Рефераты. Шпаргалка по философии

Шпаргалка по философии

1.    Основные черты античной философии.

Анализ античной философии, в период ее формирования и развития сложилась основная про­блематика философии, обнаружились ее основные линии развития. Философия возникает как учение о бытие. На начальных этапах бы­тие отождествляется с природой.

Позднее, с развитием общественных отношений и формированием личности, бытие осмысливается, прежде всего, как бытие человека.

На смену объективистскому натурализму приходит субъективистский антро­пологизм.

Но все развивается в рамках космоцентризма. Бытие в античной философии рассматривается как упорядоченная система — Космос, важной составной частью которого является человек. Все проблемы человека рассматривают-ся и решаются в органической связи с занимаемым им местом и ролью в Космосе. Данный подход можно зафиксировать и у физиков, и у софистов, и у эпикурейцев, и у стоиков. Но наиболее яркое и полное воплощение он нашел в системах Платона и Аристотеля.

Отличит. черта ант. ф. - формир-е нов. способа дух. самовыр-я, кот. им. стройн. логич. форму, хар-ся рациональн. постиж. мира. Хар-ся космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность. Чел-к рассм. как неотъемл. часть природы.

До софистов гл. задача ф. - раскрыть суть окр. мира, софисты поверн. ф. мысль с пробл. космоса на пробл. чел. жизни, рассм. ее в теор. и практ. аспектах. Далее эта тематика стала предм. особого внимания, в т.ч. Сократа и Платона. А. - уч-к Платона.

2.    Философия Милетской школы.

Др. гр.ф (дгф) возникла в ионийских городах зап побережья мал Азии, основ. греками. Здесь раньше развилась раб., торговля.  и выросшая на их основе культура.(связана с культурами Вавилона, Финикии и Египта - более древние цив.)

Первые учения - г. Милет 7-6 в. днэ - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Задавшись вопросом откуда все возникает и во что превращается, они искали начало происхлждения  и изменения всех вещей. Первовещество - живое в целом и в частях, наделенное душой и движением. Занимались и разносторонней практ деятельностью.

ФАЛЕС.  конец 7 начало 6 вднэ. Купец, много путешествовал. Гидроинженер.

Знаком с достиж. науки Вав и Египта. Предсказал солн затмение в Гр. -585 гднэ. Изобрел некот. Астроном. приборы.

Все произошло из некоего влажного первовещества или воды . Все рождается из этого первоисточника. Земля - плоский диск, плав. на пов. воды.

Вода и все произош из нее вещи - не мертвые. Вселенная полна богов, все одушевлено. Примеры - магнит и янтарь могут приводить в движ. др. вещи -  они имеют душу.

АНАКСИМАНДР. Первоисточник - это некое первовещесто (апейрон) из которого обособл. противоположности теплого и холодного, дающие начало всем вещам. Апейрон не имеет границ, он беспределен. Земля - цилиндр.

Все обособившееся от беспредельного должно вернуться в него. Поэтому миры возникают и разрушаются.

АНАКСИМЕН.  Время завоевания Милета персами.

Первовещество - воздух. Все вещества получаются посредством сгущения и разряжения воздуха. Воздух- это дыхание, обнимающее весь мир. Земля - диск, поддержив. вождухом.

В 5 вднэ Милет утратил самостоятельность (Персы) и развитие здесь фил прекратилось.

ПИФАГОР И РАННИЕ ПИФАГОРЕЙЦЫ. Пифагор из Самоса 580-500гднэ. При тиране Поликрате преселился в Ю.Италию в г. Кротон где основал полит и рел. союз представл. интересы аристократии. Сам ничего не писал. Учения его претерпели знач. эволюцию. Выдвинул реакц учение о порядке. В общ. жтзни порядок - влась аристократов.

Последов П. объединились в союз. Боролись с демократией. В 5 вднэ этот союз был разгромлен демокр.

Отвергали матереализм Милетцев. Основа мира не матер первоначао а числа, кот образуют космический порядок - прообраз общ. порядка. Познать мир - значит познать управляющие им числа. Первая попытка постановки вопроса о роли колич. стороны явл. природы.

Математика, геометрия, теории архитектуры. музыки, скульптуры. Движ небесных тел подчиняется мат. соотношениям - гармония сфер.

Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в самостоятельные существа, абсолютизировали и обожествляли их. Свящ.

монада(единица) - это мать богов, всеобщее первоначо и основа всех прир. явлений.

Двойка - это принцип противоположности, отрицательности в природе.

Природа образует тело (тройка), являясь триединством первоначала и его противор. сторон. Четверка - образ четырех элементов прир. ИТД. Мысль о том, что все в прир. подчинено опред. числ соотнош., благодаря абсол чисел приводила П. к идеалистическому утверждению, что именно число, а не материя явл. первоосновой всего.

Все вещи состоят из противоположностей - чет нечет, предел беспредельное, единство множество, правое левое, мужское женское. Однако их противоположности не переходят друг в друга (в отличии от Гераклита). Особое значение - предел и беспредельное. Предел - огонь, беспред. - воздух.(пустота). Мир дышит пустотой, состоит из взаимод. огня и воздуха.

3.    Школа и учение Пифагора. Проблема пифагорейской философии.

ПИФАГОР (2-я пол. 6 в.- нач. 5 в. до н. э.), др.-греч. философ, Подлинных соч. П. нет и согласно надёжной антич. традиции никогда не сущест­вовало. О нем осталось огром­ное количество разрозненных косвенных свиде­тельств.

Родился на Самое (ок. 570 до н. э.), в юности ездил учиться в Милет, где слушал Анаксимандра и совершил путешествие на Восток, в т. ч. в Египет и Вавилон, познакомившись с др.-вост. ма­тематикой и астрономией и изучая негреч, религ.-культовые традиции; ок. 532 г. под давлением тирании Поликрата пере­селился в Кротон (Юж. Италия), где основал религ.-филос. братство с ритуализованным уставом, взявшее власть в Кротоне и распространившее политич. влияние по всей Юж. Италии. В результате антипифагорейского восста­ния, руководимого Килоном, бежал в Метапонт, где умер, ок. 497/496 до н. э.

П. Требовал ученикам приписывать учителю все открытия.

Совокупность учений от Пифагора:

Пифагорейский союз (на юге италии) был также науч.-филос. школой (начиная с 5 в.) и политич. партией, распространившей своё влияние на греч. полисы Юж. Италии и (частично) Сицилии.

Их лозунг «у друзей всё общее» сочетался с жёсткой иерархич. тен­денцией, тормозившей демократич. развитие полиса. После антипифагорейских восстаний (первое произо­шло ещё при жизни Пифагора) и раз­грома союза италидский центр П. переместился в Тарент: ещё в сер. 4 в. до н. э. там существовала сильная община.

Внутр. организация пифа­горейского союза деление на «акусматиков и математиков»; со временем «акусматики» и «математики» стали враждовать:

«акусматики» фольклорно-религ. Традиции

«математики» науч.-филос. Традиции.

«Акусматики» заучивали наизусть «акусмы» («сим­волы») - бездоказат. максимы этич. характера («Что самое мудрое? - Число», «Что есть острова блаженных?- Солнце и Луна», «Землетрясение - сходка мертвецов» и т. д.), включав­шие также множество ритуальных запретов.

«Математики» занимались «науками»- ариф­метикой, геометрией, астрономией, гармоникой и филос. космологией,

И те и другие претендовали на верность учению Пифагора, образ к-рого поэтому раздваивается


Достижения Платона

таблица противоположно­стей - 10 пар онтологич. принципов  (предел- беспредельное, нечет- чёт, одно- множество, право- лево, мужское- женское, добро- зло и т.д.).

идеализация чисел, образующих у Платона промежуточную сферу бытия между идеями и чувств, вещами (числа «неотделимы» от вещей);

порождение чувств, тел через  последовательность  «точка- линия- плос­кость- тело»,

пифагорейцы знали только три фигуры- пирамиду, куб и додекаэдр.

4.    Античная атомистика.

Отличит. черта ант. ф. - формир-е нов. способа дух. самовыр-я, логич. рациональн. постиж. мира.

Хар-ся космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность. Чел-к рассм. как неотъемл. часть природы.

1-й период греч. ф. наз. натуралистич. Натурфилософы стрем. объ. суть окр. мира, в т.ч. Демокрит. Д. призн. сущ-е 2х начал: бытия/небытия. Исходил из чувств. опыта: сущ. тела и пространство (пустота), бытие множественно, не едино (противоп. элеатам). Космос явл. единением тел и пустоты. Бытие делимо до тех пор, пока не исчерпана пустота. Пустота - внутри вещей, отделяя эл-ты - атомы друг от друга, так и вне вещей, явл. их вместилищем.

Пустота позв. вещам и их эл-там двигаться. атомы - неделимые частицы, невидимые из-за размера.

Они постиг. только умом, не чувствами. Атом Д. неделим как физ. тело, но делим как матем. величина. Кол-во атомов бесконечно, пустота т.ж. бесконечна. Атомы разл. по величине, форме, порядку и располож-ю. Д. первый рассм. движ-е как способ бытия матер. тел, т.к. атомы нах. в вечном движ, для вечного нельзя искать причину.

3 формы движ-я:

1) связ. с хаотич. перемещ.

2) вихревой поток, где атомарн. вихрь создавал условия однородн. атомов и разъ-я разнородных. В пр-се атомарн. вихря обр. мироздание.

3) испарение предм. космоса - запахи. Св-ва вещей природы обусл. св-вами атомов (текучесть - круглыми частицами).

Гл. цель познания - обнаруж. подлинных причин происх. Случайн. события - выдумка.

Д. одним из первых дал разверн. представл-е о пр-се позн-я, выдел. в нем чувств. и рассудочн. стор. и опред. их соотн. Позн. идет от чувств к разуму.

Напр., зрит. обр. появл. в проц. отлетания от вещей их копий, образов, попад. в глаз.

Разум - более тонкий зрит. орган, т.е. логич. зрение. Д. не различ. матер. и идельное.

Душа - соед-е легковозбуждающихся сферич. и гладких атомов,

в Новое время она была положена в осн. ест.-науч. карт. мира.

5.    Учение элеатов.

ЭЛЕАТЫ.  В 6-5 ввднэ центр дух. развития перемещ. в Ю.Италию. (земледельческая область). Прбл. бытия: бытие есть а небытия нет, бытие едино и неделимо, бытие познаваемо.

КСЕНОФАН. 6-5 вднэ. Поэт фил. побывал в Ю. Италии вообще много путешествовал. В конце жизни поселился в Элее, где под еговлиянием возникла школа элеатов. Критиковал представления о множесте богов. (Если бы лошади могли рисовать то они изобразили бы своих богов в виде лошадей). Мир вечен и неуничтожим, представляет собой нечто единое и это единое и есть бог.  Природа не божественна. Все что рождается и растет есть вода и земля. О природе богов не может быть истинного знания только мнение.

ПАРМЕНИД. Элея. 6-5 ввднэ.

Мир - вещ. шар, в котором нигде нет пустоты и, следовательно возможности движения. (все заполнено) Всякая мысль есть мысль о существующем. Поэтому несуществ. никак нельзя мыслить как несущ., откуда несуществ. нет. Отсюда невозможно возникновение и уничтожение.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.