Рефераты. Любовь как философская категория

Вероятно, самая яркая отличительная черта его подхода к человеку заключается в том, что в нем сочетаются телеология и каузальность. Поведение человека определяется не только индивидуальной и расовой историей (каузальность), но также целями и стремлениями (телеология). И прошлое, как актуальность, и будущее, как потенциальность, управляет поведением в настоящем. Взгляд Юнга проспективен в том смысле, что устремлен на будущее человеческого развития, и ретроспективен в том смысле, что принимает в расчет прошлое.

Перефразируя Юнга, "человек живет и целями, и причинами". Это настойчивое внимание к роли судьбы или цели человека явно отличает Юнга от Фрейда. Для Фрейда есть лишь бесконечное повторение инстинктуальных тем – до самой смерти. Для Юнга есть беспрерывное и часто творческое развитие, поиск целостности и завершенности, жажда возрождения. Индивидуальная личность для Юнга – продукт и вместилище родовой истории. Человеческие существа в настоящем своем виде сформированы кумулятивным опытом предшествующих поколений, уходящим к неведомым корням человечества. Основания личности архаичны, примитивны, природны, бессознательны и, возможно, универсальны. Человеческие существа рождаются, обладая многими предрасположенностями, переданными предками; эти предрасположенности управляют их поведением и отчасти определяют то, что они сознают, и на что будут реагировать в мире собственного опыта. Индивидуальная личность – результирующая взаимодействия внутренних и внешних сил.

Юнг, как никто из психологов, исследовал историю человечества, дабы узнать все, что возможно, о расовых корнях и эволюции личности. В поисках истоков развития личности он изучал мифологию, религию, древнюю символику, обычаи и верования первобытных народов, а также сновидения, видения, невротические симптомы, психотические галлюцинации и иллюзии. Его образованность и эрудиция – и в плане широты познаний, и в плане глубины понимания – остаются, по всей видимости, непревзойденными в современной психологии.

Одним из величайших открытий и для психологии, и для философии, и для всего мировоззрения в целом является открытие Юнгом более глубинного уровня бессознательного – “коллективного бессознательного”. Юнг пришел к выводу, что помимо индивидуального бессознательного существует коллективное, расовое бессознательное, общее для всего человечества и являющееся проявлением созидательной космической силы. Коллективное бессознательное, в отличие от индивидуального (личностного бессознательного), идентично у всех людей, общее для всего человечества. Оно образует всеобщее основание духовной жизни каждого человека, будучи по природе своей сверхличным. Коллективное бессознательное – есть “предпосылка каждой индивидуальной психики, подобно тому, как море есть предпосылка каждой отдельной волны”. Юнг открыл функциональные единицы бессознательного – комплексы. Комплексы – это совокупность психических элементов (идей, мнений, отношений, убеждений), объединяющихся вокруг какого-то тематического ядра и ассоциирующихся с определенными чувствами.

Ему удалось проследить комплексы от биологически детерминированных областей индивидуального бессознательного до изначальных мифопорождающих паттернов, которые он назвал “архетипами”. Архетипы, с одной стороны, обуславливают предрасположенность к поведению определенного типа, с другой – обуславливают коллективные идеи, образы, теории человечества. Все самые мощные идеи и представления человечества сводимы к архетипам (это нравственные, религиозные, философские, научные представления). Коллективное бессознательное является огромным духовным наследием, возрожденным в каждой индивидуальной структуре мозга. Сознание же, напротив, является эфемерным явлением, осуществляющим сиюминутные приспособления и ориентации, отчего его работу, скорее всего можно сравнить с ориентировкой в пространстве. Коллективное бессознательное – это духовное наследие всего, что было пережито человечеством, “это общая душа, не имеющая временных пределов”, это фундамент индивидуальной психики.

В Коллективном бессознательном Юнга легко угадываются представления различных религий и духовных учений об Абсолюте, Мировом Разуме, Эйн-Соф, АУМ, Брахме, Дао, Ферхо, ИАО, Космическом Сознании.

Хочется еще раз, особо подчеркнуть, что коллективное бессознательное является ОБЩИМ для всего человечества, а каждая индивидуальная психика есть лишь “волна” на поверхности “океана” коллективного бессознательного. Весьма значимым для нашей работы является и тот факт, что все сознательные и духовные феномены (нравственность, философия, религия, наука и т. п.) имеют своим источником Коллективное Бессознательное.

Коллективное Бессознательное – вот истинный источник психологической структуры “СВЕРХ-Я”, а, следовательно, истинный источник абсолютных нравственных ценностей и идеалов. Абсолютных, в том смысле, что они не зависят от конкретного уровня общественного развития, его социальной, этнической, классовой структуры и выступают таковыми везде и всегда, и останутся таковыми, даже если самому человечеству придет конец. Совершенно логична и компьютерная аналогия этой психологической структуре – всемирная информационная сеть – Internet.

3. Трансперсональная психология.

Трансперсональная психология наиболее глобально рассматривает человека, как космическое существо, связанное на уровне бессознательной психики со всем человечеством и всей Вселенной, обладающее возможностью доступа к общемировой космической информации.

3.1. Основатель психосинтеза, итальянский психиатр Р. Ассаджиоли выделил в психологической структуре личности семь динамических составляющих:



Рис. 1 Карта внутреннего мира (по Ассаджиоли)


Первые пять динамик составляют индивидуальную психику личности. Сознание каждого человека заключено, как в скорлупу, в личное бессознательное (низшее, среднее и высшее). По сути, это и есть Душа человека. Высшее надличное “Я” является связующим звеном между индивидуальной психикой и коллективным бессознательным, которое есть Дух. Именно через него люди получают из коллективного бессознательного идеи, образы и представления (интуиция). Индивидуальная психика (Душа) каждого человека не только находится в едином поле коллективного бессознательного (Духа), но и совместно с индивидуальными психиками остальных людей образует единое структурное образование в поле коллективного бессознательного.

3.2. Эмпирическое подтверждение трансперсональному подходу к пониманию человека дали многолетние исследования Станислава Грофа.

Он доказал, что в сфере сознания человека нет четких пределов и ограничений, тем не менее, полезно выделить четыре области психики, лежащие за пределами нашего обычного опыта сознания:

1.     Сенсорный барьер.

2.     Индивидуальное бессознательное.

3.     Уровень рождения и смерти (перинатальный уровень).

4.     Трансперсональная область.

Гроф доказал, что человеку свойственна странная двойственность: человек одновременно и материальный объект, и обширное поле сознания.

В некоторых случаях людей можно с успехом описать как отдельные материальные объекты, как биологические машины, т. е. приравнять человека к его телу и функциям организма. Но в других случаях человек может функционировать как безграничное поле сознания, которое преодолевает ограничения пространства, времени и линейной причинности.

Люди могут осознавать себя самих с помощью двух различных модусов опыта. Первый из этих модусов можно назвать хилотропическим сознанием: он подразумевает знание о себе как о вещественном физическом существе с четкими границами и ограниченным сенсорным диапазоном времени в мире материальных объектов. Другой эмпирический модус можно назвать холотропическим сознанием: он подразумевает поле сознания без определенных границ, которое имеет неограниченный опытный доступ к различным аспектам реальности без посредства органов чувств.

Когда человек, с помощью современных методов экспериментальной психотерапии (психоделические препараты, ребёфинг, холотропное погружение, и т. п.), от уровня сознания начинает проникать в область своей бессознательной психики, то встречается со следующими уровнями:

1. Сенсорный барьер: элементарная визуализация цветов или геометрических фигур, звона или шума в ушах, тактильных ощущений в различных частях тела, вкусов или запахов. Для самоисследования и понимания самих себя эти переживания не важны.

2. Индивидуальное бессознательное (биографический уровень) – всё что угодно из жизни человека – какой-то неразрешенный конфликт, какое-то вытесненное из памяти и не интегрированное в ней травмирующее переживание может всплыть из бессознательного, любые события или обстоятельства жизни человека с момента рождения до настоящего момента, имеющие высокую эмоциональную значимость переживаний, - реально переживаются заново. Воспоминания проявляются не по отдельности, а образуют динамические сочетания – “системы конденсированного опыта” (СКО). СКО – это динамическая составляющая воспоминаний (с сопутствующими им фантазиями) из различных периодов жизни человека, объединенных сильным эмоциональным зарядом одного и того же качества, интенсивных телесных ощущений одного и того же типа.

СКО влияют на развитие эмоциональных и психосоматических расстройств, особенно СКО, сопряженные с опасностями для жизни.

3. Уровень рождения и смерти (перинатальный уровень): переживания смерти и нового рождения весьма разнообразны и сложны. Проявляется такой опыт в четырех “базовых перинатальных матрицах” (БПМ), которые сформировались во время четырех клинических стадий биологического рождения. В них содержится информация о переживаниях и ощущениях организма с момента зачатия до завершения рождения. БПМ в обычных условиях не осознаются человеком, хотя способны существенным образом влиять не его здоровье, психику, поведение и жизнь.

4. Трансперсональная область. По результатам многолетних психоделических исследований, сеансов холотропного дыхания и работе со спонтанными эпизодами необычных состояний сознания С. Гроф составил наиболее полную (на сегодняшний день) картографию трансперсональной области (коллективного бессознательного). С этой картографией трансперсональных переживаний можно ознакомиться в его книге “Путешествие в поисках себя. Измерения сознания. Новые перспективы в психотерапии и исследовании внутреннего мира”.

4. К трасперсональной психологии примыкает концепция дианетики и сайентологии, которую разработал Л. Р. Хаббард.

Для данной работы особенно важен главный динамический принцип существования – «выживай», открытый Л. Р. Хаббардом. Человечество всегда стремилось найти цель жизни, простейший общий знаменатель всей своей деятельности, динамический принцип существования. Хаббард доказал, что цель жизни – бесконечное выживание. Человек – одна из форм жизни. Во всех своих проявлениях и целях он подчиняется одной команде: «Выживать!».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.