Рефераты. Любовь как философская категория

Таким образом, жертвенность - это внутренняя потребность, жизненная необходимость отдавать, дарить, делиться избытком своей внутренней силы с другими людьми. Это радость от возможности реализации своей индивидуальности и жизнеспособности, выражаемой через других людей.

Для эгоиста подобный вид жертвенности неприемлем. С одной стороны у него нет, и не может быть той внутренней силы, которая необходима для жертвенности. С другой стороны, для него отдать что-либо не получив ничего взамен, значит быть обманутым. Эгоист не способен на бескорыстие.

Неприемлема такая жертвенность и для альтруиста, но по иным причинам. По своему психологическому типу альтруист является мазохистом, и не может не получать удовольствия от страдания. Но это наслаждение именно страданием, а не радость жертвенности. С одной стороны, альтруист, это самоуничижённая личность, ставящая себя ниже остальных людей, и не имеющая внутренней силы для проявления жертвенности. С другой стороны, примеров жертвенности среди верующих людей за свою Веру несчётное множество. И в этом нет никакого противоречия. Мазохист, избегая невыносимого чувства изоляции и одиночества, делает себя неотъемлемой частью либо другого человека, либо, если он верующий – Бога, который направляет его, руководит им, защищает его, являясь как бы его жизнью и кислородом. Мазохист преувеличивает силу того, кому отдает себя в подчинение: будь то человек или Бог. Он - все, я - ничто, я всего лишь часть его. Но, как часть, я часть Его величия и силы. Вот эта Вера, являясь следствием симбиотического единства с Богом, и даёт альтруисту силы для преодоления любых страданий. Жертвенность для верующего имеет ценность только как страдание, нет страдания – нет жертвы. Таким образом, нравственная (во имя Человека) и религиозная (во имя Бога) виды жертвенности имеют принципиально разные основания.

Нравственная Жертвенность есть порождение, продолжение и проявление Человечности. Человечность – Равенство Достоинств – Внутренняя Сила – Жертвенность. При этом, эгоизм и альтруизм НЕ СПОСОБНЫ к реальной Жертвенности.

Необходимо ещё раз подчеркнуть, что Жертвенность, это не долг, который хоть и не очень хочется, но надо отдавать. Жертвенность – это именно внутренняя, непреодолимая потребность делиться избытком своей силы с другими людьми.

Жертвенность в реальной Любви отличается от обычной Жертвенности, прежде всего, своей избирательной направленностью на конкретного человека. Поскольку Жертвенность является состоянием сознания, жизненной необходимостью, то её направленность на конкретного человека не исключает, а наоборот усиливает её проявления и по отношению к остальным людям.

Согласно исследованиям современной медицины, состояние влюблённости сопровождается изменениями как психического, так и физического характера, вплоть до изменения химического состава крови влюблённого. Главным результатом этих изменений является значительное увеличение внутренней энергии и силы влюблённого человека, которые настоятельно требуют своей дополнительной реализации в виде Жертвенности. Влюблённость, как всякое чувство проходит, но Любовь, как особое состояние Сознания остаётся надолго, иногда на всю оставшуюся жизнь. Любовь многократно усиливает внутренние силы человека, давая ему мощнейший дополнительный стимул к проявлению своей индивидуальности и жизнеспособности, выражаемой через другого человека в виде Жертвенности. Если реальная Любовь оказывается взаимной, то эти процессы, взаимно усиливая друг друга, возрастают до бесконечности, преодолевая все ограничения материального мира, по направлению к Бессмертию.

Трансцендентный уровень.

На этом уровне Жертвенность в реальной Любви проявляется как Дарение максимально возможной ценности. Любящий человек готов отдать любимому самое ценное, что у него есть. А что может быть ценнее в этом мире, чем сам Человек. Безусловно, разнообразие физических и психологических типов живущих людей беспредельно. Всегда найдутся люди, превосходящие любящего человека по своим моральным, психологическим, физическим, интеллектуальным и другим параметрам. Поэтому, если ограничить сущность Человека исключительно материальными рамками, то его ценность для любимого будет относительна. Он не будет видеть в любящем человеке какой-то исключительной ценности. Если бы выбор избранника осуществлялся исключительно по внешней привлекательности, то он был бы невозможен вовсе, так как каждый человек привлекателен по-своему. Но, в том-то и дело, что человека невозможно ограничить рамками материальными, биологическими, низвести его до уровня животного, пусть и самого совершенного. Ценность Человека уходит в бесконечность трансцендентного мира, где его биологические особенности настолько ничтожны, что не имеют для любящего человека, хоть сколько-нибудь существенного значения. Вероятно, поэтому иногда появляются пары, которые со стороны выглядят не совсем гармонично. Либо она красавица, каких мало, а он вполне серенький и средний человечек, либо наоборот. Но в том-то и дело, что со стороны видят лишь внешность, а любят не внешность, а Человека. Человека в целом, со всеми его достоинствами и недостатками, которые для любящего человека являются не недостатками, а индивидуальными особенностями любимого.

Для любящего человека совершенно неважно как выглядит любимый человек. Женщин это иногда обижает, ведь они столько сил и времени тратят на то, чтобы быть сексуальными и привлекательными. Не стоит обижаться, ведь вот эта крохотная жировая складочка, которая приводит вас в ужас, заставляет любящего вас мужчину задыхаться от нежности и умиления. Ведь эти еле заметные морщинки, целлюлит, как и любые другие женские кошмары, принадлежат ВАМ, а потому, для любящего человека они также бесценны, как и вы сами. Для него всё, что связано с вами свято, так как освящено самой Любовью. Станете ли вы пухленькой или наоборот похудеете, будете вы брюнеткой или перекраситесь в блондинку, шатенку или рыженькую, наденете роскошное вечернее платье или домашний халатик, для любящего человека всё это будете ВЫ, во всём многообразии ваших проявлений. Чтобы не случилось с вашей внешностью, благодаря вам самим или по воле беспощадного времени для любящего это не имеет никакого значения. Он любит вас в каждый момент времени именно такой, какой в этот момент вы являетесь. Потому что любят не внешность, любят Человека.

Поэтому, принося в дар любимому человеку самого себя, своё счастье и свою жизнь, любящий делает самый бесценный подарок из всех для него возможных. Принося себя в жертву любимому человеку, человек любящий вполне осознанно и добровольно берёт на себя определённые обязательства.

Отныне он уже не вправе единолично распоряжаться самим собой. Его тело, его сердце и его сознание теперь принадлежит не только ему, но и любимому им человеку. Собственные интересы, жизнь и счастье становятся единым целым с интересами, жизнью и счастьем другого человека. Некоторые ограничения свободы и самостоятельности не тягостны, так как эти ограничения не внешние, со стороны другого человека, а внутренние, со стороны самого любящего. Они естественны и органичны. Ведь если ты делаешь что-то, что обижает твою любимую, то ты фактически обижаешь самого себя. Стремление жить для другого человека не является ни психологическим, ни каким-либо другим рабством. Наоборот, любящий человек стремится максимально реализовать себя. Ведь чем полнее он реализует самого себя, тем ценнее будет его дар любимому человеку. Поэтому он всячески развивает свои физические, интеллектуальные и духовные качества. Но, реализуя и совершенствуя себя, он не стремиться понравиться всем особям противоположного пола, он делает это для одного единственного, любимого им человека. Только пожертвовав свою собственную жизнь на благо и счастье другого человека, можно наиболее полно проявить и реализовать самого себя.

Сделать другого человека максимально счастливым – вот главная цель любящего человека. Все свои силы: физические, психологические, интеллектуальные, духовные он использует для этой цели. Ведь чем больше счастья он сможет дать любимому, тем счастливее он будет сам. Человек живёт, работает, продвигается по карьерной лестнице с единственной целью, обеспечить наиболее полное счастье другому человеку. И чем больше он в этом преуспевает, тем полнее становится его собственное счастье.

Счастье, как категория, как одна из духовных ценностей, многопланово и рассматривать его надо на всех уровнях взаимодействия Человека с Миром. Иногда счастье связывают с достижением человеком какой-то определённой цели. И, чем сложнее путь достижения этой цели, тем полнее счастье. Это верно, но лишь отчасти. Наиболее полная реализация собственных способностей и возможностей, это неотъемлемый элемент Счастья, но только на материальном уровне. Если ограничиться только им, то Счастье не будет полным. Достигая каких-то промежуточных целей на пути собственной реализации, человек испытывает не столько счастье, сколько чувство глубочайшего удовлетворения самим собой и своими достижениями. Удовольствие и наслаждение от этого удовлетворения могут быть очень сильными и острыми, но весьма кратковременными. Счастье же, как и Любовь, как и любая другая духовная ценность не может быть кратковременным. Это особое состояние сознания, которое было бы бесконечным, если бы зависело только от самого человека. Но, в том-то и дело, что Счастье не может быть единоличным.

На трансцендентном уровне Счастье, это тоже реализация самого себя, но в моральном плане. Осознавая собственное Человеческое Достоинство, именно Достоинство, а не “значимость” или “значительность”, человек больше всего на свете бережёт свою Честь и Порядочность. Человек без Чести и Совести НИКОГДА не будет счастлив. Только оставаясь честным и порядочным, человек может испытывать чувство удовлетворения и гордости самим собой. Эти чувства не бывают бурными, острыми и сильными, но не бывают и кратковременными. Осознание собственного Человеческого Достоинства, это всегда тихое и спокойное чувство, надежное, как твердая земля под ногами.

Суждения одного человека о другом человеке всегда основываются на его собственных моральных качествах. Выйти в этих суждениях за рамки собственной моральности весьма затруднительно, а для некоторых людей и вовсе невозможно. Какие бы доводы или примеры порядочности людей не приводили бы бездуховному эгоисту, он никогда не поверит в существование Порядочности, как таковой. Он всегда будет уверен, что за любым благородным поступком стоит такой же, как и у него, эгоизм, только тщательно скрытый, замаскированный. Порядочный же человек, наоборот, никогда не подумает о другом плохо. Только под давлением бесспорных доказательств непорядочности другого человека, он может принять этот факт, хотя и с большим трудом. Для него человек непорядочный сродни душевнобольному, которого хотя и жалко, а надо бы опасаться. Именно поэтому, люди различных моральных ментальностей никогда не найдут общего языка.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.