Рефераты. Ответы на вопросы по западноевропейской философии 19 века философского факультета СПбГУ p> Противостоит Канту, чьим ригоризмом нельзя руководствоваться в повседневности. Фил. Бентама задавала каноны поведения, давала рецепты жизни.

5.Абсолютный идеализм Фрэнсиса Брэдли (1846-1924). Англия.

Фрэнсис Герберт Брэдли - главный представитель английского неогегельянства, продолжатель Стирлинга, Грина, Кэрда.

Разделяет видимость и реальность. Он рассматривает материю, пространство и время как видимость, явление. Реальная же действительность - духовный Абсолют - единое, всеобъемлющая, гармоничная духовная система (объемлет сущность и существование).

Отрицает различение субъекта и объекта познания. Утверждает, что наиболее надежный путь постижения реальности - непосредствненная восприятие. Научное познание, ориентирующееся на существование, опирается на формальную логику и не может преодолеть ее неполноту и противоречивость. Научное познание гипотетично, не является истинным знанием, хотя инструментально и практически эффективно.

Слабость формальной логики как методологии познания обусловлена ограниченностью индуктивизма и традиционной силлогистики.

Адекватные идеи - вневременные идеальные значения: постижение реальности предполагает элиминацию временности и противоречивости, что доступно непосредственному восприятию, трансцендирующему себя и снимающего противоположен6ность субъекта и объекта. Выступал против панлогизма и диалектической логики

Гегеля. Абсолют - непротиворечивое единство и целостность многообразия. Внутрене противоречивое- не реальность, но видимость. Диалектическая логика негативна как выражение ограниченности разума и рационального познания. Понятия - абстракции, игнорирующие конкретное многообразия. Сужение и умозаключение формально и не могут служить критерием истины. В этике противопоставляет утилитаризму, гедонизму и кантовскому формализму этику самосовершенствования личности, стремящейся к совершенствованию единого целого, элементом которого она является, т.е. общества. Общество - организм,. Совершенствованию которого служат мораль и религия. Апофеоз общества. Зло - моральный аспект противоречивой видимости, одолеваемый посредством морального самосовершенствования. Человек - общественное существо и несовершенная часть субстанционального целого. Становление личности - самоосуществление нравственного субъекта, реального Я, стимулируемый не факторами наличного бытия, а необходимостью обрести свое место в гармоничном обществе. Нормативная роль религии, т.к. Бог как моральный идеал

- воплощение Абсолюта. Внес вклад в обоснование политического консервантизма. Осуществление индивида возможно только в обществе и через общество.

4.Английское неогегельянство. Англия.

Течение в английской философии конца 19- нач. 20 веков, для которого характерно стремление к созданию монистического мировоззрения, на основе интерпретации диалектического метода и учения о духе. Интерес к
Гегелю возник как реакция на позитивизм. 1856 - Стерлинг «секрет
Гегеля». В отличии от гегельянцев неогегельянцы радикально переосмысляли философию Гегеля с учетом происшедших изменений в соц.- культурной реальности. Представители: Кэрд, Брэдли, Т. Грин, Бозанкет,
Мак-Таггарт, Коллингвуд. Учение о абсолютном Духе Гегеля изменяется, выражает соц. природу чел. сознания.

Мак-Таггарт: Абсолютный Дух - совокупность личностей, индивидуальных сознаний. Его комментарий к «Науке логики» сводился к пересмотру центр. положения гегелевской диалектики- «тождество тождества и различия».
Абсолютизация борьбы противоположностей - ошибка Гегеля, категория противоречия невыводима из категорий тождества и различия.

Кэрд: необходимость замены «темного» положения гегелевской диалектики более ясным- тождества в различии, учения о противоречии ученим о синтезе различия.

Бозанкет: А.- Высшая форма индивидуальности, соц. институты - формы ее проявления.

Робин Джордж Коллингвуд(1889-1943): 1924- «Зеркало духа, или карта знания». разработал своеобразную версию историцизма, основанную на переработке концепции абсолютного духа, отказываясь от представления о единосущей и вневременной мировой основе, божественном, Логосе.
Мышление образует восходящую иерархию форм духовной активности, основывающуюся на воображении, символизации абстракции. Отводит самостоятельное место историческому знанию как воплощению конкретной мысли, противопоставляя его науке, выделяющей на одном полюсе абстрактно всеобщий закон, а на другом иррациональную единичность факта. Всякий предмет знания- собственное творение Духа, вне Духа нет никакой реальности. Всякая внешняя субъекту реальность воображаема, ибо содержит интуитивный момент, т.е. опредмечивает абстракцию, превращая ее в самостоятельно сущее. Худ. образ, религ. символ, система природы ученого, картина прошлого историка - этапы освобождения сознания от власти воображения. Абсолют - историческое целое, частью которого является индивидуальный дух. Абсолютная реальность - само историческое сознание, опредмеченным моментом кот. явл. истор. бытие. Центр. проблема - согласование тезисов о непрерывной исторической изменчивости и абсолютной природе философского знания. Т.о. колебался между догматизмом абсолютного идеализма и релятивизмом. История и история мысли. Метафизика - историческая наука об абсолютных предпосылках научного мышления (парадигма). См. Абсолютный идеализм Фрэнсиса
Брэдли.

10. Философские взгляды Фридриха Шлегеля (1772-1829).Германия.

Щлегелли: Август - литературный критик, Фридрих - дух. глава кружка, ф-ф - литературовед.

Шеллинг, Новалис, Зольгер. Идеи романтиков влияли на ф-ю жизни, хотя Ницше и относился к ним скептически.

Борьба за кантовское наследие. Апологеты отличались традиционным взглядом на естествознание. Основная линия намечаемая философией не должна опровергаться естествоиспытателями. Но было не так.

Многие явления требовали иного инструментария. Отсюда мысль о том, что прежде необходимо проникнуть в дух явления, а лишь потом пытаться описывать его систематически. Наука должна развиваться, используя скорее интуитивные методы, связанные с мистическим зрением. Критика интеллектуальной интуиции Декарта, чье прозрение связано с непротиворечивой связью частностей. Она устраняет противоречие из целого путем механической связи частного.

Мистическая интуиция связана с тем, чтобы в первую очередь представить ядро явления, а лишь потом связать с ним частности.

Она имела задачу виденье целостности предмета из заложенных в нем противоречий, но не явл. Мистикой, ибо являлась научной, вынося познание на более высокий уровень развития.
Философия Йенского кружка(1797-1804)
Щлегелли: Август - литературный критик, Фридрих - дух. глава кружка, ф- ф - литературовед.
Шеллинг, Новалис, Зольгер. Идеи романтиков влияли на ф-ю жизни, хотя
Ницше и относился к ним скептически.
Борьба за кантовское наследие. Апологеты отличались традиционным взглядом на естествознание. Основная линия намечаемая философией не должна опровергаться естествоиспытателями. Но было не так. Многие явления требовали иного инструментария. Отсюда мысль о том, что прежде необходимо проникнуть в дух явления, а лишь потом пытаться описывать его систематически. Наука должна развиваться, используя скорее интуитивные методы, связанные с мистическим зрением. Критика интеллектуальной интуиции Декарта, чье прозрение связано с непротиворечивой связью частностей. Она устраняет противоречие из целого путем механической связи частного.
Мистическая интуиция связана с тем, чтобы в первую очередь представить ядро явления, а лишь потом связать с ним частности. Она имела задачу виденье целостности предмета из заложенных в нем противоречий, но не явл. Мистикой, ибо являлась научной, вынося познание на более высокий уровень развития.

Потом Гете, Шиллер, Якоби, Гердер.

«Абсолютный идеализм» как венец философии. Термин - философия жизни - родился у Шлегеля. Осмысление жизни с точки зрения фил-фа как чего-то целостного, единого, но находящегося в вечном изменении.
Жизнь в качестве предмета представляется как нечто универсальное, существующее само по себе, с чем по богатству проявлений не может сравниться никакое знание - философия жизни как взгляд со стороны на познание мира.

Сфера фил-ии жизни - сфера духовной жизни. Ее предмет - внутренняя жизнь во всей ее полноте. С точки зрения формы и метода она предполагает сознание уже пробужденное к жизни - сознание здесь воспринимается как целостное, ибо предмет - целостная жизнь.

Критерии полноты этого знания - неомертвленность предмета знания.
Как таковое это личностное знание непередаваемое в логической форме.

Философия как всеобщее сознание, охватывающее всего человека и предмет его деятельности, может по форме соотносится с наукой, но до тех пор пока она сможет сохранять свою соотнесенность с жизнью. Однако творчество Шлегеля было фрагментарным и неопределенным. Заслуга более четкого выражения романтизма принадлежит следующему поколению романтиков- Зольгер.
Искусство - творение гения, для кот. только и доступен синтез конечного и бесконечного. Его миссия быть проводником бесконечного. Это достигается посредством превосхождения собственной конечности, существа
- ограниченности разума. Метод - ирония. Она стоит по ту сторону любого знания и действия, той или иной формы выражения человеческого духа, неспособной исчерпать его самого. Ирония есть избегание себя, искусство развоплощения. Ирония как активность познающего разума.
Трансцендентальный субъект - творец всего сущего. Романтики рассматривают его как демиурга, независимого от морали.
Трансцендентальная редукция переделана в метод художественного творчества - «иронию». Бесконечная рефлексия, создание образов сознания, имеющих смысл только как база для создания художником нового.
Эстетическая рефлексия в принципе не имеет результата. Сам процесс рефлексии самоценен. Романтики яростно против диалектического сознания.
Задача - разрушить примитивные, житейские воззрения, побудить человека к творчеству. Игра воображения и рассудка полностью отделена от этической субстанции. Эстетический субъект теряет свою субстанциальность. Отказ от себя и идея двойника. Многие романтики кончали сумасшествием.

13. Диалектика и общая герменевтика Фридрих Даниил Эрнст

Шлеймахера(1768-1834). Германия.
«Рассуждения о религии»- 1779, «Монологи»- 1800 и т.д.
Предтеча философской герменевтики. Создает «Общую герменевтику» не ограниченную в своем применении только к текстам. Любой текст требует диалектического понимания: важно каким языком пользуется автор и каковы его собственные особенности. Язык составляет грамматику, особенности автора - психологию. Понимание текста , исходя из духовного понимания автора . Психологический момент Ш. определяет как особый способ мышления и чувствования. 2 метода герменевтики: 1. Грамматический. 2.
Психологический. Однако понимание не является простым суммированием этих двух аспектов. Оно должно пройти три ступени: 1. Повседневная, проходит бессознательно. 2. Обобщенный опыт специальной герменевтики, напр., религиозной. 3. Высшая форма - искусство - в основе лежит факт, что язык и мышление в некоторый момент взаимно определяют и ограничивают друг друга, в результате чего получается некоторая конструкция которая и подлежит толкованию. Основанием герменевтических процедур является герменевтический круг: « Понимание целого должно исходить из части, понимание части должно исходить из целого.». В этом диалектическом замыкании себя самого на промзведении и рождается понимание. Познание начинается с целого,. Целое имеет приоритет перед частным, но потом отношение меняется - целое и частное уравнивается.
Также должны быть уравнены позиции толкования и толкуемого - нужно вжиться в чужую эпоху. Понимание этого и дает целое. Текст должен включаться в горизонт всего творчества автора. Проникновение в произведение происходит постепенно. Грамматическое истолкование - связанно с искусством находит смысл с помощью языка, носит внешний, объективный характер. Психологическое истолкование - Дает возможность исследовать субъективные моменты речи автора, его внутреннюю сущность.
Эти два истолкования взаимосвязаны: первое определяет рамки исследования, второе выявляет заключенный в этих рамках смысл. Первое формально, второе содержательно. 7 правил истолкования: 1.
Психологическое истолкование должно начинаться с общего обзора произведения. 2. Нужно использовать герменевтический круг. 3.
Необходимо понять стиль автора. 4.Понимание стиля может быть достигнуто только приблизительно. 5. Необходимо уравнивание позиций автора и исследователя. 6. Необходимо использовать индуктивный и сравнительный метод. 7. Понимание идеи произведения складывается из понимания адресата произведения и материала произведения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.