Рефераты. Шпаргалка по философии

Человека надо изучать целиком в единстве души и тела. Человек – это личность, а личность ведома богом в блаженство. Истина, безусловно, одна – это бог и его учение, но и к такой истине 2 пути:

-     путь веры и откровения;

-     путь разума.

Разум и наука не противоречат церкви и вере, а теология не подменяет философию.

Философия Аквинского начинается с категории бытия. Бытие – всё что есть всё что может быть. Бытие есть, и оно есть истина. Вещи могут меняться, однако сущее в бытие не меняется, оно просто приобретает другие формы. Вещи – части чего-то полного, какой-то предмет полноты бытия – что и есть бог!

20.   Возрождение. Главные идеи и последующее влияние.

Эпоха Возрождения (конец ХIII – начало XVII вв. ).

Период связан с возникновением нового искусства, с первыми шагами естествознания, появлением новых политических и социальных концепций.

Эта эпоха не оставила великих философских систем. Она заложила основу философии, свободной от религии – мифологических предпосылок. К числу наиболее ярких мыслителей относят: Данте, Салютати, Макиавелли, Николай Кузанский

Основные идеи философии возрождения:

1.    Антропоцентризм – человек в центре философии.

2.    Постулирование творческой сущности человека.

3.    Эстетическое понимание действительности, мира доминирует над научными и моральными представлениями.

4.    Идея гуманизма, признание человека личностью с правом на творчество, свободу и счастье.

21.   Основные черты философии Нового времени.

Философия начала нового времени связана со становлением естествознания, научного способа познания.

Система созданная в это время: Философия (епископа) Френсиса Бекона (1561-1626).

Основные труды: «О достоинстве и приращении наук», «Новая Атлантида», «Новый Органон».


Основа философии – практический опыт.

Цель философии – средствами науки и изобретений овладеть природой.

22.   Философия Френсиса Бэкона.

Основные моменты философии Бекона:

в вопросе отношений веры и разума он придерживался идеи двойственной истины: истина двойственна, есть истины откровения, ими ведает теология, и существуют истины разума, ими ведает философия. Эти истины разделены и не пересекаются.

Бекон предложил концепцию «идолы познания» – это дурные привычки ума приводящие к познавательным ошибкам.

Он выделил 4 вида «идолов познания»:

1)    Идолы рода – это искажения свойственные самой природе человека.

Пример: ожидание порядка большего, чем есть в природе, и истолкование новых идей в духе прежних.

2)    Идолы пещеры – это личные суеверия, возникающие не от природы, а от

воспитания и общения с другими людьми. Одни обнаруживают в вещах общее, другие обращают внимание на единичное.

3)    Идолы рынка – привычки к неточному и двусмысленному словоупотреблению.

4)    Идолы театра – связаны с влиянием на процесс познания общепринятых

философских учений, а прежние философские системы не более сем театральные комедии об вымышленных мирах.

Он выделяет типы опыта и типы путей познания.

Существуют опыты:

Плодоносные – те, которые дают реальные результаты.

Светоносные – приращение знания.

Равноценны и те, и другие.

Пути познания:

1)    Путь паука – как паук вьёт паутину из себя, так  и учёный может выводить истины из постулатов.

2)    Путь муравья – извлечение опыта из  опытов, практики без использования теории.

3)    Путь пчелы – синтез двух предыдущих путей.

Им была предложена классификация наук. В основу этой классификации он положил познавательные способности человека: память, рассудок и воображение. На памяти основана история, на воображении – искусство, а рассудок порождает теоретические науки.

К теоретическим наукам он относит первую Философию, естественную теологию, философию природы, антропологию. Антропология включает: философию человека и гражданскую философию; Философия человека состоит из психологии, логики, этики.

Главная идея Бекона: Бог замыслил преобразовать мир, превратив его в царство человека над природой.

23.   Учение Рене Декарта.

Философия Рене Декарта (1596-1650)

Основные труды:

«Рассуждение о методе»

«Метафизические рассуждения»

«Картезианское сомнение».

Он опровергает эмпиризм и обосновывает рационализм в гносеологии, отвергает истинность эмпирического сознания.

Скептицизм в отношении эмпирического сознания имеет одно исключение: невозможно сомневаться в реальности того, что ведёт к сомнению, а именно, в реальности мысли.

Я мыслю, следовательно, я существую.

Суть картезианского сомнения – процесс  восхождения в идее о том, что мысль самоценна, что мысль есть высшая ценность бытия, единственная ценность и единственное измерение истинно человеческого это мысль.

Критерий истины.

Всё что мы воспринимаем абсолютно ясно и отчётливо есть истина.

Гносеологический рационализм.

Чувственное познание не упорядочено и роднит нас с животными. Истинно человеческое восприятие составляет только усмотрение умом. Единственный источник познания – разум, ум.

Мир - творение Бога, сост. из самост. субстанций: дух. и мат.

Неотъемл. св-во матер. субст. - протяженность, дух. - мышл-е.

Ч-к - механизм с 2мя субст. - тел. и дух.,

Сомневаться можно во всем, кроме сущ-я самого сомн-я. Сомн. - акт мышл-я. “Я мыслю - я сущ.”

Первопричина - Бог - не м. обманывать ч-ка, сл. познание чувств. восприн. мира возможно.

учение о рац-ме. 4 правила:

1) ясность и отчетливость позн-я, не вызыв. никаких сомнений;

2) разделять всякий исслед. вопрос на столько частей, ск. треб. для лучшего понимания;

3) мыслить по порядку, нач. с простого и постеп. подним. до сложных вещей;

            4) полнота познания - нельзя упускать ничего существенного. Д. полагал, что с пом. дедукт. мет. можно логич. вывести все знания о мире. Он исходил из факта сущ-я мысли и приходил к реальности всего физ. мира. Чувства и опыт - лишь дополнит. способ подтвержд. знаний, получ. путем разума и дедукции.

24.   Философская доктрина Дж. Беркли.

Дж. Беркли - представ. субъ. идеализма.

Осн. соч.: “Опыт новой теории зрения”, “Трактат о началах чел. знания".

Ф. учение Б. проникнуто стремл. опровергнуть матер-м и дать обоснование религии. Выступил с критикой понятия материи как веществ. основы (субстанции) тел.

Б. утверждал, что наш ум может образовать общую идею вещи, но не общую идею материи,

Б. выступил с отрицанием реальности универсалий и самой возможности абстр. понятий.

все качества вторичные, т.к. бытие их целиком сводится к способности быть воспринимаемыми.

Отвергнув бытие материи, Б. признавал существование только духовного бытия, к-рое он делил на “идеи” и “души”. “Идеи”- субъ. кач-ва - пассивны, не зависит от нас., “души” деятельности активны.

сумма “идей” в уме Бога - субъекта, к-рый вечно существует и “вкладывает” в сознание отд. субъектов содержание их ощущений.


25.   Основные цели Просвещения и его значение для современности.

Просвещения.

Характеризуется верой в человеческий разум.Разум призван обеспечить прогресс человечества . Освобождение от невежества и предрассудков, критика суеверий.

Защита научного и технического знания. Защита естественных прав человека и гражданина.

После продолжительного периода господства схоластики крутые умы эпохи П.  Стали изучать природу. Большое кол-во наук быстро прогрессировало.  Круче  всех  была механика. So, ее строгие  математич.  законы  попытались  обобощить  до  уровня природы вообще, упрощая естественные з-ны жизни.

Осн. аспекты:

1) вместо осн. догматов (религ.) на первое место  -  рассуждающий

разум;

2) атеистичность;

3) очень прагматична,  исследует  человека  с  позиций

полезности для общества;

4) "Наука и прогресс" - главный лозунг. Наука - ср-во,

прогресс - цель;

5) просветительство (ликбез);

6) механистический мат-зм

26.   Жизнь и творчество И. Канта.

            Жизнь и творчество Канта (1724-1804)

Прожил в Кенегсберге

В творчестве есть 2-а периода :

1 докритический

2 критический

1773 г-“Критика чистого разума” К сфере чистого разума – чувства  и рассудок

1778г-(«критика практического разума»).К практике разума – разум

1781г-“критика способности суждения”                            

 Кант в своём философствовании вводит два различия: «Существуют различия между аналитическими и синтетическими суждениями, существуют они и между приорным и априорным».

Аналитические суждения это такие суждения, в которых предикат (выносимое сказуемое) является частью субъекта.

Синтетические суждения это такие, когда предикат не выводим из субъекта.

Эмпирические суждения могут быть только на основе чувственного восприятия, либо нашего собственного, либо восприятия других, чьё словесное свидетельство мы принимаем.

Априорные суждения могут быть и в опыте, но они имеют другую основу, чем опыт (все сужения чистой математики).

Априорные синтетические суждения есть ответ/вопрос на ограничениях (границах) чувства и рассудка.

Чувственное синтетическое суждение вне опыта возможны благодаря представлениям о пространстве и времени из которых они выводятся.

В сфере рассудка аналогичными синтетическими априорными суждениями являются категории количества, качества, субстанция, принадлежность, возможность, необходимость, существование.

1775г-Пролигамены –для студентов

концепция создания галактики, разум человека не един

27.   Теория познания И. Канта.

Философия Канта (1724 – 1804)

Сам  Кант назвал сваю философию – критическая.

Его критическая философия замысливалась как альтернатива старой догматической философии.

Цель критической философии оценить границы и степень истинности человеческого знания и практики.

1)    Ноумен – мир существующий сам по себе.

2)    Феномен – мир как его воспринимает человек.

Человек познаёт и практически действует.

Познанию соответствует сфера чистого разума, а практике – сфера практического разума.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.