Рефераты. Шпаргалка по философии для вступительного экзамена в аспирантуру

Вместе с тем человек постигал внутренние, скрытые от не­посредственного наблюдения связи, взаимодействия, соеди­няющие предметы в единую систему, целостный мир, он пы­тался выявить движущие силы, превращающие одни явления в другие, усложняющие и упорядочивающие мир. В древнегрече­ской философии этот феномен активности связи возвели в ранг Ума: «Все вещи были вперемешку, затем пришел Ум и их упо­рядочил», «Ум движущая причина», «Ум - творящая причина». (Анаксагор, V век до н.э.), а несколько раньше Гераклит (VI-V в. до н.э.) это всеобщее активное, упорядочивающее начало бы­тия назовет Логосом (законом, необходимостью). Этот мир скрытого, внутреннего, мир связей, в который можно проник­нуть только разумом (рацио), мыслью, был назван «рационали­стической сущностью природы», и языком его обозначения и познания стали понятия. Понятие - это отражение внутренних, общих, существенных связей.

Но уже Платон (V - IV век до н.э.) заметил, что знание мо­жет говорить языком математики (математических понятий) и языком философии (категорий), а Аристотель (IV в. до н.э.) представил систему категорий, что говорит о том, что уже в древнегреческой философии язык стал способом осознания системы связей предметного мира как источник его активности.

Итак, в процессе углубления знаний о мире происходит ус­ложнение языка, формируются понятия как отражение общих связей (язык науки) и категории как отражение универсаль­ных, существенных связей мира (язык философии).

Категории - это движущаяся мысль, процесс, отражающий и выражающий связи во взаимопереходах, в развитии, взаимо­обусловленности. Именно поэтому они составляют основу раз­вивающейся мысли. Категории отражают не единичную связь, а систему наиболее общих, подвижных, динамичных связей, та­кая система взаимосвязанных понятий составляет фундамент философской науки (см. Г. В. Ф. Гегель: «Наука логики»). Со­ответственно, категории - это системообразующий принцип по­строения мысли, объяснительный принцип действующих про­цессов мира (их сущности, причинности, необходимости...) и прогностический принцип, на основе которого строится модель изменений в мире будущего. В то же время, каждая из катего­рий включает в себя другие категории и представляет собой систему охватываемых ею категорий. Эту особенность студен­ты могут рассмотреть на основе анализа таких категорий, как материя, сущность, бытие, качество, количество и т.д.

12.Бытие как фундаментальная философская категория. Основные формы бытия. Специфика человеческого бытия.

Важнейшими формами бытия являются пространство, время, движение

системность. в истории философии 2 основные точки зрения на время и

пространство. 1--- субстанциальная концепция. Вр и пр есть самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. Отношение между ними как между самостоят субстанциями.

НЕЗАВИСИМОСТЬ св-в пр и времени от протекающих в них мат процессов. 2--- реляционная. Пр-во и время не сам сущности, а суть системы отношений, которые образуют между собой мат объекты.  Вне системы взаимодействий пр и время не сущ. Зависимость прова и времени от взаимодействия материальных систем.  в античности начали рассматривать проблему. Парменид --- движения не существует. Апории Зенона  как проблематика непрерывности пр и времени.  В соответствии с Демокритом прво до 20 вв отождествляется с пустотой, считается абс и вечным. Его свойства изотропно, однородно. Время однородно и необратимо..

13.Содержание философских категорий "мир" и "человек". Человек как предмет познания философии и частных наук. Эволюция воззрений на человека в истории философии.

Несмотря на то, что на календаре конец II-го тысячелетия новой эры, человек остается во многом загадочным существом. Согласно Библии, он создан "по образу и подобию Божию". А философы определяли его по-разному, называя то "мыслящим тростником", то "полу-ангелом"- "полузверем" то "политическим животным", то "венцом природы". Так кто же он? Однозначного ответа на этот вопрос не существует, поскольку человек является чрезвычайно сложным и неисчерпаемым феноменом.

Определяющим для античной философии представлением о человеке было учение Аристотеля: человек есть живое существо, состоящее из тела и души (душа есть форма, двигающая и изменяющая тело), наделенное духовным началом ("разумом", который бессмертен) и устремлённое к жизни в обществе (“политическое животное”). Вместе с тем, человек античности остается частицей космоса: итак, в античной философии образ человека носит космоцентрический характер.

В философии средневековья представление о человеке складываете, на основе Библии. Человек перестает быть существом двух-мерным, состоящим из "тела" и "души" / совмещающей разум с интеллектом/, а обретает три измерения: "тело", "душу", "дух"; через "дух" на основе веры он становится открытым божественному началу, мудрости; устремленность к единому Богу дает человеку новый онтологический статус религиозно-духовного существа.

В эпоху возрождения христианский образ человека претерпевал значительные изменения. Автономность личности, несущей в себе безграничность творческих способностей, интерес к самому человеку оказваются в центре внимания мыслителей. Происходило и возрождения античного представления о человеке – микрокосме, но на почве христианства.

В новое время, когда основной сферой человеческой деятельности становится познание, человек обретает огромную веру в собственные силы, на место Бога ставя самого себя и тем самым, превращаясь в «человекобога». При этом знаменитое изречение Декарта – «мыслю, следовательно, существую» - отражает представление о человеке как о «мылсящей вещи».

В свою очередь, учение Маркса трактует человека как носителя природного и социального начал, однако акцент в марксистской антропологии направлен на общественно-трудовую деятельность индивида, и по определению Маркса, "сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений".

14.Категория "материя" как средство философского объяснения мира. Отличие категории "материя" от естественнонаучных представлений о строении и свойствах конкретных вещей и процессов.

Реальность - действительное, невымышленное существование. Единство мира состоит в его материальности, а не в бытии. Объективно определяется как существующее до, вне и независимо от сознания. Термин сознание входит в определение материи в широком значении - как сознание вообще: индивидуальное и общественное. Независимость от сознания имеет более широкое значение; включая в себя содержание терминов до и вне, она означает, что внешний мир не нуждается для своего существования в сознании, обладает самостоятельным существованием, собственным сознанием. Независимость внешнего мира от сознания и зависимость сознания от внешнего мира означают первичность одного по отношению к другому. Независимость (первичность) материи выступает в трёх основных отношениях: 1) Независимость внешнего мира, существующего до сознания. 2) Независимость высокоорганизованной материи, обладающей сознанием. 3) Независимость внешнего мира от своего мысленного отображения. Сущность внешнего мира определяется через противопоставление сознанию. Противоположность материи и сознания заключается в независимости материи от сознания и производности сознания от материи. Материя - это не только всеобщая сущность мира, но и все её проявления, всё многообразие особенного и единичного. Материя - это весь бесконечный мир, включая его сущность и бесконечные её проявления. Любая вещь обладает ... субстратом и свойствами, присущими этому субстрату. Материя выступает как всеобщий субстрат, который является носителем всех свойств материи. Материя как субстанция - причина самой себя. Всеобщие свойства материи называются её субстратами. Субстанция несёт в себе свои атрибуты как свои внутренние свойства. Три атрибута материи, выступающих в качестве её внутренних форм бытия: пространство, время и движение (развитие). К атрибутам материи относятся также ещё ряд её свойств: отражение, бесконечность, качественное и количественное многообразие материи. Если пространство и время - формы бытия материи, то многообразие характеризует содержание материи. Материя - бесконечно многообразный мир, существующий в перечисленных выше формах бытия.

15. Эволюция философских представлений о материи.

А что такое материя? Отвечая на вопрос, следует отметить фундаментальность этого понятия в философии, имеющего длительную историю своего развития.

В античной философии причиной и основой мира считались некоторые первоначала (вода, воздух, огонь, земля и т.д.), заключавшие в себе, по мнению древних, источник порождения качественно различающихся вещей. Фалес из Милета, например, считал таким первоначалом воду, Гераклит из Эфеса - огонь и т.д. Примечательно, что сами первоначала античных философов являлись так же некими вещами. Кладя в основу всего сущего отдельно взятые вещи либо некоторую их совокупность, древние философы пытались понять природу мира, взятого самого по себе.

В дальнейшем развитии философии вещь как форма предметности в осмыслении сущности бытия уступила место другому пониманию, а именно: материя стала пониматься как совокупность свойств. Например, философы Нового времени отождествляли материю с одним из всеобщих свойств материальных вещей - с протяженностью (Декарт), с плотностью и протяженностью (Дж. Локк). А французские материалисты XVIII века, отождествляя материю с природой, считали, что ей присущи такиесвойства, как протяженность, плотность, вес, непроницаемость, фигура. Их заслуга в том, что они дали определение материи на основе выделения субъекта и объекта познания: Гольбах, например, подчеркивал, что материя вообще есть все то, что воздействует каким-либо образом на наши чувства.

На грани XIX и XX в.в. в результате открытия электрона, рентгеновского излучения, радиоактивности, разработки идей теории относительности в физике возникла кризисная ситуация, которая со всей очевидностью показала, что прежнее понимание материи как совокупности механических свойств неизменного атома (а именно таковое было характерно для метафизического материализма и значительной части естествоиспытателей) перестало соответствовать новому уровню научных знаний об объективной реальности.

Перед учеными остро встал вопрос прежде всего о предметном аналоге понятия "материя".

Если материя - это не вещественный атом с его характеристиками, то что же следует под ней понимать? Вся трудность создавшегося положения хорошо была выражена в мысли физика Ульвига: "атом дематериализуется, материя исчезает".

Однако "исчезновение материи" на деле означало, что в физике произошло изменение объекта познания, что на самом деле исчез предел, до которого до сих пор знали материю, что знание пошло глубже. Материя - это прежде всего философская категория, которая выработана для обозначения объективной реальности, т.е. мира, существующего независимо от человека и отражающегося в его ощущениях. Такое понимание материи не предполагает указания на ту или иную конкретную вещь, либо то или иное конкретное свойство: предметным аналогом категории "материя" оказывается объективная реальность. Из этого следует, что в рамках определения материи как объективной реальности под материей необходимо понимать не просто весь внешний мир, а

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.