Рефераты. Ответы на вопросы по западноевропейской философии 19 века философского факультета СПбГУ p> История - закономерный круговорот, понятый физико-биологически - закономероность конца. Фатализм. Слияние идеи круговорота и идеи судьбы.

«Человечество» - зоологическая величина. Нет прогресса, нет цели, единой истории, закона исторического развития. Есть лишь существование отдельных замкнутых культур. Налично жизнь существует в одной конкретной культуре, без взаимосвязей.

Спорадическая жизнь. «Морфология культуры» - всякая культура переживает свои опред. Возрасты, как человек. Культуры порождаются и умирают как целое. Они не претерпевают исторических изменений в своем изолированном существовании. Нет ни конфликтов, ни противоречий, ни прогресса, ни регресса. Это опред. форма существования чел. зоолог. массы. Т.о. налицо редукция культурного к биологическому, вульгаризация понимания истории и культуры. Быстрое затухание скандального интереса.

Морфология культуры- культура существует не в мировом масштабе, а в ограниченных ореолах и временах. То или иное состояние культуры выражается «душой», «общественным сознанием».

Апполоническая душа - античность, магическая душа - возрождение, фаустовская душа(поиск, стремление) - Новое время.

Формы культуры: китайская, вавилонская, египетская, индийская, античная, западная, майя, арабская. Между существующими культурами может идти внешний обмен, но в нем не может быть заимствование и присвоение. Изолированность и самодостаточность, собств. основа рождения, жизни и смерти - характеристики культуры.

38. Интуитивизм А. Бергсона. Франция.

Отталкивался от эволюционной теории Спенсера.

Центральное понятие - «длительность» или «конкретное время», кот. явл. внутр. подсознат. основой психического. Различные аспекты длительности - память,, инстинкт, сознание, свобода, дух материя и интеллект.
Длительность, время или жизнь явл. мистическим демиургом действительности.
Орган постижения длительности - интуиция, «где акт познания совпадает с актом, порождающем дйствит-ть» и «исчезает различие между тем, кто познает и тем, что познается.» Интуитивизм как противопол. Разуму акт непосредственного постижения, простейшей формой которого явл. инстинкт, а внешнем проявлением - эстетическая способность.
Образец интуитивного познания - худ. творчество, свободное от утилитарных целей. Художник благодаря эстет. Интуиции воспринимает реальность не в трансформированном органами чувств виде, а во всем своеобразии ее индивидуальных, первичных качеств.
Сознание хар-ет длительность, оно скрепляет прошлое и будущее настоящим.
Время - жизненный поток с элементом новизны в каждом из мгновений. Только внутри меня есть процесс организации и взаимопроникновения, образующий реально длящееся время. Длящаяся текучесть хар-ет сознание в модусе свободы, вопреки детерминизму. Для сознания нет двух одинаковых событий. Я есть единство в становлении. Мы свободны когда наши поступки выражают наше личное начало. Сознание не есть вещь среди вещей. Протяженное время противопоставлено конкретному времени. Внешняя реальность и внутренняя(«Материя и память»1896). Чел. сознание не объяснимо мозговыми функциями. Дополняет открытия психофизического свойства анализом трех моментов: памятью, воспоминания и ощущения. Память тождественна сознанию.
Духовная память, будучи не зависимой от тела, нуждается в нем как в механизме своего осуществления. Перцепция - действие нашего тела, маневрирующего между образами объектов. Воспоминание ориентирует перцепцию настоящего прошлым. Память соотносится с Духом, перцепция с телом. Свобода сознания т.о. ограниченна перцепцией - но перцепция возвращается в жизн. поток, оседая в памяти. Жизнь - рост Дух, посредством материальных сжатий.
Монист - Дух и материя - два полюса одного и того же.
«Творческая эволюция»1907- от анализа сознания к идее космологического эволюционизма. Критикует мех. и теолог. Эволюционизм. Жизнь- не механическое монотонное самоповторение, сохраняя, она перерастает себя.
Ограниченность механицизма и финализма преодолевается идеей творческой эволюции. Жизнь - реальность четко отличаемая от грубой материи. Жизнь- жизненный порыв, свободный и необратимый. Материя- момент остановки этого порыва, его отражение, изначальное единство кот. распадается на множество элементов. Нет вещей, есть только действия. Исток эволюции - взрыв. Только человек сохранил способность эволюционировать.
Инстинкт- способность использовать и создавать органические, а интеллект - неорганические инструменты. Это два разных решения одной и той же проблемы.
Инстинкт конкретен в обращении к вещи, разум к отношению между вещами.
Инстинкт повторяет, разум творит. Интеллект, абстрвгируясь, дробит реальность на серию кадров. Не инстинкт ни разум не дают реальности. Но разум, во возвратном движении к инстинкту, становится интуицией- ставший бескорыстным инстинкт, способный рефлектировать по поводу собственного объекта, неопределено наполнять его; и. - виденье Духа со стороны самого
Духа, действует изнутри Жизни, непосредственно как инстинкт и сознательно как разум. Наука анализирует, метафизика интуирует. И- обнаруживается в виде памяти и длительности, подтверждает нашу свободу проникновение в жизненный порыв.
«Введение в метафизику» - 1903. Статическая и динамическая религия, закрытое и открытое общество.

12.Магический идеализм Новалиса(1772-1801). Германия.

Настоящее имя - Фридрих фон Гарденберг.

«Лого-логические фрагменты»- 1798. Философия как идея все мистически пронизывающая. Мистицизм как высший тип познания, т.к. синтезирует в себе логическое и интуитивное. Логика имеет своим предметом физиологию идей.
Логические идеи стоят как слова без мыслей- логика занимается мертвым телом науки о мышлении. Метафизика - это динамика науки. Но метафизические идеи как мысли без слов.

Лог. мыслитель -схоластик- уничтожает живую природу, чтобы на ее место поставить автомат. Ему противостоит созерцающий поэт - мистический макрополит. Он ненавидит правила и жесткие формы. Для него жизнь - дикая, царствующая в природе сила, кот. все одушевлено. Нет омертвляющих законов, всюду царит произвол, спонтанная производительная сила и развитие - динамика.

Высший принцип философии - парадокс, кот. нацеливает поэта на исследование мира, где постояно происходит притягивание-отталкивание, понимание-непонимание. Это осн. стимул нашей познавательной деятельности. Здесь мистическое не тождественно сверхестественному.

Мистический дух проявляется в диалектике противоположностей, высшим принципом кот. явл. парадокс. Романтики боролись с систематичностью науки, кот. абсолютизируя закономерность, устраняет противоречия и делает мир застывшим, лишенным жизненной силы.
Подлинная философская система должна возвести бессистемность в систему. Абсолютным является произвол и бесконечность проявлений предметов - бесконечность истины и принципиальная открытость философии. Новалис - попытки найти единый принцип бытия равен попыткам отыскать квадратуру круга. Принцип бессистемности привел к тому, что романтики не оставили после себя больших работ. Было множество не оформленных и непроясненных идей, разбросанных по различным статьям.

Все происходит из духа, он доминирует в качестве абсолютного властвующего начала. Все что есть рождается от контакта духов.
Философия - это магия и искусство. «Мир - результат взаимодействия Я и Божественного». Новалис стремился к эстетическому синтезу всего знания на основе выработки всеобъемлющего научного образа мира, его символического языка. Главное в синтезе знания - идея единого мироздания и проникающего его во всем принципа магического превращения, единства всех исторических эпох, единства истории и мифа, сказки и были, реальности и сновидения.

9. Немецкая философия 19 века. Общая характеристика.

В первой пол. 19 века характерно доминирование школы Гегеля(см.
Шопенгауэра). В 1831 году Гегель умер - распад его школы, выход на первый план других.

Школа , сосуществовавшая с немецким идеализмом - немецкий романтизм(80-е г. 18 века- 30-е г. 19 века) - быстро доходят до публики, филос-е публицисты. Но значимости школы гегеля и вообще нем.
Идеализма не полуила. После Гегеля - младогегельянцы и старо- гегельянцы(Бруно Бауэр). Предмет размежевания - проблемы соц. порядка и гос-ва. Наиболее радикальные младогегельянцы - марксизм 50-60-е года. 50-е годы - интерес к философии пропал. На первое место выходит позитивизм. Вновь интерес к философии пробуждается в связи с работами философов. 1865- Отто Либман, механицист - «Назад к Канту». После -
Лотце, Вундт, Дильтей, Неокантианство.

Одновременно с магистральной линией - иррационализм. 1819 - «Мир как воля и представление», Шопенгауэр. Известность получила в 50-е годы. - концепция Ницше - 70-е годы «Философия жизни».

Неокантианство - Марбургская и Баденская школы - 70-е г. 19в. - сер. 10-х г. 20 в. Коген, Наторп - Виндельбанд,. Риккерт.
Проблематика: проблема познания и смысла существования(теория ценности).

Философия жизни - обозначает не школу, а скорее течение - Ницше,
Дильтей (академизация), Зиммель, в нач.20 века условно примкнул
Шпенглер.

80-90-е годы - расцвет отредактированного позитивизма - эмпириокритицизм - Э. Мах, Р. Авенариус. Возникла в связи со сменой научных парадигм. Ставили вопросы о иной связи фил. и науки. Новый способ развенчания метафизики - явление является предметом познания благодаря явленным способностям человека(ощущение). Только опредмеченная наукой фил-я может стать позитивизмом - необх. пересмотреть ощущение. Физиология является главенствующей в этом анализе. Мы сможем сказать что есть опыт. В 1916 году стараниями Маха организовался т.н. Венский кружок.

6.Французская философия 19века. Франция.

События революций показали негативный момент разума, обратную сторону

Просвещения, и дальнейшее развитие мысли было обусловлено реакцией на эти события м освещавший их идеал Просвещения. За лозунгами свободы, равенства и братства шло рабство и разобщение. Реакционные течения стремились подорвать веры в идеал просветительства и в веру в разум, т.к. в реальной жизни эти идеалы были дискредитированы. Особенно четко проявились два течения: спиритуализм и традиционализм.

Спиритуализм во Франции I пол. 19 века.
Спиритуализм. Он сложился под воздействием - развития фр. Сенсуализма
(Кондильяк «Идеологи»)( «Идеологи» - физиология определяет человека, а не разум. Сводили мышление к физиологическим отправлениям организма.
Развенчивали миф о разуме. Разум стал идолом. На фр. Материализм - Дидро,
Ламетри, Гельвеций, Гольдбах. Кондильяк довел это до логического конца).
Мен де Беран(1766-1824) - более широко смотрел на проблему - первый представитель волюнтаризма, современник Шопенгауэра. Исходил из
Фихте(деятельного Я).Активность сознания. Оно не tabula rasa. Не-Я есть в первую очередь собственное тело, т.о. исходным пунктом философия должна быть рефлексия на преодоление собственной телесности. Внутренний опыт дает форму, а рефлексия/сопротивление дает содержание. Т.о. отделив психологию от философии Мен де Беран строит псевдо картезианскую философию. В основании лежит не cogito-sum, а воля. Волю т.е. существую. Т.о. внутренний опыт составляет основу науки о Духе. Принцип ее - самопознание волящей личности. Т.о. Он не мог отойти от моральной проблематики, к кот. подходил через религию. Воля - принципиальный момент его гносеологической системы.
Говорит об активности сознания. В воле мы переживаем как нашу собственную активность так и то сопротивление которое оказывает нам окружающая среда.
Личность должна стремится к преодолению этого сопротивления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.