуры. Сознание выполняет функцию социальной памяти человечества, вырабатывая схему воспроизводства накопленного человеческого опыта Нормы и представления сознания носят общественный характер как по своему происхождению, так и по способу функционирования (функция программирования совместного действия, социальная память).

Итак, сознание - продукт природы, свойство материи, но не всей, а только высокоорганизованной - человеческого мозга. Сознание возникло как результат развития материи, сознание неразрывно связано с материей Сознание неотделимо от мыслящей материи - мозга, свойством которого является.

19. 0тражение в природе и сознание человека. Информация.

Всеобщность отражения как свойства, лежащего в фундаменте всей материи, определяется универсальностью материального взаимодействия. Все явления, объекты, процессы объективно существующего материального мира беспрестанно взаимодействуют между собой и в ходе этого взаимодействия  претерпевают определенные  изменении.  Каждый  из  взаимодействующих  объектов, процессов и т. д., воздействуя на другие и вызывая в них соответствующие изменения, оставляет тем самым  определенный <след> в том объекте, явлении, процессе, на который он воздействует, и тем самым запечатлевает себя в результате этого воздействия. Таким образом, в процессах взаимодействия материальные объекты, явления, процессы фиксируют в своих изменениях определенные свойства воздействующих на них объектов, явлений, процессов. Отражение, как всеобщее свойство материи,  и определяется как способность материальных явлений, предметов, систем воспроизводить в своих свойствах особенности других явлений, предметов, систем в процессе взаимодействия с последними. Отражение в указанном выше смысле имеет место везде, то есть в любом процессе взаимодействия. Всякое взаимодействие, таким образом, содержит в себе момент отражения в приведенном выше смысле отображение одного материального образования в особенностях другого.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.