Рефераты. Ответы на вопросы по западноевропейской философии 19 века философского факультета СПбГУ p> Германн Коген(1842-1918)

«Система чистого познания»

Созерцание и мышление равноактивны - конституируют свой предмет.

Содержание знания - активность мышления- плавильный тигель созерцания. Развитие познания - становление предмета в процессе познания
- объективация процесса познания в его предмете. Познание бесконечно - всегда остается проблематичное нечто, не редуцируемое к предмету.
Функция философии - методология науки.

Наука - сфера объективации познающего мышления, имеющего свои законы.

Философия системы культуры

В основании три способности: 1. Чистое познание 2. Чистая воля
3. Чистое чувство.

Они организуют все структуры сознания. Соотв. - 3 сферы - наука, этика, искусство.
Философия должна объяснять единство всех феноменов культуры и предложить единый принцип их рассмотрения. Т.о. философия - охватывает естествознание, этику и эстетику. В основе лежит совокупность наук о природе(в основе - логика, потом математика), они переплетаются с гуманитарными науками(воля) и науками о духе(эстетика). Философия - наука, организующая их в структурное единство. На стадии этики логика преобразуется в логику этических норм. Эстетическая стадия - стадия самосознания -логика художественных форм. Культура - имманентная логика создания сознанием своих предметов. «Только мышление способно создавать то, что может быть обозначено как бытие». Ф-я - метод объяснения единства культуры(приоритет логики). Сознание редуцируется к мышлению.

Пауль Наторп. Предмет - психология. «Всеобщая психология»,
«Введение к психологии согласно критическому методу».

Сознание как процесс и единство, соотношение объективного и субъективного- соотношение формы и содержания. Задача философии
-исследование субъективности и ее связи с другими субъективированными науками. Связь психологии и др. Наук. Любая наука - продукт активной деятельности субъекта. Сущность субъекта психологии вклюяает возможность ее связи. Структура сознания - 3 уровня. 1. Нечто, что осознано(содержание) 2. Некто, кто осознает(Я) 3. Отношение между Я и содержанием. Сознание - т.о. единство субъекта, содержания и их связи.
Т.о. первоначальное Я - беспредметно, т.к. не находится на уровне содержания. Оно формально, только по мере своего развития, субъект получает свое содержание. Функции сознания - представление, мышление,.
Воля, чувство, желание и т.д. Сознание - единство во множестве своих функций, функциональное единство. Но оно неочевидно - его надо доказать.

Сознание - формальный аспект(субъективный), содержательный- объективный. Содержание- каждый раз внутренне имеет активный характер.
Вопрос о соотношении формы и содержания показывает динамику развития сознания, как формы так исодержания. Соотношение формы и содержания проявляется в процессе объективации(конструирования действительности) и субъективации(реконструкции). О. - прогресс, С. - регресс. Цель объективации - найти единство сознания. С.- многообразие сознания.
Объективность зависит от контекста знания. Презентация и репрезентация - структура сознания и ее генезис. Функция презентации - ощущение, репрезентация - представление, потом мышление. Отношение содержание и формы определяет формы познания, кроме мышления. Субъект.-объект.
Отношения определяют взаимодействие психологии с другими науками.
Психологический субъект содержит в себе не только форму. Но и содержание, кот. может стать содержанием других наук. Наторп - панпсихист, сознание - все. Всеобщность сознания - основа единства культуры.
Эрнст Кассирер. Германия.
«Познание и действительность», «Философия символических форм», «Опыт о человеке».
Этапы:1. Теория познания 2.-Построение феноменологии культуры(теория символа и символических форм) 3.- Антропология - человек в культуре, способность к символическому мышлению.
1. Проблема познания и условий возможности объективного знания. - особенность человеческого мышления - произведение функциональных понятий. Ф.п.- спонтанная синтетическая активность сознания по установлению отношений между своими элементами. Оно образует посредством акта сравнения независимо гот самого сравниваемого. Фун-я сгознания - сопоставить наличное с прошедшим- синтез. Теория понятий - теория чистых функциональных отношений. Ф.п.- выражает единство всеобщего и особенного. Сфера действенности ф.п.- математическая область наук о природе. Система наук - логика, математика, физика, химия, биология.
Культура - производное от деятельности сознания. В системе культуры основанием служит символическое понятие - цель - объяснить единство культуры. Символ выражает активную деятельность сознания. С.- связывание в единство многообразного(организация чувств. впечатлений под опред. углом зрения)
Культура-1. Миф 2. Язык 3. Наука 4. Религия 5. Искусство – каждый из видов образуется в результате специфической деятельности сознания. Они
- символические формы, виды объективации духа, имеют генетическую взаимосвязь. Функции сознания – Выражение(миф), Представление(язык),
Значение(наука). Изучение развития сознания в соответствии с его функциями – феноменология. Каждая из этих форм проходит 3 стадии развития = 1. Чувственное 2. Рассудочное 3. Разумное понятие.

Человек есть существо символическое - система символической деятельности как априорная форма сознания. Культура – буфер между бытием человека и действительностью.

20. Эмпириокритицизм. Германия.
Э. – разновидность позитивизма, широкое распространение получил от Маха, возник в связи с кризисом классической механической физики и общим кризисом естествознания. Главные представители: Рихард Авенариус, Эрнст Мах, Анри
Пуанкаре, Пьер Дюген.
Рихард Авенариус (1843-1896): индуктивист. 1876 – журнал «Трехмесячник научной философии» вместе Вундтом, «Философия как мышление о мире по принципу наименьшей траты сил». 1888 – 1890 – двухтомник «Критика чистого опыта», 1891 – «Человеческое понятие о мире». А. – попытка построить философию как строгую науку на манер позитивных наук о природе. Ввел термин
«эмпириокритицизм». «Чистый опыт» – опыт в самом широком смысле слова, не имеет определенных характеристик. Опыт – среда, ставшая предпосылкой утверждения. Утверждение есть опыт, содержание утверждения – испытанное.
Невербализованный опыт – это противоречие в определении, опыт есть любое множество опытных утверждений, служащих материалом для критики. Критика есть исследование опытных условий. «Критика чистого опыта»: вывод – необходимо возвращение к естественному понятию мира; цель – преодолеть релятивизм (как историзм), выработать универсальную концепцию мира.
Естественная концепция мира: 1. Существуют индивиды 2. Есть элементы окружающей среды. 3. Между ними и друг другом есть множество отношений.
Опыт есть непрерывная цепь жизненных реакций организма на среду. Критика имеет дело с данными языкового поведения людей. Критика – это метафилософия. Чистый опыт – нет различия между физическим и психическим,
«вещью» и «мыслью». Есть только элементы среды и их характеристики. Все есть опыт. А. биологизирует познание. Наличие представления указывает на адаптацию организма к среде. Нет различия между феноменом и ноуменом.
Основной принцип – экономия мышления – 1. Техника адаптации к среде 2.
Очистка культурной среды от ненужных продуктов мышления (спиритуализм, материализм). Вред интроекции – разделение опыта на внешний и внутренний, душу и тело, Я и мир (против трансцендентального идеализма). Избегание солипсизма посредством трактовки теоретической и практической деятельности как модификаций деятельности центральной нервной системы. А. критиковали:
1. Вундт за материализм 3. Гуссерль за психологизм, 3. Ленин за идеализм.
Эрнст Мах (1837-1916): открестился от «гипертрофированной терминологии А.».
М. как ученый, а не как философ. Интересовался эпистемологией, чтобы освободить науку от метафизических препятствий. М – преподаватель физики и философии, физик. 1883 – «Механика. Историко-критический очерк ее развития». 1900 – «Анализ ощущений и отношение физического к психическому».
1896 – «Научно-популярные лекции», 1905 – «Познание и заблуждение». В
«Механике» содержится логическая критика осн. понятий классической механики
– массы, силы, инерции; раскрывается логическая несостоятельность представлений об абсолютном пространстве и времени. Вместо объяснения физических явлений посредством их отнесения к абсолютному пространству и времени М выдвигает принцип: все что происходит в мире должно объясняться взаимодействием тел (использован Эйнштейном). Сам М рассматривает его как методологическое требование к науке быть чисто описательной. Попытка подвести теоретический базис под требование «описательной» физики и сформулировать основные методологические принципы новой неклассической физики: 1. Принцип экономии мышления 2. Идеал чисто описательной науки. М независимо от А понимал познание как процесс прогрессивной адаптации к среде, чем также биологизировал познание. Я есть комплекс воспоминаний, связанных с определенным телом. Ощущение есть факт, способ приспособления организма к среде. Познание есть эволюция вида, память выше индивида.
Адаптация к среде структурирует опыт, вычленяя относительно стабильные элементы. Основа знания – ощущения. Научный идеал: создать максимально возможную и полную ориентацию развитой во всех отношениях чувственности.
Объем знания определяется сферой опыта. Познание – это адаптация как представление сферы опыта как целого. Расширение сферы опыта – необходима модификация способа представления. Проблема адаптации – преодоление приобретенной привычки адаптивным усилием (в случае расширения сферы опыта или слияния нескольких) и разногласия между мыслями. Разрешение проблемы есть посредством гипотезы. Значение гипотезы – расширение сферы опыта.
Гипотеза – усовершенствование инстинктивного мышления, техника адаптации.
Проверка гипотезы – наблюдения. Адаптация мыслей друг к друга
(высказываний) есть теория. Наблюдение и теория не существуют отдельно.
Основной метод науки – метод вариаций: эксперимент дает знание о отн. зависимости или независимости элементов опыта. Наука – представление о межфеноменальной зависимости, развитая наука заменяет концепт «причины и следствия» на функцию, т.к. первый неточен; вместо субстанции берется связь или отношение. Задача науки – искать константы в естественных явлениях, способ их связи и взаимозависимости. Требование полноты и ясности – не нужен повторный опыт(экономия мышления). Язык – инструмент экономии, фальсификационизм есть требование принципиальной проверяемости теорий как критерий их научности. Принцип дополнительности – невозможность полноты отдельно взятой теории, признание возможности использования нескольких для раскрытия одного и того же явления.
Анри Пуанкаре (1854 – 1912). Теория умеренного конвенционализма. 1902 –
«Наука и гипотеза». 1905 – «Ценности науки». Наука есть набор правил, имеет конвенциональный характер, но правила проверяются опытом, прогностичностью.
Наука – язык, на котором говорится о фактах. Факт возникает только в пределах той или иной теории. Любая теория должна при всякой возможности и как можно чаще подвергаться верификации. Отказ от несостоятельных гипотез является прогрессом науки. Нет априорных знаний.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.