Рефераты. Шпаргалка по философии

К сфере чистого разума – чувства  и рассудок («критика чистого разума»).

К практике разума – разум («критика практического разума»).

В своей философии Кант задаётся вопросом об ограниченности каждой из этих сфер.

Кант в своём философствовании вводит два различия: «Существуют различия между аналитическими и синтетическими суждениями, существуют они и между приорным и априорным».

Аналитические суждения это такие суждения, в которых предикат (выносимое сказуемое) является частью субъекта.

Априорные суждения могут быть и в опыте, но они имеют другую основу, чем опыт (все сужения чистой математики).

Априорные синтетические суждения есть ответ/вопрос на ограничениях (границах) чувства и рассудка.

Чувственное синтетическое суждение вне опыта возможны благодаря представлениям о пространстве и времени из которых они выводятся.

В сфере рассудка аналогичными синтетическими априорными суждениями являются категории количества, качества, субстанция, принадлежность, возможность, необходимость, существование.

Априорные формы – очки, через которые человек видит мир.

Поэтому человек способен видеть мир лишь пространственно-временным и понимать его только категориально, но нет никаких гарантий, что именно такова истина в себе, что именно таков мир.

Вопрос критики практического разума: каковы высшие общечеловеческие идеи и императивы в поведения в сообществе.

Императивное поведение и есть границы человеческой практики.

Кант показывает недостаточность априорных идей чистого разума для адекватного ориентирования в мире.

Человек и свободен, и подчинён законам необходимости.

Мир имеет начало и ограничен в пространстве, мир бесконечен как во времени, так и в пространстве.

Всякая сложная вещь состоит из простых вещей, ни одна сложная вещь не состоит из простых вещей.

Эти антинонимы познавательно не разрешимы, но практика требует их разрешения.

Выход из ситуации заключается в априорных идеях, практике разума (идеи бога и свободы)  и связанными с этими идеями императивами практического действия.

1)    Действуй так, чтобы максимум твоего поведения могла стать всеобщим законом.

2)    Никогда не относись к другому человеку как к средству, а всегда как к цели (?).

3)    Мотивы политического поведения должны быть такими, чтобы они могли стать гласными.

Границы человеческого знания о мире есть пространственно-временные представления и категории, а границы человеческой практики это идеи бога и свободы и категорический императив.

Человек в своём человеческом совершенствовании стремится к этим пределам, человек не может перешагнуть через эти пределы.

28.   Система и метод Г.В.Ф. Гегеля.

Философские взгляды Гегеля

Философия Гегеля (1770 – 1831)

Наиболее известные труды: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук»

Ничто истинно не существует, кроме целого.

Единственная истина для философии есть целое.

Диалектика-наука о всеобщей связи и развитии мира

Диалектика Гегеля состоит из:

1)    Тезис – исходное положение.

2)    Антитезис – противоположность.

3)    Синтез -- новый тезис.

Но логика Гегеля содержит, кроме субъективной диалектики рассуждений объективную диалектику мира. Мир развивается по диалектической формуле трёх законов.

1)    Закон единства и борьбы противоположностей.

2)    Закон перехода количественных изменений в качественные.

3)    Закон отрицания отрицания.

Афоризмы философии Гегеля.

«Всё действительное разумно, все разумное действительно».

«Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречий есть критерий заблуждения».

«Истина есть соответствие предмета его понятию».

Разум первооснсва мира .Мышление и разум – это сущность мира . Мышление базируется на данных чувственного опыта. Мышление – это начало всякой жизни.

29.   Философия истории Гегеля.

3-и этапа развития идеи свободы:

1 древнии общества или восточные деспатии(свободен только один)

2 античсность (греция ,рим)-свободны не многие, не свободны рабы. Рим придумывает систему права

3 характеризуется свободой всех(этап европейской истории)

Критич. преобразование логики бы­ло осуществлено Г. в «Науке логики» (1812). «Абс. идея» раскрывается в её всеобщем содержании в виде сис­темы категорий.

Согласно схеме Г., «дух» просыпается в человеке к самосознанию сначала в виде слова, речи, языка, все остольное приходит позже.

С помощью созданного им диалектич. метода Г, кри­тически переосмысливает все сферы совр. ему куль­туры.

В эстетике Г. дал содержат, трактовку прекрасного как «чувств, явления идеи», к-рая берётся не-при-ным внеш. бытием.

30.   Учение А. Шопенгауэра.

ШОПЕНГАУЭР Артур 1788-1860, Франкфурт-на-Майне), нем. философ-идеалист.

Осн. соч. – «Мир как воля и представление» априор­ные формы - время, пространство, категории рассуд­ка - сводятся Ш. к единому «закону достаточного основания».

Из Субъекта и объекта складыва­ется мир как «представление».

Социальная органи­зация (гос-во) не уничтожает эгоизма, Преодоление эгоистич. импульсов осуществляется в сфере иск-ва и морали.

Иск-во - создание гения, в к-ром субъект выступает как «чистый безволь­ный» субъект, а объект - как идея.

Высшее из иск-в – музыка

Ш. - называл существующий мир «наихуд­шим из возможных», а своё учение - «пессимизмом».

философия Ш., не пользовавшаяся популярностью при его жизни, по­лучила распространение со 2-й пол. 19 в., явившись од­ним из источников философии жизни и предшествен­ником ряда концепций глубинной психологии (учение о бессознательном); влияние Ш. испытали Р. Вагнер, Э. Гартман, Ф. Ницше, Т. Манн и др. В 1911 во Франк-фурте-на-Майне основано Шопенгауэровское об-во.

31.   Основные компоненты философии Ф. Ницше.

Особенности философии Ницше.

Ницше справедливо считал себя последователем Шопенгауэра

У Ницше же воля первична.

Ницше,  хотя он и был профессором, - философ скорей литературного склада, чем академического. Он не изобрел никаких новых теорий  в  онтологии,

наибольшее значение имеет прежде всего его этика и историческая  критика. 

Отец его был протестантским пастором, и Ницше получил очень религиозное воспитание.  Он учился в  университете на классическом и филологическом отделениях настолько блестяще,  что в 1869 году,  ему предложили быть профессором филологии в Базеле; это место он принял.

Он никогда не обладал хорошим здоровьем и после периодических отпусков по болезни  был  вынужден  в 1879 году уйти в отставку.

После жил в Швейцарии и Италии. В 1888 году он сошел с ума и в таком состоянии пребывал до самой смерти.

Ницше страстно любил Вагнера,  но поссорился с ним после написания оперы "Парсифаль". (Обозвал Вагнера евреем).

Ницше был низкого мнения о Канте

 

Наполеон был для Ницше великим человеком, побежденным мелкими противниками.

Он  включает негативный элемент - отсутствие страдания,






32.   Буддизм.

религ.-филос. учение, возникшее в древ­ней Индии в 6-5 вв. до н. э. и превратившееся в ходе его развития наряду с христианством и исламом, мировых религий.

Основатель Б. - инд. принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследст­вии имя Будды, т. е. пробуждённого, просветлённого.

Уже в первые столетия своего существования Б. раз­делился на 18 сект, разногласия между к-рыми вы­звали созыв соборов и привели в начале н. э. к разделению Б. на две ветви: хинаяну и махаяну. В 1-5 вв. сформировались гл. религ.-филос. школы Б.: в хинаяне - вайбхашика и саутрантика, в махаяне - йогачара, или видж-нянавада, и мадхьямика. Сторонники хинаяны назы­вают своё направление буквально - учение старейших.

Б. скоро распространился по всей Индии, расцвет в сер. 1-го тыс. до н. э.- нач. 1-го тыс. н. э.

После возражд-ся индуизм (из брахманизма)

Б. к 12 в. почти исчез из Индии.

Религ.-филос. лит-ра Б. обширна

С самого начала Б. выд­винул в качестве центра проблему бытия личности. Стержнем содержания Б. является пропо­ведь Будды о «четырёх благородных истинах»:

-суще­ствует страдание,

-причина страдания,

-освобождение от страданий,

-путь, ведущий к освобождению от страда­ний.

страдание - сос­тояние бытия проявленного,

освобождение - непро­явленного.

Смерть вследствие принятия Б. концепции бесконечных пере­рождений (появление, исчезновение и появление вновь) - дхарм. Это «волнение» вызывается отсутствием подлинной реальности «Я» и мира

отрицание существования как материальной, так и духовной субстанции, и установление своеобраз­ного абсолюта - шуньяты, пустотности, не подлежа­щей ни пониманию, ни объяснению - в махаяне.

созерцат. раз­мышления (медитации), переживание целостности бытия (неразличе­ние внутреннего и внешнего),

одним из осн. средств преобразования психики и психофизиологии личности, - буддийской йоги.

Состояние совершенной удовлетво­рённости и самоуглублённости - есть освобождение, или нирвана.

возникла космич. концепция Будды,  (санскр. «трёх тел»,

Распространение Б. способст­вовало созданию культурных комплек­сов, буддийскую культуру (архитектура, скульптура, живопись, лит-ра, буддийская образованность).

33.   Бытие её, сущее и универсум как наиболее общие философские категориии.

В самом широком смысле слова Б. есть всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Категория Б. - одна из самых древних философских категорий.  Все  учения  античности  содержали  ее  в качестве центральной. Антитезой Б., или нечто, явл. ничто. Все конкретные формы Б., например, звезды,  растения,  животные,  как  бы  возникают  из  небытия  и становятся наличным актуальным Б. Но Б. сущего сколько бы оно ни  продолжалось приходит  к  концу и  возвращается  в  небытие, утрачивая данную  форму  Б..

осн. формы Б.:

1) б. вещей (тел), процессов, кот. в свою очередь дел. на: б. вещей, процессов, сост. природы, произвед. ч-ком;

2) б. человека, кот. делится на б. ч-ка в мире вещей и специф. чел. бытие;

3) б. духовного (идеального), кот. дел. на индив. дух. и объективиров. (внеиндивид.) духовное;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.