Рефераты. Шпаргалка по философии для вступительного экзамена в аспирантуру

Во-первых, общая научная картина мира, выступающая как целостный образ мира, который включает представления и о природе, и об обществе.

Во-вторых,   понятие   "научная   картина   мира"   применяется для обозначения системы представлений о природе, которые связываются результате синтеза достижений естественнонаучных дисциплин.

В-третьих, этим понятием обозначается горизонт систематизаци знаний в отдельной науке, фиксируя целостное видение предмета данной науки на определенном этапе ее истории.

Основные компоненты картины мира (представления о фундаментальных объектах, об их взаимодействиях и характере причинности, о пространстве и времени) формируются в соответствии с теми или иными философскими и мировозренческими представлениями времени.

Таким образом, взаимосвязь мировоззрения, философии и научной картины мира фиксирует определенную систему развивающегося знания и включение его результатов в культуру.

Кроме философской и научной картин мира следует указать и на религиозную трактовку этой проблемы. Религиозное миропонимание в отличие от философского или научного, выражается в ценностных понятиях, т.е. ориентировано на то, чтобы показать, что значат те или иные события человеческой жизни в свете понимания конечных целей и устремлений. Разрабатывая свою картину мира, религия выступает некоей символической системой для восприятия целостности мира и обеспечивает контакт индивида с миром как единым целым, в котором жизнь и действие имеют определенные конечные значения. В этом смысле религиозные символы и понятия обеспечивают устойчивость и прочность человеческого существования, придавая ему определенный смысл.

Таким     образом,     онтологические     проблемы     наиболее     полно разрабатываются в концепциях "картин мира", имеющих философскую, научную, религиозную формы.

55.Место античной философии в истории философии.

Первые древнегреческие школы и направления были связа­ны с мифологией, в которой осуществлялись первоначальные попытки объяснения мира .

Мифология ставит вопрос: «Почему, в силу каких причин, под влиянием чего возникло все существующее?» - и создает несколько типических объяснительных конструкций. Миф объ­ясняет события в природе (рождения мира, небесных тел, зем­ных и небесных стихий) волей божества. Причина происхожде­ния мира выводится за пределы природы, вверяется воле и промыслу богов.

Вопросы, впервые поднятые мифом, сохранили значение для религии и философии, что свидетельствует об их исключи­тельной важности для человека:

•    из чего все рождается и во что все превращается?

•    чем все существующее управляется?

•    где первооснова всего?

Философия Древней Греции пытается отвечать на все эти вопросы с помощью учения о первоначале. В отличие от мифо­логии и религии у первых древнегреческих философов сама природа, а не что-то внеприродное становится причиной всего того, что в ней и с ней происходит. Когда мифология задава­лась вопросами: почему так устроены космос и его тела, то от творцов мифов никто не требовал доказательств (те спокойно могли бы сослаться лишь на богов и на предания). Первые же греческие мудрецы (ученые) должны были представить доказа­тельства конкретного или теоретического характера. Кроме то­го, переход к поиску первооснов (вода, огонь, воздух и др.) бы­тия древнегреческими мыслителями знаменовал следующий шаг развития мышления и сознания по сравнению с мифологи­ей, которая онтологические вопросы решала через первопричи­ны (боги). «Первооснова» в отличие от «первопричины» явля­ется понятием более высокого уровня абстракции, обобщения.

На вопрос о природе как целом античная философия отвеча­ет уже с позиций зарождающейся науки, с предоставлением доказательств тех положений, которые она выдвигает. Появляется учение о природе - физика («фюсис»). В соответствии с ним древнегреческие мыслители считали, что природа-это сущ­ность (суть чего-либо), что это то, что не очевидно, что нужно выявить, найти, что не совпадает с нашим непосредственным опытом.

Греки совершают кардинальный поворот в математике: они старались сформулировать задачу и ее решение самым общим образом, без отнесения к особой области деятельности. Проис­ходит переход от «конкретной», «прикладной» математики (ис­кусства счета) к абстрактной математике с системой доказа­тельств. С первых своих шагов (Фалес, Анаксимандр, Анакси-мен) и до Евклида (III в. до н.э.) математика стремительно пре­вращалась в завершенную науку.

Геометрия Евклида, которой пользовались и пользуются на протяжении всего последующего развития человечества, вос­принималась как абсолютная истина вплоть до XIX в., до появ­ления геометрии Лобачевского-Римана. Все греческие филосо­фы были математиками. Платон принципом своей Академии объявил «Не геометр, да не войдет».

Наряду с математикой в античной Греции существовали первые биологические знания и географические сведения, ко­торые носили описательный характер. Аристотеля, например, считают одним из виднейших биологов и классификаторов науки

56.Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени Вклад Ф.Бекона и Р.Декарта в развитие философии.

Бэкон - выступил против схоластической философии и выдвинул доктрину естественной философии, основывающейся на опытном познании. Взгляды Бэкона сформировались на основе достижений натурфилософии Возрождения и включали в себя натуралистическое миросозерцание с основами аналитического подхода к исследуемым явлениям и эмпиризм. Понимание науки включало новую классификацию наук, в основу которой он положил такие способности человеческой души, как память, воображение, разум. Соответственно этому главными науками должны быть история, поэзия, философия. Высшая задача познания и всех наук - господство над природой и усовершенствование человеческой жизни. Знание- сила. Но только знание, которое истинно. Бэкон сформулировал понятия материи как природы/бесконечной совместимости вещей. Материя обладает движением - внутренней активной силой (напряжение материи). 19 видов движения. Движение и покой - равноправные свойства материи. Бэкон разработал принцип эмпиризма (в max степени опирается на разум при анализе фактов); опытно-индуктивный метод - постепенное образование понятий путем истолкования фактов и явлений природы. (Метод собирания информации от единичного к всеобщему) Предпосылкой реформы науки должно стать очищение разума от заблуждений (4 вида). Идолы рода - ошибки, обусловленные наследственной природой человека. Идолы пещеры - ошибки свойственные отдельному человеку/некоторым группам людей в силу субъективных симпатий, предпочтений. Идолы площади - ошибки порождаемые речевым общением и трудностью избежать влияния слов на умы людей. Идолы театра - ошибки, связанные со слепой верой в авторитеты, истина - дочь времени, а не авторитета.

57.И.Кант - родоначальник немецкой классической философии. Вопросы гносеологии в творчестве И.Канта.

Впервые как главный фактор, определяющий систему познания, рассматривает специфику познания субъекта, где различает 2 уровня: 1) Эмпирический (относятся индивидуально - психологические особенности человека). 2) Трансцендентальный (всеобщие определения, составляющие принадлежность человека как такового). 2 периода в творчестве Канта: 1) Докритический 2) Критический В (1) занимается проблемами интологии (науки о бытии). 1755 г. “всеобщая и естественная история и теория неба”: мир создан богом по законам математики, а люди пытаются понять эти законы. Однажды созданный мир не меняется. Проблемы становления и направленного развития солнечной системы решает, опираясь на: систему Коперника, законы Кеплера, закон Галилея (о падении), закон всемирного тяготения и механики Ньютона. (Докритический период на позициях материализма). На месте солнечной системы некоторые механические частицы, разница в плотности скопления, они обладали силами притяжения и отталкивания => завихрения падающих частиц => образование солнца и планет. Существование других галактик. В (2) периоде переходит на позиции дуализма. Подвергает критике разум, который является всесильным и беспощадным критиком. 1781 г. Критика чистого разума, вещи воздействуют на наши органы чувств => мы знаем вещи не такими, какими они являются в себе, а лишь те изменения, которые они производят в нашем сознании. Человеческие ощущения - нечто закрытое для свойств внешних вещей. Человеческий опыт ограничен и конечен, а объективный мир всегда шире того, который представлен в нашем чувственном опыте => мы не можем делать заключения строгой всеобщности. Отсюда (Кант - агностик) действительное мировоззрение принципиально невозможно. Процесс познания проходит 3 ступени: 1) Созерцание. Хаос ощущений, не отражающих собственной природы вещей. Упорядочивается с помощью пространства и времени => создание чувственной картины мира (не имеет сходства с действительностью). 2)  Рассудок. Чувственные картины упорядочиваются с помощью априорных (в неопытных, субъективных) категорий мышления - единство, реальность, отрицание, качество. => создаётся наука, формулируются законы науки, которые не существуют в природе. 3) Разум: имеет место с обобщениями, полученными на 2 ступени. Разум группирует и завершает мысли в виде 3 идей:  космологическая (идея о внешнем мире);  психологическая (идея о душе);  теологическая (идея о боге). На основе космологической идеи - ряд противоречивых заключений (антиномий): - мир конечен в пространстве и времени - мир бесконечен в пространстве и времени - мир состоит из простых частей - мир делится до бесконечности. - в мире всё существует по необходимости - в мире есть свобода. В философии Канта возникает новая форма диалектики: - она субъективна; - парадоксальна - реальные противоречия охвачены, но существенно обрублены.

58. Диалектика Г.В. Гегеля.

Объективный идеалист и диалектик. В основе его философии лежат 2 фундаментальных понятия - абсолютно лог. идея (мысль, существующая объективно и порождающая природу и человека, а они - результаты мышления, лог. идеи) и развитие (движение от низшего к высшему, от простого к сложному, развитие идеи - процесс её движения к истине). 3 основных закона развития: 1)  переход количества в качество и обратно; 2)  единство и борьба противоположностей; 3)  отрицание отрицания. Идея проходит в своём развитии 3 ступени: 1. Логика: идея, существующая до природа, пространства и времени, развивает из себя своё собственное богатство содержания.  Этап бытия (наряду с категориями, возникают категории перехода количества в качество); Сущность; Понятие (синтез первых двух, возникновение понятия, развитие идеи, начиная с чистого бытия, которое есть чистая мысль как таковая, лишённая каких либо определений, характеристик, так как бытие лишено определений, оно есть ничто, то есть чистое бытие, логически превращённое в небытие тождественно небытию. Борьба бытия и заложенного в нём  небытия создают становление, в результате которого рождается наличное бытие, переходящее в качество, количество. На этапе бытия противоположные понятия относительно разделены и переходят друг в друга. На этапах сущности и понятия противоположности взаимопроникают друг в друга. 2. Природа: здесь идея переходит в своё ______. Природа 3-хслойна, движется от низшего к высшему. 3 ступени: 1) механизм (простое); 2) химизм (более сложное); 3) организм (самое сложное). Исчерпав возможности развития в форме природы, идея возвращается в себя, переходя в дух, который представляет собой идею, выраженную в человеческом обществе. 3. Дух. На этом этапе идёт строительство человека, отделение природных сил человека от его мыслительной деятельности. Субъективный дух. Развитие человека и его психики. Объективный дух. (показ. Общество, котором существует человек). Абсолютный дух определяет форму общественного сознания (искусство, религия). Таким образом это вселенская идея абсолютной идеи, развитие от низшего к высшему. У Гегеля вся деятельность остаётся в прошлом. Он разорвал сознание и материю, заставил понятия разворачивать своё внутреннее содержание. Наступает проблема противоречия между методом и системой Гегеля, который должен иметь законченный характер. Человек появляется в мире с абсолютной необходимостью, является разумным результатом развития идеи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.