Рефераты. Шпаргалка по философии

4) б. социального, кот. дел. на индив. бытие (б. отд. ч-ка в о-ве и пр-се истории) и б. о-ва.

Возникновение той или иной формы Б. есть результат перехода от одной формы Б. в другую.

Доп. по 1 виду б.: все вещи, пр-сы, состояния, целостность б. природы сущ. до, вне и незав. от созн. ч-ка

Первая природа - реальность особого типа, объ. и первичная.

ч-к с его сознанием только одно из поздних звеньев в цепи единого бытия.

УНИВЕРСУМ  филос. термин, обозначающий всю объективную реальность во времени и в пространстве.

Платон отождествлял У. с видимым миром, отрицая суждение атомистов о множественности миров

Мысль об У. как связном «единст­ве многого» порождала многочисл. филос. попытки сис­тематики У.

В совр. науч. мышлении понятие У. всё чаще приоб­ретает смысл фиксированной системы объектов, к к-рым относятся утверждения к.-л. теории.

34.   Познание, его формы и структуры.

Истина - адекв. отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящим реальность такой, какой она есть сама по себе, вне и независимо от сознания.

В науке различают эмпирический и теоретический уровни познания. Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность. Теоретическое познание - это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков.

методы научного познания:

1) Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Процесс научного познания всегда связан с переходом от предельно простых понятий к более сложным - конкретным.

2) Метод моделирования и принцип системности. Состоит в том, что объект, недоступн. непосредств. иссл-ю, заменяется его моделью. Модель обладает схожестью с объектом в свойствах, интересующих иследователя.

3) Эксперимент и наблюдение. В ходе эксперимента наблюдаталь исскуственно изолирует ряд характеристик иследуемой системы и изучает их зависимость от других параметров.

Чувств. и рац.: большинство ф. систем выдел. 2 осн. этапа: ч. и р. познание.

Рац-сты (Декарт, Спиноза, Кант, Гегель) склонны припис. решающ. знач-е рац. позн.

Сторонники эмпиризма (Гоббс, Локк) признавали чувств. восприятие главным.

Но эмоции могут заствал. ч-ка бессозн. отказаться от разумн. до-в, что прив. к ложному позн.

35.   Понятия субъекта и объекта в философии.

СУБЪЕКТ (от лат. - лежащий внизу, на­ходящийся в основе),

Термин «С.» употреблялся в истории философии в раз­личных смыслах.

Аристотель обозначает им и индивидуальное бытие, и материю - неоформленную субстанцию; ср.-век. схоластика понимает под С. неч­то реальное, существующее в самих вещах (тогда как объект существует для неё лишь в интеллекте).

Совр. трактовка понятия С. берётся от Декарта (противопоставление С. и объекта исходный пункт анализа познания и обоснования знания)

Кант раскрыл нек-рые законы С., делающие возможным достижение всеобщего и необходимого знания.

с т. зр. марксизма индивид выступает как С. с присущим ему самосознанием (подлинный С. истории являются нар. массы как осн. сила, творящая и революционно пре­образующая мир культуры и социальное бытие.

СУБЪЕКТИВИЗМ, мировоззренч. позиция, игнорирую­щая объективный подход к действительности, отрицаю­щая объективные законы природы и общества. С.- один из осн. гносеологич. источников идеализма.

С. ведёт в конечном счёте к отрыву от действительности, к «субъективной слепоте», релятивизму.

Представителями С. в истории философии были Беркли, Юм, Фихте, Кант.

ОБЪЕКТ  (- бросаю вперёд, противопоставляю), то, что противостоит субъекту в познават. деятельности и отражающих свойства объективной реальности.

ОБЪЕКТИВИЗМ, мировоззренч. позиция, в основе к-рой лежит ориентация познания на социально-политич. «нейтральность», на воздержание от социально-критич. оценок, суждений о ценностях и целях,

В новейшей своей форме онтология выража­ется в тенденции свести всю культуру к науке, а про­блему человека - к науч.-технич. задачам.

36.   Мировоззрение. Его формы и исторические типы.

Мировоззрение есть система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теор. взглядов на окружающий мир и место человека в нем, познания и оценок.

Субъект М. - личность, соц. группа и общество в целом.

Основа М. - знания. Они составл. информационную сторону М.

Любая ф. выполняет М. функцию, но не всякое М. философично.

Знания входят в М. в виде убеждений. У.

В структуру М. входят и идеалы. И. могут быть как научно обоснованными так и иллюзорными,

Ф. - отличается от М. не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интелект. разработанности проблем и методов подхлда к ним.

убеждения - особ. сост. знаний, хар-ся тверд. увер-стью.

Идеалы - компонент м-я, духовн. ориентир, придает осмысл. и целеустр. чел-ской деят-сти.

Мифолог. мировоззр.: формир. на ранних стадиях разв-я о-ва. Первая попытка ч-ка объясн. Многие вопросы.

Религиозн. мировоззр. отлич. от миф. верой в сущ-е сверхъест. сил и их главенств.

В ф.м. входят тж. обобщ. экон., полит., правов. и ест.науч. предст., нравств., эстетич., религ./атеист. принципы, воззр., идеалы.

37.   Специфика философского знания. Место философии в системе наук.

Для науч. знания хар-но наличие 2 уровней: эмпирич. и теоретич.

Для эмпирич. знания хар-на фактофиксирующая деятельность.

-наблюдений

-эмпирич. знаний

Теор. знание - это сущностное знание (обобщение практики, опыта или наблюдений)

-частн. теор. модели и законы;

-развитая теория.

Наблюдение и эксперимент - важнейш. методы иссл-я в науч. знании.

1) прием универсализации, (общие моменты и свойства распростр. на все возможные случаи)

2) прием идеализации – (указываются условия, при кот. процессы происходят в чистом виде)

3) прием концептуализации - в формулировку законов вводятся понятия, заимствованные из других теорий,

Эксперимент двусторонен: с одной стороны он позволяет проверить и подтвердить гипотезу, с другой стороны он дает данные для новых гипотез.

Теория - это высшая, обоснованная, логически непротиворечивая система научного знания, дающая целостный взгляд на существенные свойства, закономерности,

Различают описательные, математизированные, интерпретационные, дедуктивные

38.   Философия и наука. Точки соприкосновения и основные отличия.

Для науч. знания хар-но наличие 2 уровней: эмпирич. и теоретич.

Для эмпирич. знания хар-на фактофиксирующая деятельность.

-наблюдений

-эмпирич. знаний

Теор. знание - это сущностное знание (обобщение практики, опыта или наблюдений)

-частн. теор. модели и законы;

-развитая теория.

Наблюдение и эксперимент - важнейш. методы иссл-я в науч. знании.

1) прием универсализации, (общие моменты и свойства распростр. на все возможные случаи)

2) прием идеализации – (указываются условия, при кот. процессы происходят в чистом виде)

3) прием концептуализации - в формулировку законов вводятся понятия, заимствованные из других теорий,

Эксперимент двусторонен: с одной стороны он позволяет проверить и подтвердить гипотезу, с другой стороны он дает данные для новых гипотез.

Теория - это высшая, обоснованная, логически непротиворечивая система научного знания, дающая целостный взгляд на существенные свойства, закономерности,

Различают описательные, математизированные, интерпретационные, дедуктивные

39.   Проблема человека в истории философии.

Проблема основного вопроса философии (ОВФ)

Центр. мировоззр. пробл. - отнош. мышления к бытию/чел-ка к миру/сознания к материи/духа к прир./психич. и физич./идеальн. и матер., что явл. первичным - формир. ОВФ,

Любое ф. учение основыв. на его реш-ии,

ОВФ делит филос-в на материалистов, признающих первичн. эл-том материю, сущ-ю вне и незав. от созн-я, а созн. - вторичным, произв. от материи, и идеалистов, счит. что дух, созн-е предшеств. материи, творит ее. 2 разновид. идеализма: объ./субъ. О.И. признает основой всего сущ-го объ., незав. от ч-ка дух. начало - мировой дух, внечел. разум. С.И. счит. первич. сознание ч-ка, кот. признается единств. реальностью, при этом действ-сть явл. рез-том дух. творч-ва субъекта. Ид-м близок к религии, ф. интерпрет. Бога, но не искл. обоснов-я своих пол-й рац. ср-вами, исп. логич. приемы аргументации. Ф. матер-м: осн. формы: стихийн. мат-м древних/метафиз. м. 17-18 вв/диалект. Тесно связан с наукой, опир. на ее полож-я и выводы. Сущ. дуалистич. сист., призн. мат. и дух. двумя независ. началами. Напр., ф-ы, матер-ски объясн. природу, идел-ски - обществ. явл-я. Хотя многие ф-ы не призн. вопр. об отн. мышл-я к бытию ОВФ, к нему сводятся другие вопр., дающие в совокупности целостную картину мира.

40.   Проблема истории и исторического процесса в философии.

Общ. прогресс  - направление развития чел. общества, рода "ч-к", хар-зующиеся такими необратим. изменениями чел-ва

Труд - вечное условие чел. жизни.

Формы проявления единства ист. процесса. Установление многообр. связей между странами: экономич., культурных => рост городов, консолидация народностей.

Причины и факторы многообразия истории. Многообразие истории существует во времени и пространстве.

1.    Основные черты античной философии.

2.    Философия Милетской школы.

3.    Школа и учение Пифагора. Проблема пифагорейской философии.

4.    Античная атомистика.

5.    Учение элеатов.

6.    Философия Гераклита.

7.    Софисты, их роль и место в философии.

8.    Сократ, его жизнь и творчество.

9.    Онтология Платона. Учение об идеях.

10.   Общественно-политические и антропологические воззрения Платона.

11.   Онтология Аристотеля и проблема перводвигателя мироздания.

12.   Учение Аристотеля о душе.

13.   Философские учения стоиков и киников.

14.   Философская доктрина Эпикура и его последователей.

15.   Философская система неоплатонизма.

16.   Патристика. Общая характеристика.

17.   Августин Блаженный. Жизнь и творчество.

18.   Общая характеристика средневековой философии. Проблема универсалий.

19.   Жизнь и творчество Фомы Аквинского.

20.   Возрождение. Главные идеи и последующее влияние.

21.   Основные черты философии Нового времени.

22.   Философия Френсиса Бэкона.

23.   Учение Рене Декарта.

24.   Философская доктрина Дж. Беркли.

25.   Основные цели Просвещения и его значение для современности.

26.   Жизнь и творчество И. Канта.

27.   Теория познания И. Канта.

28.   Система и метод Г.В.Ф. Гегеля.

29.   Философия истории Гегеля.

30.   Учение А. Шопенгауэра.

31.   Основные компоненты философии Ф. Ницше.

32.   Буддизм.

33.   Бытие, сущее и универсум как наиболее общие философские категориии.

34.   Познание, его формы и структуры.

35.   Понятия субъекта и объекта в философии.

36.   Мировоззрение. Его формы и исторические типы.

37.   Специфика философского знания. Место философии в системе наук.

38.   Философия и наука. Точки соприкосновения и основные отличия.

39.   Проблема человека в истории философии.

40.   Проблема истории и исторического процесса в философии.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.