15. Закон трех стадий развития духа Конта. Франция. Огюст Конт (1798 – 1857), ученик, секретарь и потом оппонент Сен-Симона. Увлекался математикой и французским просветительством. 1830 – 42 – «Курс позитивной философии». Закон определяет этапы, которые проходит как человечество, так и индивид в своем развитии. Человек – теолог в детстве, метафизик в юности, физик в зрелости. Разум в силу своей природы проходит три стадии и пользуется тремя методами мышления: теологическая, метафизическая, позитивная. Отсюда три вида философии, три общих системы воззрений на совокупность явлений. Развитие с необходимостью отправляется от первой к третьей стадии через вторую. Третья стадия- - окончательно определенное состояние мышления. 1 стадия – теологическая или фиктивная: рассмотрение феноменов как продуктов прямого и непрерывного действия сверхъестественных сил, понимаемых по аналогии с самим человеком. 2 стадия – метафизическая или абстрактная. Феномены объясняются действием абстрактных сущностей – идей или сил. Сводится к ссылке на различные выдуманные первосущности якобы скрывающиеся позади мира явлений. Таковыми можно считать воду и Фалеса, апейрон Анаксимандра, идеи Платона, формы Аристотеля, субстанцию Декарта, ноумены Канта, абсолютный дух Гегеля. В опыте их, мы их придумываем как ответ о первоначале. Но на этот вопрос быть не может, т.к. все знание происходит из опыта и им ограничивается. Основная ошибка этой стадии, как и теологической, - стремление узнать абс начала и причины всего. 3 – позитивная или научная. Отказ от попыток узнать первые причины , понимание невозможности достижения абсолютного знания. Поиск положительного знания, действующих законов (неизменных связей, последовательности и сходства) посредством комбинации рассуждения с наблюдениями, получаемых частными науками. Они не проникают в сущность явлений, отвечая на вопрос Как?, а не Почему? Задача философии сводится к систематизации и объединению данных отдельных наук, приведению их к единству научного знания – бесконечного описания.
16. Классификация наук Контом. Франция. Конт разделяет прикладной и теоретический аспект науки. Цель науки – исследование законов, контролируемых фактов. Законы устанавливают факты. Конт не эмпирик. Функции науки:1. прогностическая 2. В следствие этого возможность воздействия на природу. По Конту научное знание имеет теоретическую природу. В р. «Системе позитивной политики» – 1951-59 – ужесточение воззрений на науку – осуждение узкоспециализированных исследований и любого научного поиска, полезность которого не очевидна. В науке следует доверять не ученым, а истинным философам, достойно защищающим служение человечеству. Классификация наук: 1. Социология – вершина науки – «социальная физика». Остальное по порядку усложнения(в основе математика) – естественнонаучные. Логический порядок (критерий простоты объекта): 1. Астрономия. 2. Физика. 3. Химия. 1. Биология. 2. Социология. (Все это- научный порядок). Теология и метафизика не позитивны(мораль и этика входят в социологию). Психология принадлежит как биологии, так и социологии. Исторический порядок – порядок перехода наук к позитивной стадии: 1. Астрономия- Коперник, Кеплер, Галилей. 2. Физика- Гюгенс, Паскаль, Ньютон. 3. Химия – Лаувазье. 4. Биология – Биша и Блеквиль. 5. Социология- Конт. Педагогический порядок предписывает преподавать науки в порядке их исторического появления . Конт – более сложные науки основаны на менее сложных, но не редуцируемы к ним. Каждая наука автономна. Философия – открытие связи частных наук, организация междисциплинарных связей; выработка условий возможности междисциплинарных диалогов. Философия как методология науки. Закон трех стадий – как метафизика истории. Знание исторично, но телеологично. При построении системы Конт использует ряд принципов: 1. движение от простого к служному. 2. От абстрактного к конкретному. 3. От древнего к новому. 4. По предмету – математика, астрономия, физика, химия, физиология, социология, мораль. Цели позитивной философии- 1. Привести присущие разным наукам принципы и законы к наименьшему числу законоположений. 2. Привести к одной системе однородной науки всю совокупность наших позитивных знаний. Однородная наука не в смысле содержания, а в смысле метода. Метод рассматривается двояко: как система интеллектуальных привычек(обл. психологии) и как наблюдение, эксперимент, сравнение(гносеология).
Общая характеристика британской философии 19 века. См., 3, 4, 5, 18, 19. Шотландская философия «здравого смысла». Английское неогегельянство. Абсолютный идеализм Фрэнсиса Брэдли. Французская философия 19века. Конт, Бергсон. Спиритуализм во Франции I пол. 19 века. - Французский мистицизм I пол. 19 века. - Немецкая философия 19 века. Общая характеристика. Философский романтизм. История развития. Основные представители. Философские взгляды Фридриха Шлегеля. Магический идеализм Новалиса. Диалектика и общая герменевтика Шлеймахера. Основные этапы развития позитивизма. Закон трех стадий развития духа О. Конта. Классификация наук Контом. Социологические взгляды Конта. Логика позитивного исследования Д. Милля. Эволюционизм Г. Спенсера. Эмпириокритицизм. Общая характеристика. Основные представители.
Волюнтаризм А. Шопенгауэра. Закон достаточного основания Шопенгауэра. Детерминизм и проблема свободы у Шопенгауэра.
Экзистенциальная диалектика Кьеркегора. Диалектика отчаяния Кьеркегора. Этика и религия в учении Кьеркегора.
Общая характеристика философии жизни. Искусство как способ постижения мира у раннего Ницше. Дионисическое и апполоническое начало мира у Ницше. Космологическое понимание морали у Ницше. Сверхчеловек. Воля к власти. Идея вечного возвращения. Проблема нигилизма у Ницше.
«Объективизация» жизни у В. Дильтея. Понятие бытия и переживания у Дильтея. Критика историзма у Дильтея.
Интуитивизм А. Бергсона. Философия культуры Г. Зиммеля. Морфология культуры О. Шпенглера.
Общая характеристика неокантианства. Проблематика исследований и этапы развития. Логика науки Марбургской школы. Философия культуры и философия истории Баденской школы.
Ценность как предмет философии Баденской школы неокантианства.
Общая характеристика британской философии 19 века. См., 3, 4, 5, 18, 19.
2. Французская философия 19века. Конт, Бергсон
3.Немецкая философия 19 века. Общая характеристика. Немецкий романтизм.
Неокантианство - Марбургская и Баденская школы - 70-е г. 19в. - сер. 10-х г. 20 в. Коген, Наторп - Виндельбанд,. Риккерт. Проблематика: проблема познания и смысла существования(теория ценности).
Германн Коген(1842-1918). «Теория чистого опыта Канта» 1871, «Система философии» 1883, «Обоснование Кантом эстетики» 1889.
Пауль Наторп(1854-1924). «Всеобщая психология», «Введение к психологии согласно критическому методу», «Логические основы точных наук»- 1910. Эрнст Кассирер(1874-1945). «Понятие субстанции и понятие функции»- 1910, «Философия символических форм»- 1929, «Детерминизм и индетерминизм в современной физике»- 1937, «К критике теории относительности Эйнштейна»- 1921. Вильгельм Виндельбанд(1848-1915). Генрих Риккерт(). «Система философии»- 1921, «Границы естественно- научного образования понятий»- 1896-1902, Философия жизни - обозначает не школу, а скорее течение - Ницше, Дильтей (академизация), Зиммель, в нач.20 века условно примкнул Шпенглер. Освальд Шпенглер(1880-1936). «Закат Европы»(1818). Фридрих Ницше(1844-1900). Вильгельм Дильтей (1833-1911). «Введение в науки о духе»-1883, «Очерки по обоснованию наук о духе»1905, «Создание исторического мира в науках о духе» 1910. Георг Зиммель(1858-1918). «Фундаментальные проблемы философии»- 1910. Эмпириокритицизм- 80-90-е годы - расцвет отредактированного позитивизма - - Э. Мах Р. Авенариус. Возникла в связи со сменой научных парадигм. Ставили вопросы о иной связи фил. и науки. Новый способ развенчания метафизики - явление является предметом познания благодаря явленным способностям человека(ощущение). Только опредмеченная наукой фил-я может стать позитивизмом - необх. пересмотреть ощущение. Физиология является главенствующей в этом анализе. Мы сможем сказать что есть опыт. В 1916 году стараниями Маха организовался т.н. Венский кружок.
4.Философский романтизм. История развития. Основные представители. 5. Основные этапы развития позитивизма. 6. Основные этапы развития позитивизма.
Вопросы: АНГЛИЯ Шотландская философия «здравого смысла». Английское неогегельянство. Абсолютный идеализм Фрэнсиса Брэдли. Логика позитивного исследования Д. Милля Эволюционизм Г. Спенсера.
ФРАНЦИЯ Французская философия 19века. Интуитивизм А. Бергсона Конт.
ГЕРМАНИЯ Философские взгляды Фридриха Шлегеля. Магический идеализм Новалиса. Диалектика и общая герменевтика Шлейермахера. Шопенгауэр. Ницше. Философия культуры Г. Зиммеля. Морфология культуры О. Шпенглера. Логика науки Марбургской школы. Философия культуры и философия истории Баденской школы. Вильгельм Дильтей.
ПОЗИТИВИЗМ Конт. Логика позитивного исследования Д. Милля. Эволюционизм Г. Спенсера. Эмпириокритицизм. Общая характеристика. Основные представители.
ДАНИЯ Кьеркегор.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9