Рефераты. Философия

во-вторых,   не   является   запретительным   для  целостной  и неисчерпаемой Вселенной. Поэтому  пространство,  в  котором  мы живем,  является и Евклидовым, и неевклидовым, ибо может быть с одинаковым успехом и равноправием описано на языках геометрий и Евклида, и Лобачевского, и Гаусса, и Римана, и в понятиях любой другой геометрии, -- уже известной или же которую еще предстоит разработать  науке  грядущего.   Ни   двух-,   ни   трех-,   ни четырехмерность,   ни   какая-либо   другая   многомерность  нетождественны   реальной   пространственной   протяженности,   а

отображают   лишь   строго   определенные  аспекты  объективных

отношений,  в  которых  она   может   находиться.   Искать   же субстратно-атрибутивный    аналог    для    евклидовости    или неевклидовости и экстраполировать его на Вселенную --  примерно то  же  самое,  что  искать  отношения  родства на лицах людей, отношения собственности  --  на  товарах  или  недвижимости,  а денежные отношения -- на монетах или бумажных купюрах.


150. Географический детерминизм: методологическая оценка.

Географический детерминизм, географическое и социологическое понятие, обозначающее взаимозависимость между обществом и географической средой. Термином «Г. д.» иногда обозначают концепции, придающие географическим факторам решающую роль.

Уже в XVI в. начинает зарождаться членение истории человечества на стадии дикости, варварства и цивилизации, окончательно оформившееся в XVIII в. Все в большей степени становится ясным, что у разных народов и в разных странах могут существовать разные общественные порядки. И перед мыслителями встает вопрос о причинах этого социально-исторического многообразия.Одно из решений этого вопроса: объяснение разнообразия общественных порядков, при которых живут люди, различием природных условий их существования. Так возникает географический детерминизм. Этот термин нуждается в пояснении. Влияние географического фактора на общество и на его развитие бесспорно. Его никто и никогда не отрицал. И само по себе признание этого факта никак не может быть названо географическим детерминизмом. О географическом детерминизме речь может идти только тогда, когда природная среда принимается за главный, основной фактор, определяющий характер социальной жизни. В ранних концепциях географического детерминизма природная среда выступала отнюдь не в качестве движущей силы исторического процесса. Она рассматривалась главным образом в качестве фактора, определяющего характер социальных порядков в том или ином конкретном обществе, а также фактора, влиявшего на его развитие. Но первая концепция географического детерминизма была создана только в XVI в. Ее творцом был уже известный нам Жан Боден. Он развивал и обосновывал эту идею как в «Методе легкого познания» (1566), так и в «Шести книгах о государстве» (1576). По его мнению, главную роль среди природных факторов играет климат той или иной страны. Он выделяет три основные климатические зоны: южную, умеренную и северную. Одновременно он вводит также деление на Восток и Запад, приравнивая первый к югу, а второй — к северу. Помимо климата оказывают влияние также и такие природные факторы, как характер местности: она может быть горной, болотистой или пустынной, ветреной и безветренной, и, наконец, качество почвы — ее плодородие или бесплодие. Но главным является, конечно, климат. По мере движения к северу количество тепла постепенно уменьшается. Южане имеют больше тепла от солнца, но меньше внутреннего тепла. Северяне поддерживаются своим внутренним жаром, что делает их более сильными и активными, чем южане. Южане более склонны к размышлению, северяне — к ручным ремеслам и изобретениям, люди среднего района — к устройству различного рода общественных дел. Жители плодородных земель словно предназначены для роскоши. Люди, населяющие бесплодные месте, — доблестные солдаты и умелые работники. Так, например, бесплодная равнина Аттики заставила афинян изобрести искусство.


151.  География и экология

Совр мир все в большей мере становится миром городов - больших и малых, новых и древних, богатых и бедных. Урбанизация - один из самых мощных и (как показывает опыт) неотвратимых процессов, так или иначе получивших развитие во всех странах мира. Расползание городов, утрата сельскохозяйственных угодий в пригородах, деградация зон отдыха и рекреации, изменение образа жизни многих миллионов людей - эти явления можно наблюдать сегодня в обоих полушариях и по обе стороны от Гринвича. Мировой опыт архитектурного, географического и социального планирования показал, что остановить урбанизацию практически невозможно, но можно попытаться направить ее в правильное русло, сделав условия существования людей в городах более человечными, а сами города - более богатыми, красивыми, приемлемыми для жизни. Однако в процессе урбанизации в город попадали огромные группы людей, чей социальный статус и образ жизни сформировался в сельской местности. Города разрастались так быстро, что возникали целые районы или города-спутники, заселенные "негорожанами"; параллельно этому процессу происходило "размывание", разрушение городской культуры. Это обстоятельство в сочетании с существовавшей политикой организации пространства и новыми приемами застройки городов привело к появлению городов-монстров с их неразрешимыми узлами экологических проблем и тяжелой, находящейся на грани нормы массовой психологией обитателей. Безусловно, оптимизация городской среды может быть достигнута прежде всего социальными и архитектурно-планировочными методами. Системный подход, составляющий основу географического исследования, заставляет идти к оптимизации среды в глобальных масштабах, постепенно накапливая позитивные изменения “на местах”, т.е. в конкретных ландшафтах, с учетом разнообразия их современного состояния, структуры и устойчивости, создавая подлинно культурные ландшафты. Однако судьба городов во многом зависит и от поведения горожан: их отношения к своему городу, выработанным навыкам экологической этики, чувства ответственности за свой город. Первым, хотя и не главным основанием для географов претендовать на центральную роль в разработке общей теории оптимизации природной среды может служить их традиционный интерес к проблемам взаимодействия человека и природы, накопленный ими материал и опыт исследований в этой области. Разумеется, одна география не может охватить все аспекты взаимоотношений человека и природы. У нее определилось свое поле деятельности, выработались свои специфические проблемы, подходы и методы.


152. Экологический кризис и пути выхода из него.

Сегодня ясно, что идея активности познающего мышления несет на себе отпечаток определенных социокультурных реалий. В частности, она обязана тому процессу активного «покорения природы», стремление к которому провозгласил Фрэнсис Бэкон. На каждом новом этапе своего развития человеческая цивилизация обретает все более мощные средства воздействия на природу. Человек покоряет природу, овладевает ею в соответствии с неточно понятыми историческими задачами собственного бытия, накладывает на мир сеть, сотканную из его предпочтений, интересов, опасений, защитных и индифферентных реакций. Тем самым в каждую эпоху из природы вычленяются, используются и культивируются те объекты, которые приносят непосредственную пользу человеку, а все остальные обрекаются на безразличное или негативное к ним отношение.           Но и такое амбивалентное отношение человека к природе не ведет к вполне однозначным результата. Ту часть природы, которая попадает в сферу позитивного интереса, может постигнуть трагическая участь = такова ситуация, сложившаяся в настоящее время в использовании пресной воды, эксплуатации лесных угодий, добычи полезных ископаемых. Безвозвратно – по крайней мере, до тех пор, пока не станут явью обещаемые нам фантастические успехи генной инженерии, = исчезли сотни видов животных и растений, ранее населявших Землю. Иные активно культивируемые виды, напротив, превзошли своей численностью и адаптивностью дикий природный мир: разве можно сравнить миллионные стаи домашних собак и кошек с популяциями их диких предков?    Сегодня люди все в большей степени проникаются идеей разумно-экологического отношения к миру, но еще не в силах преодолеть многовековую инерцию. Эта инерция сказывается в том, что человек привык относиться потребительски и прагматически не только к природе, но и к самому себе и продуктам своей деятельности. Но и прагматизм этот, в сущности, недостаточно практичен; он догматически исходит из однажды и навсегда понятой полезности некоторого объекта или типа деятельности и превращается тем самым в узконорамативный, некритически односторонний подход.


153. Проблема войны и мира. Мыслители различных эпох осуждали войны, страстно мечтали  о вечном мире  и разрабатывали различные аспекты проблемы всеобщего мира.  Одни из них обращали внимание в основном на ее этическую сторону.  Они полагали,  что агрессивная война есть порождение безнравственности, что мир может быть достигнут только в  результате морального перевоспитания людей в духе взаимопонимания, терпимости к различным вероисповеданиям, устранения националистических пережитков, воспитания людей в духе принципа "все люди братья".

          Другие видели  главное зло, причиняемое войнами,  в хозяйственной разрухе, в нарушении нормального функционирования всей экономической структуры.  В связи с этим они пытались склонить человечество к миру, рисуя картины всеобщего процветания в обществе без войн, в котором приоритет будет отдаваться развитию науки, техники,  искусства, литературы, а не совершенствованию средств уничтожения.  Они считали, что мир между государствами может быть установлен в результате разумной  политики  просвещенного правителя.

          Третьи разрабатывали правовые аспекты проблемы  мира,  достичь которого они стремились путем договора между правительствами, созданием региональных  или  всемирных  федераций  государств.

          Проблема мира,  как и проблема войны,  привлекает  внимание политических и  общественных  движений,  ученых  многих стран. Бесспорны успехи миролюбивых сил и  всех  организаций,  как  и достижения ряда школ и направлений, научных центров, специализирующихся на исследовании проблем  мира.  Накоплена  обширная сумма знаний о мире как цели, как факторе развития и выживания человечества, о сложной диалектике взаимосвязи войны и мира  и ее особенностях в современную эпоху, о возможных путях и предпосылках продвижения к миру без оружия и войн.

          Столь же  очевиден и другой важнейший вывод из изложенного: анализ концепций мира требует серьезных  усилий.  Должна  быть построена достаточно глубокая и последовательная философия мира, важнейшей составной частью которой должна стать диалектика войны и мира в их историческом развитии. В то же время проблема философии мира не должна быть растворена в зауженном  бесстрастном академизме,  излишне заострена на полемике вокруг дефиниций и взаимосвязей отдельных понятий,  относящихся к  этой отрасли исследовательской деятельности. Обращение к политике и идеологии (как  показано выше,  связь войны с политикой неразрывна), с моей точки зрения, не только допустимо, но и необходимо в этом анализе —  разумеется,  не в ущерб его научному содержанию.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.