мир не имеет частей. Он един. Множество - обман чувств. Отсюда же следует вывод о невозможности движения, возникновения, уничтожения.
Учение П. полно ненаучных, мифол. представлений, В центре мира - богиня-правительница (или правда и необходимость). Она держит жребий и правит всеми неб. движениями.
ЗЕНОН. Ученик Парм. Выдвинул ряд положений в защ. учения П.(апории) Доказывал невозможность движения (метафизика). Предположение, что движ. мыслимо приводит к противоречиям - оно не может осуществиться.( Для того чтобы двигаться стрела должна в один момент времени находиться в опр. месте и не находиться в нем. Но это противоречиво - невозможно).
В этих апориях впервые в истории человечества обсуждаются проблемы непрерывности и бесконечности.
Признавалась бескон. делимость величин, но не призн. их составленность из беск. числа актуально данных элементов.
6. Философия Гераклита.
ГЕРАКЛИТ. Родом из Эфеса. (530 - 470 ггднэ). Аристократ, отстранившийся от власти.
Исходный пункт учения о мире - представление о преходящем, изменчивом хар. всего существующего.
Все сущ. вещи возникли из материального первоначала. Однако первовещ. - это огонь.
Мир нах. в постоянном процессе изменения, а из всех прир. вещей наиболе подвижен, изменчив огонь.
Причина вечного изменения - борьба противоположностей.
Мир остается в основе огнем, несмотря на все изменения.
Душа тоже из огня, душа материальна - это наименее влажный огонь. Все вещи возникают из огня согласно необходимости.
Миром правит “логос”. (закон, необходимость) Мир есь процесс в котором всякая вещь переходит в свою противопол.(холодное в теплое, Вложное в сухое и наоборот)”Нельзя дважды войти в одну реку” В челов. жизни превращ. в противопол. есть борьба. Она “отец всего, царь всего”.
все кач. вещей относительными. (морская вода - чистейшая и вместе с тем грязнейшая: для рыб -питательна, для людей -негодна)
Мышление предпочитает все, что доступно чувствам зрения и слуха.
Однако,считае Г. большинство людей не знают всеобщего и вечного, не ищут познания, принимают многознание за ум.
7. Софисты, их роль и место в философии.
Философское двтжение эпохи зрелых рабов. демократий.(5 - 6 вднэ)
В 5 в д н.э. на смену полит власти аристократии и тирании во мн. городах Гр. пришла власть демокр.
Софисты (с. - мудрость) - откр. рационалист. (ранее натуралистич.)
Гл. цель - не истина, а умение убедить, сл. на 1 месте - риторика (иск-во краснореч.) Отрицали объ. истину и утвержд., что и. субъ.
/Развитие привело к появл. новых выборных учреждений - нар. собрания и суда, игравшего б.
борьба партий и классов своб. населения, породило потребность в подготовке людей, влад. искусством судебного и полит красноречия, умеющих убеждать.
наиболее выдвинувшихся из людей становились учителями риторики, полит знаний/
б. роль, приобрела в то время фил., (новые мыслители учили мудрости, и связывали ее с общими вопр. фил. и мировоззрения.)
Их стали называть “софистами” т.е. мудрецами, учителями мудрости.
Позднее софистами стали называться те,кто в своих речах стремился к доказ. заведомо ложной, точки зрения.
Старшая группа: Протагор (481 – 411 днэ), Горгий, Гиппий и Продик.
Младшая группа: Ликофрон, Алкидам и критий отрицали необходимость классов (люди рождаются свободными.)
Протагор. “Ч-к есть мера всех вещей”
1) Изменичивость - гл. св-во материи, распрост. этот принцип на ч-ка. Чел. познание всегда относит., условно, субъ. (релятивизм).
2) Все возн. и сущ. только в отн. к другому, ничто не сущ. само по себе.
3) всякая вещь сост. из против-стей, о всяком предм. можно сказать двояко и противоп. образом.
/Горгий: бытие не сущ., Если бы оно сущ-ло, то его невозм. было бы познать, т.к. между быт. и мышл. сущ. непреодол. несовмест. Мыслимое бытие принцип. отлич-ся от средства его выр-я - слова./
Соц.-пол. вопросы: ч-к должен руков-ся законами прир., т.к. правов. законы преходящи, сл. не истинны. Этика: нет объ. добра и зла, как нет объ. тепла и холода. Зав. от конкр. ч-ка, счит. добром то, что ему выгодно, злом - что не соотв. его интересам.
Закл.: до этого гл. задача - раскрыть суть окр. мира, софисты поверн. ф. мысль с пробл. космоса на пробл. чел. жизни, рассм. ее в теор. и практ. аспектах. Далее эта тематика стала предм. особого внимания (Сократ).
8. Сократ, его жизнь и творчество.
СОКРАТ. Афинянин (469-399днэ). С. собрал вокруг себя многочисл учеников, большая часть кот. оказалась врагами раб. демократии.
С. выступал против дем. строя из-за этого народ был против него. Он был привлечен к суду и отравился.
Сам С. ничего не писал. О его учении известно только по сообщениям учеников: Ксилофонт, Платон, Аристофана а так же Аристотеля.
Для С. характерна логичность речи, ирония, Выступал против Софистов.
Фил.по С. - учение о том как следует жить.
Главная задача познания - позн. самого себя. (самопознание)
Должна сущ. единая общая и высшая цель, кот. подчин. все частные цели и кот. есть безусловное высшее благо.
Сократические школы: мегарская, элидоэритрийская, киническая, киренская.
КИРЕНАИКИ. благо чел. - это его наслождение. В этом и смысл и цель жизни. Реально только настоящее, ценно только то, что ты получаешь в наст. момент.
КИНИКИ. Диоген, Антисфен. Чел должен освободить себя от зависимостей, привяз. к удовольствиям связыв. человека. Нет общтх норм и законов природы. Каждый сам по себе.
МЕГАРСКАЯ: Соединили Сокр. добродетель с Парменидовским бытием. Всеобщее и неделимое бытие носит хар.всеобщего блага. Сущ. только необходимое, возможности нет.
Сократ не отрицает существующего: он признает значение общественной жизни и гос-ва, требует участия в гос. деятельности; исполнения обязанностей по отношению к богам; он проповедует справедливость как исполнение законов отечества и т.д.
9. Онтология Платона. Учение об идеях.
Отличит. хар-ся рациональн. постиж. мира. Хар-ся космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность.
Чел-к рассм. как неотъемл. часть природы.
До софистов гл. задача ф. - раскрыть суть окр. мира, софисты поверн. ф. мысль с пробл. космоса
Платон - уч-к Сократа. 1-й создал концепцию объ. идеализма. Мир идей, понятий, мыслей первичен по отн. к миру вещей.
Мир идей вечен (не порожден) и неизменен (неразложим). Матер. бытие создается Творцом - разум, творч. ум, кот. формир. мат. мир.
Творец созд. физич. мир по идеальн. образцам - идеям. Идея - гармонич. и соверш. образ.
Космос - шар, в центре кот. Земля, другие план. и зв. привод. в движ. их душами.
Ч-к наделен бессмертн., сотвор. Богом душой, соед. со смертным телом.
Душа явл. основой разумности для познания окр. мир.
Теория познания П.: ч-к имеет врожд. идеи, он откр. для себя мир, припоминая их.
Стимул к знанию - любовь к прекрасному, т.е.
а) люб. к крас. телу с целью породить новое тело и удовл. стремл. к бессмертию;
б) л. к душе - жажда справедл., законности, увлеченность иск-вом, наукой;
в) л. к знанию- к миру идей (платонич.л.), возвр. ч-ка в лоно Единого Блага.
Знание=смысл, Зн. - не ист. мнение, т.к.истина соотн. с ложью.
Ложь - то, чего нет, небытие, кот. знать невозм. Сл., неизвестно, что такое истина.
Познание - пр-с созерцания разумом высших сущностей. 2 этапа:
1) позн. осущ-ся чистой душой до рожд.
2) После вселения в тело душа сохр., но не осозн. знания.
В проц-се разв-я душа вспом. знания, кот. видела раньше.
Осн. ср-во воспом-я - метод диалектики, беседа.
3 категории души людей в зав-сти от начала: разум/страсть (воля)/вожделение.(конц.идеальногоигос-ва.)
1) Разумн. душа - мудрецы, философы. Стремятся к благу гос-ва, фил-фы, т.к. они обл. разумн. душой.
2) Стражники и воины. Природн. F - охранять гос-во, т.к. обл. волей, силой.
3) Стремл. к матер., чувств. наслажд. - крестьяне, ремесл., торг. Их повед. след. регулир. и огранич. для сохр-я благораз-сти в о-ве.
Т.е. соц. справедл-сть в о-ве есть только тогда, когда она есть внутри каждой чел. души.
Предпочтит. форма ид. гос-ва - монархия. Чтобы мон. не пер. в тиранию, необх. прав. воспит.
Правитель обяз. изуч. ф.
Вывод: Ф. Пл., особ. предст. о гос-ве - огр. влияние на ход р-я мировой культуры.
В трактате "Государство" Платон пишет о том, что "идеальное" государство должно обладать, по меньшей мере, четырьмя главными добродетелями:
1. мудростью,
2. мужеством,
3. рассудительностью,
4. справедливостью.
10. Общественно-политические и антропологические воззрения Платона.
1. Тимократия - власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты "совершенного" строя. В государстве такого типа правители и воины были свободны от земледельческих и ремесленных работ. Большое
внимание уделяется спортивным упражнениям, однако уже заметно стремление к обогащению, и "при участии жен" спартанский образ жизни переходит в роскошный, что обуславливает переход к олигархии.
2. Олигархия. В олигархическом государстве уже имеется четкое разделение на богатых (правящий класс) и бедных, которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса. Развитие олигархии, по теории Платона, приводит к ее перерождению в демократию.
3. Демократия. Демократический строй еще более усиливает разобщенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания, кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшей государственной системы - тирании.
4. Тирания. По мнению Платона, если некое действие делается слишком сильно, то это приводит к противоположному результату. Так и здесь: избыток свободы при демократии приводит к возникновению государства, вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти одного человека - тирана.
11. Онтология Аристотеля и проблема перводвигателя мироздания.
12. Учение Аристотеля о душе.
ОНТОЛОГИЯ, учение о бытии как таковом;
Аристотель систематизировал и развил идеи Платона.
Аристотель - создатель логики, был учеником Платона, но отверг его идеалистическую теорию идей. По мнению Аристотеля каждая вещь состоит изз двух начал - материи и формы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6