Рефераты. Ответы на вопросы по западноевропейской философии 19 века философского факультета СПбГУ p> Природа и нравственность соединены в конкретной личности, которая в своём индивидуальном содержании поднимается до всеобщности.

Каждый сообразно своей организации имеет собственную истину, которую лишь он может понять до тонкостей. Кто достигает всеобщей истины - не понимает себя. Именно индивидуальность отношения человека к миру придаёт ему качество эстетической предметности, создавая особую эстетическую сферу. Поэтому своеобразие э.с. - во всеобщезначимой индивидуальности. У Гёте эстетический субъект качественно своеобразен, его активность и продуктивность - синтез знания и нравственности; эстетическое качество субъекта в его индивидуальности, имеющей всеобщее значение; индивидуальность предметов образует эстетическое качество мира. Соответствие эстетического субъекта и эстетического объекта в индивидуальности существующих вещей, которая свободна от интереса всеобщих понятий и основана на эмоциональной активности субъекта

«Объективизация» жизни у В. Дильтея. Германия.

Понятие бытия и переживания у Дильтея.

Критика историзма у Дильтея.

Вильгельм Дильтей (1833-1911)- критика исторического разума, обоснование ценности наук о духе. Противник Гегелевского и позитивистского понимания истории. Возвращение к Канту- поворот проблематики внутрь социальных и исторических наук, трактовка человека как волевого существа. Работы: «Введение в науки о духе»-

1883 - разделение наук по природе(внешние явления) и наук о духе(человеч. отношения, познаются непосредственно) по предмету.

Гносеологическое отличие - историю как науку о духе с ее категориями смысла, цели и ценности интересуют внутренние переживания, человеческий мир структурирован как исторический.

Науки о духе изучают как законы единообразия, так и события в их единичности. Эти противоположности связываются понятием типа.

Обращение к переживанию - единственное основание наук о духе.

Внутренний опыт интегрируется с пониманием(повторное переживание и воспроизведение) - теория вчувствования?.

Во «Введении в науки о духе» Дильтей вводит понятие ценности.

«Очерки по обоснованию наук о духе»1905 и «Создание исторического мира в науках о духе» 1910- из различия между опытом и жизнью(первое - частный момент второго) выводит общее основание наук о духе- жизнь(жизненный мир, кот. лежит в основании всего)

Течение жизни реализуется в комплексе объективаций, смысл которых требует определенного усилия для понимания. Метод - герменевтика, вчувствование. Особенность чел. мира и наук о дух устанавливается связью понятий жизнь, экспрессия и понимания, кот. нет ни в природе ни в естеств. науках. Жизнь и переживания становятся объективным духом. Дух - объективируется в истории в качестве тех или иных соц. институтов, повседневности человека. Понимание обращенное в прошлое - источник наук о духе. Науки о духе- история, о религии, искусстве, философии. Бытие- внешность духа, объективность. Реальность в ее внешней стороне изучается естественными науками. Ее внутр. смысл доступен наукам о духе благодаря пониманию(с. познания совпадает с объектом, нахождение

Я в Ты, жизнь узнает жизнь). Понимание возможно в искусстве и через осмысление истории.

Объективация - первая структурная хар-ка исторического мира, абсол. Дух историчен и все что им создается. Вторая хар-ка - динамическая связь, продуцирующая ценности и цели.

Автоцентричность каждой культурной системы и сообщества. Человек- существо историческое. Метафизические построения также являются продуктом истории. Задача философа - предложить критически понятую «философию» философии. Критика исторического разума из анализа исторических оснований. Относительность любого исторического феномена связана с фактом его конечности, но осознание конечности и относительности - последний шаг к освобождению человеку. Признание правомерности содержания каждого переживания. Перед лицом относительности ясна ценность непрерывной творческой силы как существенного исторического элемента. Смысл и значения прорастают в человеке и его истории, в историческом человеке.


22. Закон достаточного основания Шопенгауэра. Германия.

«О четверояком корне закона достаточного основания».

Феноменальность мира упорядочивается рассудком в когнитивный космос посредством категорий каузальности. Только когда рассудок применяет закон каузальности субъективное ощущение становится объективной интуицией.
Благодаря категории причинности, одно определяется как определяющее
(причина), а другое как определенное (действие). Каузальное действие объекта на другие объекты есть целостная реальность объекта. Принцип каузальности распространяется только на представления, объективированный мир. Представления, таким образом, являются объектами опыта и науки.
Представления есть чувственные (интуитивные) и абстрактные. 4 класса объектов: физические, математические, логические и этические - 4 различные формы причинности, 4 характеристики познаваемых предметов. 1) физические объекты. Принцип достаточного основания в области становления представляет каузальность, связывающую природные объекты. Познается рассудком. 2)
Принцип д.о. в сфере познания регулирует отношения между суждениями, когда истинность посылок определяет истинность заключения, познается разумом. 3)
П.д.о. бытия регулирует отношения между частями пространства и времени, выстраивает цепочки арифметических и геометрических величин. Неизменны. 4)
Отношения между действиями и их мотивами регулируются п.д.о. в области поступков.

Эти 4 формы причинности строго структурируют весь мир представлений: физическую, логическую, математическую и моральную необходимость. Человек как явление подчиняется им, но будучи несводимым к явлению, имеет шанс узнать себя как свободное существо.

21.Волюнтаризм А. Шопенгауэра. (1788-1860). Германия.

Мировая воля. «Мир как воля и представление». 1818.

Воля - вещь сама в себе и отлична от явления (представления). Воля вне области закона основания, которому подчинены ее проявления во времени и пространстве. Воля действует слепо и направляется познанием.
Тело есть объективация воли. В органических телах движение по мотивам и движение по раздражению. Воля - единственное ядро всякого явления. Воля никогда не может быть причиной явления, она существует в форме явления, она одна, но раскрываясь в явлениях подчиняется законом основания. Не ясно, чему она подчиняется сама по себе. Она есть сверхумопостигаемое, явления мира, как объективация воли, тождественны. Борьба между ступенями объективации воли. Воля проявляется стремлением - состояние каждого тела - вечное движение. На низкой ступени воля выражается как слепой порыв, и чем она выше, тем она яснее объективируется. Мир как представление возникает при вселении воли в органы чувств.

Учение о мировой воле и учение об индивидуальной воле (воля к жизни, проявляющаяся в мотивах действий людей, тоже имеет безусловную природу). Между ними нет никакого соприкосновения. Мировая воля не влияет на волю к жизни, она просто проявляется в явлениях (магнетизм, химизм ...).

Воля - это вещь в себе, трансцендентная сущность. Дискурсивное познание невозможно, поддается интуитивному схватыванию. (Шопенгауэр был теоретиком вселенского пессимизма.)

«Мир есть мое представление... Именно потому, что мир сам ничего не знает о том, что он есть мир... Потому он становится миром для первого познающего существа.» Картина мира двойственна и противоречива.
Сам факт неустранимой противоположности между субъектом и объектом заставляет искать внутренней сущности мира, вещи в себе уже не в одном из названных двух элементов представления, но в чем-то совершенно отличном от представлений. Это воля. «Хочу, следовательно существую» - это тот пункт опыта, где мое внутреннее существо, субъективная реальность (воля) совпадает с реальностью объективной (телом). Т.о. ядром явления оказывается воля, как человека, так и мира. В каждой вещи есть нередуцируемая основа ее бытия - специфический образ ее действия, ее сущность. Она обнаруживает это необъяснимое нечто как то, что для человека есть воля, и в своем существе тождественна с ним. Воля, безосновная в себе есть основание всякой определенности. В этом качестве она объясняет структурную целостность мира. Она сердцевина, ядро всего частного, как и целого. Различие в действии сил природы и человека есть различие в степени проявления, но не сущности того, что проявляется. Воля, как вещь в себе, отлична от своего проявления и от всех его форм.

Структурные характеристики мира объективации определены при посредстве «области идей», которые, «выражаясь в бесчисленных индивидах, предстоят как недостигнутые их образцы, или как вечные формы вещей». Соперничество, противоречия лишь проявление свойственного воле раздвоения самой себе. Это основа динамики мира. «Мировая воля и воля к жизни».

Воля - воля к жизни как таковой - бесцельна, бесконечное стремление.
Мир как воля есть вечное становление, бесконечный поток. В потоке вечного становления ничто не находит своего полного непротиворечивого осуществления. Человек как наивысшая объективация воли не выражает ее сущности полностью. Он подвластен бесконечным поискам, страданиям голодной воли, т.е. невозможно полное самоосуществление. Мир как продукт воли к жизни, мир объективированной воли безнадежен с точки зрения свободы.

Познание сперва исходит из самой воли как средства приспособления, но может освободиться от своей служебной роли, существовать само по себе как светлое зеркало мира, откуда и возникает искусство.

23.Детерминизм и проблема свободы у Шопенгауэра. Германия.

Есть два рода познания: наука и искусство.

Наука. Следит за законом основания в различных формах. Ее тема есть явление с его законами, связями и отношениями.

- История следит за нитью событий, выводя их по закону мотивации, кот. определяет проявляющуюся волю там, где она освещена познанием.

- Естеств. Науки рассматривают волю на более низких ступенях ее объективации, где она действует без познания.

- Математика рассматривает чистые формы, в которых идеи представлены растянутыми на множества (во времени и пространстве).

Искусство есть творение гения. Рассматривает все вне и независимо от всяких отношений, истинное содержание явлений, не подвластное никакой перемене, т.е. идеи, составляющие непосредственную объективацию воли.
Искусство есть род созерцания предметов, независимо от закона основания, свободная деятельность человека. Существо гения состоит в способности созерцания идей, требующей полного забвения собственной особы. Гениальность есть совершеннейшая объективность. Гений нуждается в фантазии, чтобы видеть в вещах не то, что природа в действительности преобразовала, а то, что она старалась образовать. Гений сродни безумцу. Он - способность познавать идеи и быть самому соответствующим идее, не индивидуумом, а чистым объектом познания. Гений достигает свободы в отказе от самого себя.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.