4) б. социального, кот. дел. на индив. бытие (б. отд. ч-ка в о-ве и пр-се истории) и б. о-ва.
Возникновение той или иной формы Б. есть результат перехода от одной формы Б. в другую.
Доп. по 1 виду б.: все вещи, пр-сы, состояния, целостность б. природы сущ. до, вне и незав. от созн. ч-ка
Первая природа - реальность особого типа, объ. и первичная.
ч-к с его сознанием только одно из поздних звеньев в цепи единого бытия.
УНИВЕРСУМ филос. термин, обозначающий всю объективную реальность во времени и в пространстве.
Платон отождествлял У. с видимым миром, отрицая суждение атомистов о множественности миров
Мысль об У. как связном «единстве многого» порождала многочисл. филос. попытки систематики У.
В совр. науч. мышлении понятие У. всё чаще приобретает смысл фиксированной системы объектов, к к-рым относятся утверждения к.-л. теории.
34. Познание, его формы и структуры.
Истина - адекв. отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящим реальность такой, какой она есть сама по себе, вне и независимо от сознания.
В науке различают эмпирический и теоретический уровни познания. Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность. Теоретическое познание - это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков.
методы научного познания:
1) Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Процесс научного познания всегда связан с переходом от предельно простых понятий к более сложным - конкретным.
2) Метод моделирования и принцип системности. Состоит в том, что объект, недоступн. непосредств. иссл-ю, заменяется его моделью. Модель обладает схожестью с объектом в свойствах, интересующих иследователя.
3) Эксперимент и наблюдение. В ходе эксперимента наблюдаталь исскуственно изолирует ряд характеристик иследуемой системы и изучает их зависимость от других параметров.
Чувств. и рац.: большинство ф. систем выдел. 2 осн. этапа: ч. и р. познание.
Рац-сты (Декарт, Спиноза, Кант, Гегель) склонны припис. решающ. знач-е рац. позн.
Сторонники эмпиризма (Гоббс, Локк) признавали чувств. восприятие главным.
Но эмоции могут заствал. ч-ка бессозн. отказаться от разумн. до-в, что прив. к ложному позн.
35. Понятия субъекта и объекта в философии.
СУБЪЕКТ (от лат. - лежащий внизу, находящийся в основе),
Термин «С.» употреблялся в истории философии в различных смыслах.
Аристотель обозначает им и индивидуальное бытие, и материю - неоформленную субстанцию; ср.-век. схоластика понимает под С. нечто реальное, существующее в самих вещах (тогда как объект существует для неё лишь в интеллекте).
Совр. трактовка понятия С. берётся от Декарта (противопоставление С. и объекта исходный пункт анализа познания и обоснования знания)
Кант раскрыл нек-рые законы С., делающие возможным достижение всеобщего и необходимого знания.
с т. зр. марксизма индивид выступает как С. с присущим ему самосознанием (подлинный С. истории являются нар. массы как осн. сила, творящая и революционно преобразующая мир культуры и социальное бытие.
СУБЪЕКТИВИЗМ, мировоззренч. позиция, игнорирующая объективный подход к действительности, отрицающая объективные законы природы и общества. С.- один из осн. гносеологич. источников идеализма.
С. ведёт в конечном счёте к отрыву от действительности, к «субъективной слепоте», релятивизму.
Представителями С. в истории философии были Беркли, Юм, Фихте, Кант.
ОБЪЕКТ (- бросаю вперёд, противопоставляю), то, что противостоит субъекту в познават. деятельности и отражающих свойства объективной реальности.
ОБЪЕКТИВИЗМ, мировоззренч. позиция, в основе к-рой лежит ориентация познания на социально-политич. «нейтральность», на воздержание от социально-критич. оценок, суждений о ценностях и целях,
В новейшей своей форме онтология выражается в тенденции свести всю культуру к науке, а проблему человека - к науч.-технич. задачам.
36. Мировоззрение. Его формы и исторические типы.
Мировоззрение есть система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теор. взглядов на окружающий мир и место человека в нем, познания и оценок.
Субъект М. - личность, соц. группа и общество в целом.
Основа М. - знания. Они составл. информационную сторону М.
Любая ф. выполняет М. функцию, но не всякое М. философично.
Знания входят в М. в виде убеждений. У.
В структуру М. входят и идеалы. И. могут быть как научно обоснованными так и иллюзорными,
Ф. - отличается от М. не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интелект. разработанности проблем и методов подхлда к ним.
убеждения - особ. сост. знаний, хар-ся тверд. увер-стью.
Идеалы - компонент м-я, духовн. ориентир, придает осмысл. и целеустр. чел-ской деят-сти.
Мифолог. мировоззр.: формир. на ранних стадиях разв-я о-ва. Первая попытка ч-ка объясн. Многие вопросы.
Религиозн. мировоззр. отлич. от миф. верой в сущ-е сверхъест. сил и их главенств.
В ф.м. входят тж. обобщ. экон., полит., правов. и ест.науч. предст., нравств., эстетич., религ./атеист. принципы, воззр., идеалы.
37. Специфика философского знания. Место философии в системе наук.
Для науч. знания хар-но наличие 2 уровней: эмпирич. и теоретич.
Для эмпирич. знания хар-на фактофиксирующая деятельность.
-наблюдений
-эмпирич. знаний
Теор. знание - это сущностное знание (обобщение практики, опыта или наблюдений)
-частн. теор. модели и законы;
-развитая теория.
Наблюдение и эксперимент - важнейш. методы иссл-я в науч. знании.
1) прием универсализации, (общие моменты и свойства распростр. на все возможные случаи)
2) прием идеализации – (указываются условия, при кот. процессы происходят в чистом виде)
3) прием концептуализации - в формулировку законов вводятся понятия, заимствованные из других теорий,
Эксперимент двусторонен: с одной стороны он позволяет проверить и подтвердить гипотезу, с другой стороны он дает данные для новых гипотез.
Теория - это высшая, обоснованная, логически непротиворечивая система научного знания, дающая целостный взгляд на существенные свойства, закономерности,
Различают описательные, математизированные, интерпретационные, дедуктивные
38. Философия и наука. Точки соприкосновения и основные отличия.
39. Проблема человека в истории философии.
Проблема основного вопроса философии (ОВФ)
Центр. мировоззр. пробл. - отнош. мышления к бытию/чел-ка к миру/сознания к материи/духа к прир./психич. и физич./идеальн. и матер., что явл. первичным - формир. ОВФ,
Любое ф. учение основыв. на его реш-ии,
ОВФ делит филос-в на материалистов, признающих первичн. эл-том материю, сущ-ю вне и незав. от созн-я, а созн. - вторичным, произв. от материи, и идеалистов, счит. что дух, созн-е предшеств. материи, творит ее. 2 разновид. идеализма: объ./субъ. О.И. признает основой всего сущ-го объ., незав. от ч-ка дух. начало - мировой дух, внечел. разум. С.И. счит. первич. сознание ч-ка, кот. признается единств. реальностью, при этом действ-сть явл. рез-том дух. творч-ва субъекта. Ид-м близок к религии, ф. интерпрет. Бога, но не искл. обоснов-я своих пол-й рац. ср-вами, исп. логич. приемы аргументации. Ф. матер-м: осн. формы: стихийн. мат-м древних/метафиз. м. 17-18 вв/диалект. Тесно связан с наукой, опир. на ее полож-я и выводы. Сущ. дуалистич. сист., призн. мат. и дух. двумя независ. началами. Напр., ф-ы, матер-ски объясн. природу, идел-ски - обществ. явл-я. Хотя многие ф-ы не призн. вопр. об отн. мышл-я к бытию ОВФ, к нему сводятся другие вопр., дающие в совокупности целостную картину мира.
40. Проблема истории и исторического процесса в философии.
Общ. прогресс - направление развития чел. общества, рода "ч-к", хар-зующиеся такими необратим. изменениями чел-ва
Труд - вечное условие чел. жизни.
Формы проявления единства ист. процесса. Установление многообр. связей между странами: экономич., культурных => рост городов, консолидация народностей.
Причины и факторы многообразия истории. Многообразие истории существует во времени и пространстве.
1. Основные черты античной философии.
2. Философия Милетской школы.
3. Школа и учение Пифагора. Проблема пифагорейской философии.
4. Античная атомистика.
5. Учение элеатов.
6. Философия Гераклита.
7. Софисты, их роль и место в философии.
8. Сократ, его жизнь и творчество.
9. Онтология Платона. Учение об идеях.
10. Общественно-политические и антропологические воззрения Платона.
11. Онтология Аристотеля и проблема перводвигателя мироздания.
12. Учение Аристотеля о душе.
13. Философские учения стоиков и киников.
14. Философская доктрина Эпикура и его последователей.
15. Философская система неоплатонизма.
16. Патристика. Общая характеристика.
17. Августин Блаженный. Жизнь и творчество.
18. Общая характеристика средневековой философии. Проблема универсалий.
19. Жизнь и творчество Фомы Аквинского.
20. Возрождение. Главные идеи и последующее влияние.
21. Основные черты философии Нового времени.
22. Философия Френсиса Бэкона.
23. Учение Рене Декарта.
24. Философская доктрина Дж. Беркли.
25. Основные цели Просвещения и его значение для современности.
26. Жизнь и творчество И. Канта.
27. Теория познания И. Канта.
28. Система и метод Г.В.Ф. Гегеля.
29. Философия истории Гегеля.
30. Учение А. Шопенгауэра.
31. Основные компоненты философии Ф. Ницше.
32. Буддизм.
33. Бытие, сущее и универсум как наиболее общие философские категориии.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6