Рефераты. Шпаргалка по философии

мир не имеет частей. Он един. Множество - обман чувств. Отсюда же следует вывод о невозможности движения, возникновения, уничтожения.

 Учение П. полно ненаучных, мифол. представлений, В центре мира - богиня-правительница (или правда и необходимость). Она держит жребий и правит всеми неб. движениями.

ЗЕНОН. Ученик Парм. Выдвинул ряд положений в защ. учения П.(апории) Доказывал невозможность движения (метафизика). Предположение, что движ. мыслимо приводит к противоречиям - оно не может осуществиться.( Для того чтобы двигаться стрела должна в один момент времени находиться в опр. месте и не находиться в нем. Но это противоречиво - невозможно).

В этих апориях впервые в истории человечества обсуждаются проблемы непрерывности и бесконечности.

Признавалась бескон. делимость величин, но не призн. их составленность из беск. числа актуально данных элементов.

6.    Философия Гераклита.

ГЕРАКЛИТ.  Родом из Эфеса. (530 - 470 ггднэ). Аристократ, отстранившийся от власти.

Исходный пункт учения о мире - представление о преходящем, изменчивом хар. всего существующего.

Все сущ. вещи возникли из материального первоначала. Однако первовещ. - это огонь.

Мир нах. в постоянном процессе изменения, а из всех прир. вещей наиболе подвижен, изменчив огонь.

Причина вечного изменения - борьба противоположностей.

Мир остается в основе огнем, несмотря на все изменения.

Душа тоже из огня, душа материальна - это наименее влажный огонь. Все вещи возникают из огня согласно необходимости.

Миром правит “логос”. (закон, необходимость) Мир есь процесс в котором всякая вещь переходит в свою противопол.(холодное в теплое, Вложное в сухое и наоборот)”Нельзя дважды войти в одну реку” В челов. жизни превращ. в противопол. есть борьба. Она “отец всего, царь всего”.

все кач. вещей относительными. (морская вода - чистейшая и вместе с тем грязнейшая: для рыб -питательна, для людей -негодна)

Мышление предпочитает все, что доступно чувствам зрения и слуха.

Однако,считае Г. большинство людей не знают всеобщего и вечного, не ищут познания, принимают многознание за ум.

7.    Софисты, их роль и место в философии.

Философское двтжение эпохи зрелых рабов. демократий.(5 - 6 вднэ)

В 5 в д н.э. на смену полит власти аристократии и тирании во мн. городах Гр. пришла власть демокр.

Софисты (с. - мудрость) - откр. рационалист. (ранее натуралистич.)

Гл. цель - не истина, а умение убедить, сл. на 1 месте - риторика (иск-во краснореч.) Отрицали объ. истину и утвержд., что и. субъ.

/Развитие привело к появл. новых выборных учреждений - нар. собрания и суда, игравшего б.

борьба партий и классов своб. населения, породило потребность в подготовке людей, влад. искусством судебного и полит красноречия, умеющих убеждать.

наиболее выдвинувшихся из людей становились учителями риторики, полит знаний/

б. роль, приобрела в то время  фил., (новые мыслители учили мудрости, и связывали ее с общими вопр. фил. и мировоззрения.)

Их стали называть “софистами” т.е. мудрецами, учителями мудрости.

Позднее софистами стали называться те,кто в своих речах стремился к доказ. заведомо ложной, точки зрения.

Старшая группа: Протагор (481 – 411 днэ), Горгий, Гиппий и Продик.

Младшая группа: Ликофрон, Алкидам и критий  отрицали необходимость классов (люди рождаются свободными.)

Протагор. “Ч-к есть мера всех вещей”

1) Изменичивость - гл. св-во материи, распрост. этот принцип на ч-ка. Чел. познание всегда относит., условно, субъ. (релятивизм).

2) Все возн. и сущ. только в отн. к другому, ничто не сущ. само по себе.

3) всякая вещь сост. из против-стей, о всяком предм. можно сказать двояко и противоп. образом.

/Горгий: бытие не сущ., Если бы оно сущ-ло, то его невозм. было бы познать, т.к. между быт. и мышл. сущ. непреодол. несовмест. Мыслимое бытие принцип. отлич-ся от средства его выр-я - слова./

Соц.-пол. вопросы: ч-к должен руков-ся законами прир., т.к. правов. законы преходящи, сл. не истинны. Этика: нет объ. добра и зла, как нет объ. тепла и холода. Зав. от конкр. ч-ка, счит. добром то, что ему выгодно, злом - что не соотв. его интересам.

Закл.: до этого гл. задача - раскрыть суть окр. мира, софисты поверн. ф. мысль с пробл. космоса на пробл. чел. жизни, рассм. ее в теор. и практ. аспектах. Далее эта тематика стала предм. особого внимания (Сократ).

8.    Сократ, его жизнь и творчество.

СОКРАТ. Афинянин (469-399днэ). С. собрал вокруг себя многочисл учеников, большая часть кот. оказалась врагами раб. демократии.

С. выступал против дем. строя из-за этого народ был против него. Он был привлечен к суду и отравился.

Сам С. ничего не писал. О его учении известно только по сообщениям учеников: Ксилофонт, Платон, Аристофана а так же Аристотеля.

Для С. характерна логичность речи, ирония, Выступал против Софистов.

Фил.по С. - учение о том как следует жить.

Главная задача познания - позн. самого себя. (самопознание)

Должна сущ. единая общая и высшая цель, кот. подчин. все частные цели и кот. есть безусловное высшее благо.

Сократические школы: мегарская, элидоэритрийская, киническая, киренская.

КИРЕНАИКИ. благо чел. - это его наслождение. В этом и смысл и цель жизни. Реально только настоящее, ценно только то, что ты получаешь в наст. момент.

КИНИКИ. Диоген, Антисфен. Чел должен освободить себя от зависимостей, привяз. к удовольствиям связыв. человека. Нет общтх норм и законов природы. Каждый сам по себе.

МЕГАРСКАЯ: Соединили Сокр. добродетель с Парменидовским бытием. Всеобщее и неделимое бытие носит хар.всеобщего блага. Сущ. только необходимое, возможности нет.


Сократ не отрицает существующего: он признает значение общественной жизни и гос-ва, требует участия в гос. деятельности; исполнения обязанностей по отношению к богам; он проповедует справедливость как исполнение законов отечества и т.д.

9.    Онтология Платона. Учение об идеях.

Отличит. хар-ся рациональн. постиж. мира. Хар-ся космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность.

Чел-к рассм. как неотъемл. часть природы.

До софистов гл. задача ф. - раскрыть суть окр. мира, софисты поверн. ф. мысль с пробл. космоса

Платон - уч-к Сократа. 1-й создал концепцию объ. идеализма. Мир идей, понятий, мыслей первичен по отн. к миру вещей.

Мир идей вечен (не порожден) и неизменен (неразложим). Матер. бытие создается Творцом - разум, творч. ум, кот. формир. мат. мир.

Творец созд. физич. мир по идеальн. образцам - идеям. Идея - гармонич. и соверш. образ.

Космос - шар, в центре кот. Земля, другие план. и зв. привод. в движ. их душами.

Ч-к наделен бессмертн., сотвор. Богом душой, соед. со смертным телом.

Душа явл. основой разумности для познания окр. мир.

Теория познания П.: ч-к имеет врожд. идеи, он откр. для себя мир, припоминая их.

Стимул к знанию - любовь к прекрасному, т.е.

а) люб. к крас. телу с целью породить новое тело и удовл. стремл. к бессмертию;

б) л. к душе - жажда справедл., законности, увлеченность иск-вом, наукой;

в) л. к знанию- к миру идей (платонич.л.), возвр. ч-ка в лоно Единого Блага.

Знание=смысл, Зн. - не ист. мнение, т.к.истина соотн. с ложью.

Ложь - то, чего нет, небытие, кот. знать невозм. Сл., неизвестно, что такое истина.

Познание - пр-с созерцания разумом высших сущностей. 2 этапа:

1) позн. осущ-ся чистой душой до рожд.

2) После вселения в тело душа сохр., но не осозн. знания.

В проц-се разв-я душа вспом. знания, кот. видела раньше.

Осн. ср-во воспом-я - метод диалектики, беседа.

Идеальное гос-во

3 категории души людей в зав-сти от начала: разум/страсть (воля)/вожделение.(конц.идеальногоигос-ва.)

1) Разумн. душа - мудрецы, философы. Стремятся к благу гос-ва, фил-фы, т.к. они обл. разумн. душой.

2) Стражники и воины. Природн. F - охранять гос-во, т.к. обл. волей, силой.

3) Стремл. к матер., чувств. наслажд. - крестьяне, ремесл., торг. Их повед. след. регулир. и огранич. для сохр-я благораз-сти в о-ве.

Т.е. соц. справедл-сть в о-ве есть только тогда, когда она есть внутри каждой чел. души.

Предпочтит. форма ид. гос-ва - монархия. Чтобы мон. не пер. в тиранию, необх. прав. воспит.

Правитель обяз. изуч. ф.

Вывод: Ф. Пл., особ. предст. о гос-ве - огр. влияние на ход р-я мировой культуры.

В трактате "Государство" Платон пишет о том, что "идеальное"  государство должно обладать, по меньшей мере, четырьмя главными добродетелями:

1. мудростью,

2. мужеством,

3. рассудительностью,

4. справедливостью.

10.   Общественно-политические и антропологические воззрения Платона.

1. Тимократия - власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты "совершенного" строя. В государстве такого типа правители и воины были свободны от земледельческих и  ремесленных  работ.  Большое

внимание уделяется спортивным упражнениям, однако уже заметно стремление к обогащению, и "при участии жен" спартанский образ жизни  переходит в роскошный, что обуславливает переход к олигархии.

2. Олигархия. В олигархическом  государстве  уже  имеется  четкое разделение на богатых (правящий класс) и бедных, которые  делают  возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса. Развитие олигархии, по теории Платона, приводит к ее перерождению в демократию.

3. Демократия. Демократический строй еще более  усиливает  разобщенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания,  кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению  наихудшей государственной системы - тирании.

4. Тирания. По мнению Платона, если некое действие делается слишком сильно, то это  приводит  к  противоположному  результату.  Так  и здесь: избыток свободы при демократии приводит к  возникновению  государства, вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти одного  человека - тирана.

11.   Онтология Аристотеля и проблема перводвигателя мироздания.

12.   Учение Аристотеля о душе.

ОНТОЛОГИЯ, учение о бы­тии как таковом;

Аристотель систематизировал и развил идеи Платона.

Аристотель  -  создатель  логики,  был  учеником   Платона,   но   отверг   его идеалистическую теорию идей.  По  мнению  Аристотеля  каждая вещь состоит изз двух начал  -  материи  и формы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.