Рефераты. Шпаргалка по философии для вступительного экзамена в аспирантуру

Наиболее радикально концепция О. д. разработана Руссо в его книге «Об обще­ственном договоре». Руссо не только критиковал институты феод, гос-ва и права, он отрицал всю систему феода­лизма в целом, призывал к изменению всего существующего строя, считал, что, поскольку гос-во возникает на основе О. д., граждане вправе расторгнуть этот договор в случае злоупотребления властью. Учение Руссо было положено в основу политич. и практич. деятельности якобинцев.

49.Понимание прогресса в истории философской мысли. Прогресс и регресс.

50.Культура и цивилизация. Многообразие культур, цивилизаций, форм социального опыта.

На сегодня имеется более двухсот определений понятия "культура", а это значит, что культура - чрезвычайно сложное и многократное явление, которое вызывает интерес специалистов разных наук.

Слово "культура" происходит от латинского colere, что означает культивировать или возделывать почву. Первоначальное слово "культура" употреблялось для обозначения сельскохозяйственной обработки, улучшения почвы. Но постепенно смысл слова начинает изменяться. Уже у Цицерона (106-43 до н.э.), римского юриста, оратора и писателя, встречается выражение "культура духа есть философия". Римский автор говорит о том, что дух, разум надо возделывать так же, как крестьянин возделывает почву. Таким образом, культура - это все изменения в природе, происходящие под воздействием человека, в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами.

Культура - система коллективно разделяемых ценностей, норм поведения, присущих индивидам или сообществам. Понятие "культура" позволяет объединить такие разнообразные явления, как труд рабочего на фабрике, труд издателя журнала, труд поэта, труд космонавта. Понятие "культура охватывает то, что относится к духовной культуре, политической культуре, военному искусству, способам деятельности людей в области суда и права, медицины, здравоохранения, изучения природных условий страны, торговли, сельскохозяйственному производству. Культура включает результаты труда людей, создаваемые деятельностью людей духовные и материальные ценности, организацию, стимулы, формы, условия человеческой деятельности. Культура - это выдающиеся достижения человечества. Вместе с тем культура - это реальная многообразная жизнь всех общественных слоев, достижения науки, общественно-политической мысли и художественного творчества.

Характерно, что в современную эпоху, в XX веке вместо понятия культура для выявления периодов в историческом развитии человечества стали употреблять понятие "цивилизация". Цивилизация (лат. civilis гражданский) употребляется в трех смыслах. Этим словом обозначают уровень общественного развития, материальной и духовной культуры; современную мировую культуру; слово означает также третью ступень общественного развития, которая следует за варварством (первая ступень - дикость). В культурно-исторической периодизации, принятой в науке в XVIII - XIX веках, в истории выделяли дикость, варварство и цивилизацию. Сегодня некоторые ученые употребляют слово "цивилизация" вместо слова "формация".

51 .Диалектика причины и следствия. Детерминизм и каузальность.

ДЕТЕРМИНИЗМ - философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений мате­риального и духовного мира. Централь­ным ядром, Д. служит положение о су­ществовании причинности, т. е. такой связи явлений, в к-рой одно явление (причина) при вполне определённых ус­ловиях с необходимостью порождает, производит другое явление (следствие). Совр. Д. предполагает наличие разно­образных объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из к-рых выражаются в виде соотношений, не имеющих непосредственно причинного характера, т. е. прямо не содержащих в себе моментов порождения, производ­ства одного другим. Однако все формы реальных взаимо­связей явлений в конечном счёте скла­дываются на основе всеобще действующей причинности, вне к-рой не существует ни одно явление действительности, в т. ч. и такие события (называемые случайны­ми), в совокупности к-рых выявляются статистич. законы. Применительно к раз­личным областям знания общие принци­пы Д. специфицируются (нередко гово­рят о физич. Д., органич. Д., социальном Д. и т. п.).

ПРИЧИННОСТЬ (Каузальность), генетическая связь между отд. состояниями видов и форм материи в процессах её движения и раз­вития. Возникновение любых объектов и систем и изменение их характеристик (свойств) во времени имеют свои опреде­ляющие основания в предшествующих состояниях материи. Эти основания называются причинами, а вызываемые ими изменения — следствиями (иногда — действиями).

Вопрос о П. непосредственно связан с пониманием принципов строения мате­риального мира и его познания. На осно­ве П. организуется материально-практич. деятельность человека и вырабатываются науч. прогнозы.

Сущностью П. является производство причиной следствия. П. есть внутр. связь между тем, что уже есть, и тем, что им порождается, что ещё только стано­вится. Этим П. принципиально отли­чается от др. форм связей, для к-рых характерен тот или иной тип упорядо­ченной соотнесённости одного явления другому.

П. объективна; она есть присущее самим вещам внутр. отношение. П. все­обща, т. к. нет явлений, к-рые не имели бы своих причин, как нет явлений, к-рые не порождали бы тех или иных след­ствий.

Связь причины и следствия является необходимой: если есть причина и налицо соответствующие условия, то неизбежно возникает следствие, причём оно всегда порождается данной причиной при тех же условиях и во всех др. случаях. Следствие, произведённое нек-рой причи­ной, само становится причиной другого явления; последнее, в свою очередь, ока­зывается причиной третьего явления и т. д. Эту последовательность явлений, связанных друг с другом отношением внутр. необходимости, наз. причинной или причинно-следственной цепью. Её можно назвать «цепью причинения».

52.Глобальные проблемы современности. Ноосфера как форма единения человека и природы. Экологический императив.

То новое, что внес XX век в существо проблемы, состоит в колоссальном росте масштабов антропогенного воздействия на природу. Гигантски выросла связанная с человеческой деятель­ностью теплоотдача в окружающую среду, выбросы вредных веществ в атмосферу, засорение не только рек и озер, но даже морских акваторий производственными отходами. В ряде мест­ностей содержание вредных веществ в атмосфере превышает допустимые меры. В наши дни нежелательные воздействия приобрели глобальный характер, создав острую экологическую ситуацию и ставя под угрозу само выживание человечества.

Способность природы ассимилировать (усваивать) вредные отходы производства далеко не безгранична.

Осознание этих процессов вызывает глубокое беспокойство ученых многих стран. В 1960 г. возникла общественная органи­зация под названием Римский клуб, поставившая своей целью создание и изучение глобальных моделей развития человечест­ва.

Общая черта эпохи, переживаемой сейчас человечеством, состоит в том, что впервые за все время его существования пе­ред ним встала проблема выживания. Есть и угроза термоядер­ного самоуничтожения, и угроза экологической катастрофы. Вторая даже более опасна, ибо обладает свойством постепенно­сти, плавности, относительной незаметности своего наступле­ния. Человечество в основной массе до сих пор не осознало глобального характера развертывающегося экологического кризиса.

Общество возрастает из природы и не может отменить дей­ствие её законов. Единство природы и общества со всей если угодно трагичностью обуславливается действием Второго на­чала термодинамики. Невозможно существование систем, сво­бодных от роста энтропии. Невозможны полностью безотход­ные технологии, стопроцентная утилизация отходов, получение только одних позитивных результатов без негативных послед­ствий. Пока антропогенная деятельность человека носила ло­кальный характер, с этими пределами можно было не считаться. Когда она сегодня приобрела глобальный характер, эти пре­делы становятся важнейшим императивом дальнейшего разви­тия. На этой основе возникает важнейшее понятие экологиче­ского императива, суть которого: нарушения равновесия при­роды могут повлечь за собой неконтролируемые изменения ха­рактеристик биосферы, и могут сделать дальнейшее существо­вание человека на Земле невозможным.

Человечество должно выработать новое экологическое мышление, в котором ведущей господствующей ценностью становятся экологические приоритеты, т.е. выживание челове­чества, гармонизация его отношений с природой. Это коренное изменение глобальной стратегии развития человечества.

Новая глобальная стратегия исходит из того, что никакие частные цели не будут достигнуты, если при этом будет разру­шена естественная среда обитания человека. Гармонизация от­ношений природы и общества - это высшая нравственная цен­ность человечества.

Существует общая перспективная идея для достижения этой гармонии - это идея ноосферы и коэволюции.

Понятие ноосферы было предложено в 20-е годы XX столе­тия французским учеными Леруа и Тейяром де Шарденом и развито в концепцию ноосферы В.И. Вернадским. Мысль, по его взглядам, уже превратилась в явление планетарного мас­штаба. Преобразующая работа научной мысли должна привес­ти к радикальному изменению статуса Земли. Так же, как воз­никновение биосферы преобразовало геосферу, возникновение ноосферы должно привести к возникновению нообиосферы. Отныне развитие человечества возможно лишь как согласован­ный путь коэволюции человека и природы.

53.Религия как специфический способ отношения человека к миру. Основные мировые религии.

Религия как форма общественного сознания - это мировоззрение и мироощущение, которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, священного начала, находящегося за чертой "естественного" и недоступного пониманию человека.Следует отметить основные особенности религии:

• это совокупность взглядов на мир, которые основываются на вере в бога, сотворившего этот мир и самого человека и давшего ему в "откровении" знание, принимаемое на веру;

• это совокупность действий, составляющих культ;

• это совокупность норм, правил поведения;

• это объединение религиозных людей в те или иные организации. Анализ религии как  формы сознания указывает на то,  что она является     своеобразной     символической     системой     для     восприятия целостности мира и обеспечения контакта индивида с миром как единым целым.

54.Понятие картины мира. Философская, научная и религиозная картины мира.

Поскольку материя неоднородна, то в мире существует бесчисленное множество структурных уровней и типов материальных систем со свойственными им пространственно-временными отношениями. Проблемы бытия, субстанции, материи и форм ее существования имеют не только философское, но и общенаучное значение, будучи Фундаментальными понятиями научной картины мира. Последняя формируется внутри науки путем обобщения и синтеза важнейщих научных достижений; философские же принципы целенаправляют этот процесс синтеза и обосновывают полученные в нем результаты. В условиях современного научно-технического развития научная картина мира выступает в качестве формы теоретического знания, посредством которой интегрируются и систематизируются конкретные знания, полученные в различных областях научного поиска. Поскольку существуют различные уровни систематизации знаний   в научной картине мира, различают три ее типа.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.