Рефераты. Любовь как философская категория

Таким образом, только отношения между конкретным мужчиной и конкретной женщиной могут являться РЕАЛЬНОЙ ЛЮБОВЬЮ, но, и они требуют дополнительного уточнения.

Для некоторых людей проблема любви состоит в том, чтобы быть любимыми, а не в том, чтоб любить самим. Значит, сущность проблемы для них в том, чтобы их любили, чтобы они возбуждали чувство любви к себе. В этом случае, стратегия таких людей заключается в повышении своей “ценности” на “рынке любви”. Мужчины, стремятся любыми возможными способами (слава, богатство, власть) повысить свою “значимость”, что повышает их шансы в выборе наиболее привлекательных женщин. Женщины же стремятся любыми возможными способами повысить собственную сексуальную привлекательность, что повышает их шансы на выбор наиболее “значимых” мужчин. Способы возбуждать любовь к себе являются теми же самыми путями, которые используются для достижения удачливости, для обретения полезных “друзей” и влиятельных связей. При таком подходе, мужчины и женщины являются друг для друга взаимной добычей, одновременно играя роль и охотников, и жертв. Главное для них не продешевить, “продавая” на “рынке любви” собственную привлекательность. Во всём этом слишком много животного и слишком мало человеческого. По сути, такие люди ищут не столько любви, сколько повышения собственной значимости, а также материального и социального благополучия. Народ тут же придумал очередную мудрость, очень точно и доходчиво объясняя суть подобных взаимоотношений: “Секс – это та цена, которую женщины платят мужчинам за брак, а брак – это та цена, которую мужчины платят женщинам за секс”.

На более высоком уровне подобную “любовь” исследовал французский экзистенциалист Жан-Поль Сартр. Подавляющее большинство философов и психологов рассматривают любовь как стремление человека самому любить другого. А, вот Ж.-П. Сартр исследовал любовь именно как стремление быть любимым другим человеком. Он пришёл к выводу об изначальной конфликтности подобной “любви”. По мнению Сартра, каждый человек жаждет любви другого человека к себе, причем любви свободной и добровольной. Почему любящий человек жаждет именно свободной взаимности от любимого? Как показывает Сартр, дело в том, что человек хочет при помощи другого добиться признания реальности и ценности своего собственного бытия, или, другими словами своей значимости. Сам по себе я был бы "ничто", пока мое существование и моя ценность не были бы признаны другими людьми. При этом наибольшую ценность мне придавало бы признание со стороны того, кого я сам признаю особо ценным существом.

Поскольку другой "дает мне бытие" (т.е. благодаря его признанию я обретаю некоторое достоинство, становлюсь "чем-то"), постольку вместе с тем я оказываюсь и зависимым от другого; эта зависимость ограничивает мою свободу и, значит, умаляет мое "я". Таким образом, мое «бытие – для – другого» изначально конфликтно: другой дает бытие моему "я" и в той же мере отнимает у меня мое "я". Этот конфликт является условием любви, и сама "любовь есть конфликт".

Конечно, исследования Сартра куда более глубоки и разноплановы. Желающие могут ознакомиться с ними в его работе “Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм”. Для настоящих размышлений главным является то, что Сартр доказал абсолютную бесперспективность и изначальную конфликтность любви, как жажды быть любимым, а не любить самому.

Все психически нормальные люди желают настоящей, чистой и светлой Любви, но мало кто осознаёт главный парадокс реальной Любви. Желание быть любимым, а не любить самому – это путь в никуда, который не может дать ни настоящей Любви, ни настоящего Счастья. Но, и стремление, а главное способность, любить самому не гарантирует Счастья взаимной Любви. Если самая настоящая, чистая и светлая Любовь (реальная Любовь) направлена на человека, не способного любить в принципе (эгоизм, альтруизм), то и она не сможет вызвать у него ответной реальной Любви. Большинство авторов, исследующих феномен Любви, считают, что Любовь есть преодоление собственного эгоизма: “Есть только одна сила, которая может изнутри, в корне, подорвать эгоизм, и действительно его подрывает, именно любовь, и главным образом любовь половая. Эгоизм есть сила не только реальная, но основная, укоренившаяся в самом глубоком центре нашего бытия и оттуда проникающая и обнимающая всю нашу действительность, - сила, непрерывно действующая во всех частностях и подробностях нашего существования. Чтобы настоящим образом подорвать эгоизм, ему необходимо противопоставить такую же конкретно-определенную и все наше существо проникающую, все в нем захватывающую любовь” (Соловьев В. С. Смысл любви).

Если бы это было действительно так, то вся наша жизнь уже давным-давно стала бы совсем другой. Дело в том, что способность (как и не способность) любить формируется в самом раннем возрасте, при формировании второго критерия внутренней модели внешнего мира ОДНОВРЕМЕННО с Человечностью (бесчеловечностью) и Реализмом (эгоизмом-альтруизмом). Детская влюблённость в сверстника противоположного пола на этапе формирования индивидуальной морали, безусловно, может сыграть решающую роль в самом процессе этого формирования. Но, после того как процесс завершён, эгоист-альтруист теряет способность любить в принципе. На основе выбранных жизненных ценностей и идеалов, формируется вся остальная психика человека, а потому её изменение без специального и длительного психиатрического лечения представляется маловероятным. Даже чувство влюблённости, изменяющее на какой-то период психику и физиологию человека, не упраздняет эгоизм-альтруизм, а лишь временно отодвигает его на задворки индивидуального сознания, да и то лишь по отношению к одному единственному человеку. Чужая любовь, тем более, не в состоянии повлиять на уже сформированную психику эгоиста-альтруиста, который будет принимать эту любовь как должное, даже не пытаясь изменить что-либо в своём отношении к миру.

Таким образом, Счастье взаимной Любви возможно в отношениях мужчины и женщины лишь в том случае, если оба они являются людьми нравственной ментальности и оба любят друг друга реальной Любовью. А, вот как раз такое сочетание является крайне редким в реальной жизни. Именно поэтому, люди способные на реальную Любовь, так редко и так недолго могут быть счастливы, зато так часто обрекаются жизнью на Боль и Страдание несчастной Любви.

Возможно в этом соединении людей нравственной ментальности, способных к реальной Любви с людьми безнравственными, к такой Любви неспособными, проявляется Высшая Справедливость, недоступная нашему пониманию. Может быть, тем самым, во-первых, даётся шанс людям безнравственным одуматься и пересмотреть своё отношение к миру и людям; во-вторых, возможно, только такое соединение предотвращает окончательное разрушение нашего мира, сохраняя Жизнь на Земле. Возможно, это наглядный пример соблюдения Равенства Человеческих Достоинств, который даёт нам трансцендентный мир. ВСЕ ЛЮДИ ОДИНАКОВО ДОСТОЙНЫ ВСЕГО СУЩЕСТВУЮЩЕГО В ЭТОМ МИРЕ. Поэтому, даже люди, в силу своего неверного выбора высших ценностей и идеалов, фактически добровольно отказавшиеся от реальной Любви, ДОСТОЙНЫ её в силу того простого факта, что они люди, хотя и выбравшие свою животную сущность. Как бы там ни было, людям нравственной ментальности от этого не легче. Но, видимо, такова их участь, ценой собственных страданий сохранять Жизнь на Земле, обеспечивая её дальнейшую эволюцию до построения социального устройства общества на принципах Нравственности.

Возвращаясь к непосредственной теме нашего изложения, можно подвести итог: реальная Любовь – это любовь конкретного мужчины к конкретной женщине (или наоборот), как стремление любить, а не как желание быть любимым. Именно такая Любовь будет рассмотрена ниже.


Глава 2. Любовь. Трансцендентный уровень


Трансцендентный уровень.

Многие философы (феноменология, экзистенциализм) совершенно справедливо полагают, что Любовь есть ответ на проблему человеческого существования, или, как минимум, попытка такого ответа. Поэтому любая теория любви должна начинаться с теории человека, человеческого существования.

Основной проблемой, как всего человеческого рода, так и каждого отдельного индивидуума является проблема ОТДЕЛЁННОСТИ, отчуждённости и одиночества. В работах на эту тему чаще употребляется термин ”одиночество”, но само это слово акцентирует внимание больше на внешних проявлениях проблемы. Термин же «отделённость» более точно передаёт внутреннее состояние человека ощущающего невозможность собственного, хоть сколько-нибудь удовлетворительного, единства с другими людьми, осознание своей отдельности от них.

Очевидно, что сам феномен отделённости многомерен, а корни его лежат в трансцендентности человека. Если материальный мир, это мир Индивидуальности, то трансцендентный мир (Единое Сознание Мира), это мир Единства. Универсальный принцип индивидуальности материального мира выражается простой формулой: ”В данной точке пространства, в данный момент времени не может находиться более одного материального объекта”. В материальном мире, где царит Индивидуальность, Единство может присутствовать лишь в потенции. В трансцендентном мире, напротив, царит совершенное Единство, а в качестве потенции присутствует уже именно Индивидуальность. В трансцендентном мире всё сплавлено в неразрывном, всеобъемлющем и абсолютном Единстве.

Индивидуальное сознание каждого Человека имеет своим основанием Единое Сознание Мира, общее для всего существующего в нём. Как на водной поверхности, во время дождя, возникают воздушные пузырьки, заключенные в тончайшую водную оболочку, так в поле Единого Сознания Мира возникают “пузырьки” человеческих сознаний, заключенные в оболочку своей психической и физической индивидуальности. Но, хотя эта оболочка, как верный и неподкупный страж, надежно препятствует нашему “несанкционированному” проникновению в трансцендентность, она не является вовсе уж непреодолимой. Различные духовные практики, определённые методы психологии, в том числе, трансперсональной, являются этому доказательством.

У каждого человека, на самых глубинных уровнях бессознательного имеется память о том неразрывном, всеобъемлющем и абсолютном Единстве, в котором в качестве потенции пребывало его индивидуальное сознание, до своего рождения в материальном мире. Эта память о былом единстве и является источником постоянного психологического дискомфорта и тревожности. С одной стороны она напоминает о невозможности сколько-нибудь удовлетворительного Единства с другими людьми в материальном мире, с другой стороны заставляет неудержимо стремиться к максимально возможному, для материального мира, единению.

Вот это стремление к Единению или Единству с другим человеком и является основным отличительным признаком реальной Любви. Это основание, на котором как на фундаменте покоятся отличительные признаки реальной Любви других уровней: взаимодействия и материального. Убери это основание, и другие отличительные признаки Любви развалятся, как карточный домик.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.