Наиболее радикально концепция О. д. разработана Руссо в его книге «Об общественном договоре». Руссо не только критиковал институты феод, гос-ва и права, он отрицал всю систему феодализма в целом, призывал к изменению всего существующего строя, считал, что, поскольку гос-во возникает на основе О. д., граждане вправе расторгнуть этот договор в случае злоупотребления властью. Учение Руссо было положено в основу политич. и практич. деятельности якобинцев.
49.Понимание прогресса в истории философской мысли. Прогресс и регресс.
50.Культура и цивилизация. Многообразие культур, цивилизаций, форм социального опыта.
На сегодня имеется более двухсот определений понятия "культура", а это значит, что культура - чрезвычайно сложное и многократное явление, которое вызывает интерес специалистов разных наук.
Слово "культура" происходит от латинского colere, что означает культивировать или возделывать почву. Первоначальное слово "культура" употреблялось для обозначения сельскохозяйственной обработки, улучшения почвы. Но постепенно смысл слова начинает изменяться. Уже у Цицерона (106-43 до н.э.), римского юриста, оратора и писателя, встречается выражение "культура духа есть философия". Римский автор говорит о том, что дух, разум надо возделывать так же, как крестьянин возделывает почву. Таким образом, культура - это все изменения в природе, происходящие под воздействием человека, в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами.
Культура - система коллективно разделяемых ценностей, норм поведения, присущих индивидам или сообществам. Понятие "культура" позволяет объединить такие разнообразные явления, как труд рабочего на фабрике, труд издателя журнала, труд поэта, труд космонавта. Понятие "культура охватывает то, что относится к духовной культуре, политической культуре, военному искусству, способам деятельности людей в области суда и права, медицины, здравоохранения, изучения природных условий страны, торговли, сельскохозяйственному производству. Культура включает результаты труда людей, создаваемые деятельностью людей духовные и материальные ценности, организацию, стимулы, формы, условия человеческой деятельности. Культура - это выдающиеся достижения человечества. Вместе с тем культура - это реальная многообразная жизнь всех общественных слоев, достижения науки, общественно-политической мысли и художественного творчества.
Характерно, что в современную эпоху, в XX веке вместо понятия культура для выявления периодов в историческом развитии человечества стали употреблять понятие "цивилизация". Цивилизация (лат. civilis гражданский) употребляется в трех смыслах. Этим словом обозначают уровень общественного развития, материальной и духовной культуры; современную мировую культуру; слово означает также третью ступень общественного развития, которая следует за варварством (первая ступень - дикость). В культурно-исторической периодизации, принятой в науке в XVIII - XIX веках, в истории выделяли дикость, варварство и цивилизацию. Сегодня некоторые ученые употребляют слово "цивилизация" вместо слова "формация".
51 .Диалектика причины и следствия. Детерминизм и каузальность.
ДЕТЕРМИНИЗМ - философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Центральным ядром, Д. служит положение о существовании причинности, т. е. такой связи явлений, в к-рой одно явление (причина) при вполне определённых условиях с необходимостью порождает, производит другое явление (следствие). Совр. Д. предполагает наличие разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из к-рых выражаются в виде соотношений, не имеющих непосредственно причинного характера, т. е. прямо не содержащих в себе моментов порождения, производства одного другим. Однако все формы реальных взаимосвязей явлений в конечном счёте складываются на основе всеобще действующей причинности, вне к-рой не существует ни одно явление действительности, в т. ч. и такие события (называемые случайными), в совокупности к-рых выявляются статистич. законы. Применительно к различным областям знания общие принципы Д. специфицируются (нередко говорят о физич. Д., органич. Д., социальном Д. и т. п.).
ПРИЧИННОСТЬ (Каузальность), генетическая связь между отд. состояниями видов и форм материи в процессах её движения и развития. Возникновение любых объектов и систем и изменение их характеристик (свойств) во времени имеют свои определяющие основания в предшествующих состояниях материи. Эти основания называются причинами, а вызываемые ими изменения — следствиями (иногда — действиями).
Вопрос о П. непосредственно связан с пониманием принципов строения материального мира и его познания. На основе П. организуется материально-практич. деятельность человека и вырабатываются науч. прогнозы.
Сущностью П. является производство причиной следствия. П. есть внутр. связь между тем, что уже есть, и тем, что им порождается, что ещё только становится. Этим П. принципиально отличается от др. форм связей, для к-рых характерен тот или иной тип упорядоченной соотнесённости одного явления другому.
П. объективна; она есть присущее самим вещам внутр. отношение. П. всеобща, т. к. нет явлений, к-рые не имели бы своих причин, как нет явлений, к-рые не порождали бы тех или иных следствий.
Связь причины и следствия является необходимой: если есть причина и налицо соответствующие условия, то неизбежно возникает следствие, причём оно всегда порождается данной причиной при тех же условиях и во всех др. случаях. Следствие, произведённое нек-рой причиной, само становится причиной другого явления; последнее, в свою очередь, оказывается причиной третьего явления и т. д. Эту последовательность явлений, связанных друг с другом отношением внутр. необходимости, наз. причинной или причинно-следственной цепью. Её можно назвать «цепью причинения».
52.Глобальные проблемы современности. Ноосфера как форма единения человека и природы. Экологический императив.
То новое, что внес XX век в существо проблемы, состоит в колоссальном росте масштабов антропогенного воздействия на природу. Гигантски выросла связанная с человеческой деятельностью теплоотдача в окружающую среду, выбросы вредных веществ в атмосферу, засорение не только рек и озер, но даже морских акваторий производственными отходами. В ряде местностей содержание вредных веществ в атмосфере превышает допустимые меры. В наши дни нежелательные воздействия приобрели глобальный характер, создав острую экологическую ситуацию и ставя под угрозу само выживание человечества.
Способность природы ассимилировать (усваивать) вредные отходы производства далеко не безгранична.
Осознание этих процессов вызывает глубокое беспокойство ученых многих стран. В 1960 г. возникла общественная организация под названием Римский клуб, поставившая своей целью создание и изучение глобальных моделей развития человечества.
Общая черта эпохи, переживаемой сейчас человечеством, состоит в том, что впервые за все время его существования перед ним встала проблема выживания. Есть и угроза термоядерного самоуничтожения, и угроза экологической катастрофы. Вторая даже более опасна, ибо обладает свойством постепенности, плавности, относительной незаметности своего наступления. Человечество в основной массе до сих пор не осознало глобального характера развертывающегося экологического кризиса.
Общество возрастает из природы и не может отменить действие её законов. Единство природы и общества со всей если угодно трагичностью обуславливается действием Второго начала термодинамики. Невозможно существование систем, свободных от роста энтропии. Невозможны полностью безотходные технологии, стопроцентная утилизация отходов, получение только одних позитивных результатов без негативных последствий. Пока антропогенная деятельность человека носила локальный характер, с этими пределами можно было не считаться. Когда она сегодня приобрела глобальный характер, эти пределы становятся важнейшим императивом дальнейшего развития. На этой основе возникает важнейшее понятие экологического императива, суть которого: нарушения равновесия природы могут повлечь за собой неконтролируемые изменения характеристик биосферы, и могут сделать дальнейшее существование человека на Земле невозможным.
Человечество должно выработать новое экологическое мышление, в котором ведущей господствующей ценностью становятся экологические приоритеты, т.е. выживание человечества, гармонизация его отношений с природой. Это коренное изменение глобальной стратегии развития человечества.
Новая глобальная стратегия исходит из того, что никакие частные цели не будут достигнуты, если при этом будет разрушена естественная среда обитания человека. Гармонизация отношений природы и общества - это высшая нравственная ценность человечества.
Существует общая перспективная идея для достижения этой гармонии - это идея ноосферы и коэволюции.
Понятие ноосферы было предложено в 20-е годы XX столетия французским учеными Леруа и Тейяром де Шарденом и развито в концепцию ноосферы В.И. Вернадским. Мысль, по его взглядам, уже превратилась в явление планетарного масштаба. Преобразующая работа научной мысли должна привести к радикальному изменению статуса Земли. Так же, как возникновение биосферы преобразовало геосферу, возникновение ноосферы должно привести к возникновению нообиосферы. Отныне развитие человечества возможно лишь как согласованный путь коэволюции человека и природы.
53.Религия как специфический способ отношения человека к миру. Основные мировые религии.
Религия как форма общественного сознания - это мировоззрение и мироощущение, которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, священного начала, находящегося за чертой "естественного" и недоступного пониманию человека.Следует отметить основные особенности религии:
• это совокупность взглядов на мир, которые основываются на вере в бога, сотворившего этот мир и самого человека и давшего ему в "откровении" знание, принимаемое на веру;
• это совокупность действий, составляющих культ;
• это совокупность норм, правил поведения;
• это объединение религиозных людей в те или иные организации. Анализ религии как формы сознания указывает на то, что она является своеобразной символической системой для восприятия целостности мира и обеспечения контакта индивида с миром как единым целым.
54.Понятие картины мира. Философская, научная и религиозная картины мира.
Поскольку материя неоднородна, то в мире существует бесчисленное множество структурных уровней и типов материальных систем со свойственными им пространственно-временными отношениями. Проблемы бытия, субстанции, материи и форм ее существования имеют не только философское, но и общенаучное значение, будучи Фундаментальными понятиями научной картины мира. Последняя формируется внутри науки путем обобщения и синтеза важнейщих научных достижений; философские же принципы целенаправляют этот процесс синтеза и обосновывают полученные в нем результаты. В условиях современного научно-технического развития научная картина мира выступает в качестве формы теоретического знания, посредством которой интегрируются и систематизируются конкретные знания, полученные в различных областях научного поиска. Поскольку существуют различные уровни систематизации знаний в научной картине мира, различают три ее типа.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13