Рефераты. Шпаргалка по философии для вступительного экзамена в аспирантуру

6. Эволюция представлений о предмете и функциях философии.

Философия начинается с поиска ответа на вопрос: «Что есть все?» /Фалес, 624 - 547 г. до н.э./. Многообразие ответов на него сводилось к одному: поискам «начала, лежащего в основании», имеющего значение первоначала, «вечной основы», сущности, первопричины - субстанции. Всем управляет Логос - закон, ко­торый приводит мир к гармонии через связь и борьбу противо­положностей /Гераклит, 544 - 483 г. до н.э./. В учении Парме-нида /VI - V вв. до н.э./ вводится одно из самых основопола­гающих философских понятий - «бытие», соединяющее в себе, как заметил Аристотель, «универсум как одну субстанцию», «все сущее» /существующее, единое, совокупное/. Своим суждением: «То же самое - мысль и то, о чем мысль возника­ет» - Парменид положил начало основному вопросу филосо­фии - об отношении мышления и бытия, сознания и мате­рии, - разделившему философов на два лагеря - материалистов, и идеалистов. Сократ вводит понятие «идеального» /нематериального/ бытия и обращает фи­лософию к человеку.

В философии атомистов IV -1 вв. до н.э. поиски основы как начала и причины всего существующего приводят к обоснова­нию принципов /основоположений/ философии, ведущим среди которых стал принцип причинности: «Ни одна вещь не проис­ходит попусту, но все в силу причинной связи и необходимо­сти».

Подведёт итог всем этим рассуждениям Аристотель /384 - 322 г. до н.э./ Он назовет философию наукой, «которая носит название мудрости» и предметом которой является «су­щее, начало и причины существующей реальности».

Греческая философия определила стратегию развития фило­софского учения: единая основа, сущность /субстанция/ мира как целостности, причины всех изменений, многообразия и разнообразия, законы и принципы как упорядочивающее и ос­новополагающее начало.

В период средневековья /V - XV в./ с распространением и утверждением христианства в странах Западной Европы меня­ются представления о назначении философии. Концепцию фи­лософии и её роли выразил византийский мыслитель Иоанн Дамаскин /675 - 753 г./: «Философия есть познание сущего».... «Философия - служанка теологии /богословия /».

Потребностью Возрождения /XIV - XVI в./ и Нового време­ни /XVII - середина XIX в./, эпохи развития нового /капиталистического/ способа производства и социально-политических перемен, стало развитие научных знаний, откры­вающих законы природы, увеличивающих возможности чело­века в познании и практическом преобразовании природы. В центре внимания философии того времени - человек и его по­знавательные способности, проблема метода научного позна­ния. Главной задачей философии считается создание метода ес­тественных наук, обоснование философских принципов бытия и познания, создание системы научного знания.

Немецкая классическая философия /XVIII - XIX в./ дает обоснование научного статуса философии. Г. В. Ф. Гегель /1770 -1831 г./ охарактеризует философию как «объективную науку об истине» /«Лекции по истории философии»/, содержа­нием которой должны стать всеобщие принципы и законы. «Философия есть познание Вселенной как единой органической целостности» /«Эстетика»/. Разработка диалектики как фило­софского учения об универсальной связи и развитии /но в рам­ках идеалистической системы/ способствовала превращению философии в методологию.

В марксизме /XIX - XX в./, в отличие от предшествующей философии, получило развитие материалистическое понимание общественного развития как естественноисторического процес­са. Диалектико-материалистический подход к проблемам раз­вития мира позволил определить предмет философии: универ­сальные диалектические законы природы, общества и мышле­ния.

Современная западноевропейская философия представлена различными направлениями: неопозитивизм, экзистенциализм, прагматизм, неотомизм и т.д. С постановкой ими проблемы сущности, предмета, функции философии можно ознакомиться в соответствующей литературе. Сегодня можно дать следующее определение философии и её предмета: философия - это наука об универсальных принципах и законах развития мира, материального и духовного бытия.

7. Специфика философских проблем и способы их решения в истории философии.

8. Характеристика основных разделов философского знания.

9. Функции философии в обществе. Место и роль философии в современном мире.

Философия - средство самопознания и самосознания человека, который является высшим звеном космической эволюции. Философия помогает человеку осознать уникальность своего бытия, раскрыть высшие ценности своей жизни и на этой основе сформулировать свои представления о смысле жизни, о своем предназначении, о свободе, истине, добре, творчестве, красоте, счастье. В философии находит логическое завершение умственное развитие личности, выражается суверенитет человеческого интеллекта, который именно благодаря философии приобретает права законодателя человеческой жизни.

Без философии невозможно стать высокообразованным и обладающим тонкой интеллектуальностью человеком. Философия формирует у личности универсальную широту кругозора, уверенность в своих духовных силах, склонность к критическому анализу и постоянному творческому поиску. Философия нужна каждому для самореализации в качестве разумного существа и единственного в материальном мире носителя и субъекта духовности. Философия обеспечивает полноту интеллектуального потенциала личности. Философия является интеллектуально-духовным ядром культуры. Основные сферы духовной культуры (политика, право, религия, мораль, искусство, наука) уходят своими корнями в пласты философских идей.

Принято выделять следующие функции философии в системе духовной культуры - интеграционную, интерпретационную, эвристическую, прогностическую и рефлексивно-критическую.

Интеграционная функция состоит в том. что с помощью философии осуществляется органическое соединение всех компонентов содержания человеческой культуры - онтологического, гносеологического, логического, этического, эстетического, аксиологического, жизненно-практического. Именно с помощью философии человек вырабатывает всеобщие принципы понимания и объяснения природы человека и мира в целом, создает предельно обобщенные идеи и представления о бытии. Философия объединяет всю духовную культуру в некое целостное единство в рамках данной исторической эпохи.

Интерпретационная функция философии состоит в том, что она служит исходной интеллектуальной базой для понимания природы еще не познанных явлений внешнего мира, общества и мышления. Всякий раз. когда человек сталкивается с новым явлением - таинственным, загадочным, парадоксальным, он обращается к философии и именно в ней ищет рациональное истолкование еще не познанных предметов и процессов. Философия выступает как бы последней инстанцией интеллекта человека, именно в философии человек получает отправные основания для Духовного постижения непознанного во всем сущем.

Эвристическая функция философии состоит в том, что она ориентирует человеческую мысль на открытие новых истин, побуждает к познанию, к формированию оригинальных истолкований познаваемых явлений.

Прогностическая функция философии состоит в том, что она обращена не только к прошлому и настоящему, но и к будущему. Философия осмысливает стратегические направления развития человечества, его исторические перспективы и его культуру. Философия определяет главные тенденции, общий характер и основные направления развития культуры, общества и человека.

Рефлексивно-критическая функция философии состоит в том, что она критически осмысливает существующую культуру и то состояние, в котором находится общество и личность. Философия помогает осознать и освободиться от иллюзий, заблуждений, предрассудков, ошибок своей эпохи. Философия чутко улавливает отживающие формы жизни, готовит общественное сознание к необходимости перемен, пытается ответить на коренные вопросы бытия.

Таким образом, философия синтезирует и обобщает данные обыденного опыта, научного познания и всей человеческой культуры и на этой основе формулирует всеобщие определения бытия, объясняет внутреннюю природу мира и человека.

В философии всегда воплощается дух своей эпохи. Современный мир выдвигает множество проблем, для успешного решения которых необходима философская культура, умение жить и работать в быстроменяющихся условиях, в соответствии с требованиями жизни.

10. Основные области философского знания. Природа философских

проблем.

Несмотря на то, что состав проблем и их выражение у философов разных эпох и народов различен, в них в той или иной мере есть и общее, и уже одно это обстоятельство говорит о том, что они не случайны, а порождены какими-то глубокими причинами.

По И.Канту философия является наукой «о послед­них целях человеческого разума. Это высокое понятие сообщает фило­софии достоинство, т.е. абсолютную ценность... Сферу философии... можно подвести под следующие вопросы: 1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я смею надеяться? 4. Что такое человек?».

В книге Швейцера «Культура и этика» названы следующие проблемы мировоззрения: конечен или бесконечен мир? В чем смысл твоей жизни? Что тебе надо в мире? Чего достигли те, кто действовал до тебя? Какое значение имело то, к чему они стремились, для бесконечного мира? Что такое истина? Разрешима ли дихотомия человеческого существования: конечности тела и бесконеч­ности духа? В чем счастье человека? Что такое красота, любовь, героизм? И являются ли они ценностями, ради которых стоит жить?

В современной литературе формулируются такие проблемы: Как дух соотносится с материей? Существуют ли в глубинах бытия сверхъ­естественные силы? Конечен или бесконечен мир? В каком направле­нии развивается Вселенная и имеет ли она цель в своем вечном движении? Существуют ли законы природы и общества или человек лишь верит в них в силу своей склонности к порядку? Что такое человек и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира? Какова природа человеческого разума? Как человек познает окружающий его мир и самого себя? Что есть истина и заблуждение? Что такое добро и зло? В каком направлении и по каким законам движется история человечества и в чем ее сокровенный смысл? Все эти и подобные им вопросы не могут не волновать каждого мыслящего человека, в какой бы сфере жизни он ни действовал. Размышляя о такого рода вопросах, человек может прийти и неизбежно приходит к определенной мировоззренческой позиции.

11.Отличие языка философии от обыденного языка и языка науки.

Специфика философских категорий.

На всех этапах развития научного знания с момента возник­новения способом его построения, выражения, существования стали понятия. Понятия - язык науки, без которого она суще­ствовать не может. Язык - информационно-знаковая система, способ и средство существования и передачи мысли. Язык поя­вился в процессе практической деятельности человека на ран­ней стадии его существования как способ обыденного эмпири­ческого познания и средство общения. Такой язык называют естественным, предметно-практическим языком. Единицей это­го языка стало слово. Возникнув стихийно, по мере развития практических действий и форм общения, язык приобретает сис­темность, упорядоченность, структуру, особенно это проявля­ется на этапах становления письменности. (IV - III тыс. до н.э.).Всему видимому, непосредственно воспринимаемому с помо­щью органов чувств, человек давал обозначения, о чем впо­следствии скажут: мир предметов - мир видимый. Это явление назвали «чувственная видимость природы».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.