Рефераты. Философия

58. Преемственность в развитии научных знаний.

Актуальность для общ-ва проблемы преемственности (далее – п) научных зн-ий прежде всего обусл превраще-м науки в важн фактор общ  прогресса.

Смысл п хорошо охар-л Гегель в своей Науке логики удержать полож-ное в его отриц-ном, содержа­ние предпосылки в её рез-те это самое важное в основанном на разуме познании, в то же время достаточно простейш размышления, чтобы убедиться в абсол истин-ти  и необх-ти  этого требования  .Логический анализ производится именно и прежде всего с точки зрения удержания полож в отрицательном (что удерживается? как? каким образом?).

П в истор плане предстает как более про­тиворечивый зигзагообразный процесс. Поскольку критерии истин ценного, полож-го (выступающие принципами п но­вого знания), сами проходят проверку временем, практикой и не всегда её выдерживают - постольку п с точки зрения имеет более широкое содержание. Она включает в себя в сфере теории насле­дование очередными поколениями как научно доказанных истин, так и идей, кот еще предстоит доказать, а такие ошибочных, в том числе и реакционных взглядов в психологии ученых - излишнюю пристрастность к одним и предубежденность против других точек зрения и т.д. Иссл-ие процесса п в историческом выступает важным условней оптимального управления развити­ем науки и умелого пользования человечеством уже накопленными зна­ниями об окружающем мире. Подобное же влияние на п знаний об обществен­ных явлениях, законах оказывает и их исторический характер.

- Доказательство истинности догадок о будущем затруднено от­сутствием или незрелостью нарождающихся отношений, тенденций.

Особое влияние на преемственность знаний в науке оказывает интерес господствующего класса в принятии распространении и углуб­ления новых знаний определяемый тем, что в руках последнего сосредоточена политическая власть, экономическое могущество, ему на длитель­ный период историй принадлежит монополия на образование.

Каждый этап развития науки в целом хар-ся своим опр фондом накопленных знаний. Однако для социал науки это суждение правомерно в гораздо меньшей степени, чем по отношение к естеств-анию и техн наукам. Если уровни развития естеств-техн знаний в странах с относительно равным экон развитием более или менее сравнимы, то для обществ наук они могут быть весьма различны. Современный этап развития науки требует не только разработки имеющегося наследия о преемственности знаний, но и ста­вит ряд новых специфических проблем. Одной из таких, является проблема возрастания удел веса принятия нами все большей части научного знания, его оценки лишь на уровне изучений в готовом виде (в силу увел-ия объёма инфии, дифференциации наук), а не на уровне обоснования её истинности или проверки этого обоснования.

59. Предвидение и его роль в науке.  Основывающиеся на обобщении теоретических и экспериментальных данных и учете объективных закономерностей развития предсказание наблюдаемых или не установленных еще на опыте явлений природы и общества Н.П. может быть двоякого рода: 1)относительно неизвестных, не зарегистрированных в опыте, но существующих явлений (напр. Предсказание античастиц, новых хим. элементов, месторождений ископаемых и т. д. ) 2) относительно явлений которые еще только должны возник никнуть в бедующем при наличии определенных условий. Н.П. всегда основывается на распространении познанных законов природы и общества на область неизвестных или не возникших еще явлений, где данные законы должны сохранять силу Н.П. неизбежно содержит  и элементы вероятностных предположений, особенно в отношении конкретных событий будущего и их сроков. Это обусловлено возникновением в процессе развития качественно новых причинных связей и возможностей, не существовавших ранее, а в применении к обществу – особой сложностью процессов его развития. Критерием правильности Н.П. в конечном счете всегда является практика.

60. Понятие «верификация» в науке. Верификация (с лат. док-во, подтверждение) – как он был сформулирован в Венском кружке, понятие, употребляемое в логике и методологии науки для обозначения процесса установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки. При этом различается непосредственная верифицируемость утверждений, прямо описывающих данные опыта, и косвенная верифицируемость путем логического сведения к-л положения к прямо верифицируемым утверждениям. Научные положения, содержащие развитые теоретические понятия, относятся к косвенно верифицируемым утверждениям. Верификация – актуальный процесс проверки реальных утверждений и верифицируемость – возможность верификации её условия. Анализ условий и схем верификации выступают в качестве предмета логико-методологического исследования. Термин получил широкое распространение в связи с концепцией анализа языка науки в логическом позитивизме, который и сформировал принцип верификации.

61. Понятие «фальсификация» в науке.

Фальсификация (лат. falsus - ложный и facio - делаю)— принципиальная опровержимость любого научного утверждения. научная процедура, имеющая своим результатом установление ложности соответствующей гипотезы посредством эмпирической проверки на соответствие экспериментальным данным или теоретической проверки на соответствие принятым в научном сообществе фундаментальным теориям. В основе Ф. лежит формально логическое отношение, согласно которому теоретическое высказывание является опровергнутым, если его отрицание логически следует и множества совместимых между собой утверждений наблюдения. Опираясь на это логическое отношение, Поппер ввел в противовес неопозитивистскому принципу верификации принцип Ф, который был истолкован им не как способ определения осмысленности научных утверждений, а как метод отделения науки от ненауки. Согласно Попперу, статусом научности обладают лишь те высказывания, которые в принципе могут быть фальсифицированными, принципиально нефальсифицируемые утверждения лишаются его. Принцип фальсифицируемости по Попперу выступает критериальным основанием дифференциации науки и философии ("метафизики").

62. Проблема классификации наук

Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему наук в целом весьма условно можно подразделять на три большие группы (подсистемы) – естественные, общественные и технические науки, различающиеся по своим предметам и методам. Резкой грани между ними нет – ряд научных дисциплин занимает промежуточное положение. Каждая из указанных подсистем в свою очередь образует систему отдельных наук. В связи с междисциплинарными и комплексными исследованиями, проводимыми средствами нескольких научных дисциплин, возникли пограничные науки на стыке разных наук: биохимия, биофизика, геохимия. По своей направленности, по непосредственному отношению к практике отдельные науки принято подразделять на фундаментальные и прикладные. Задачей фундаментальных наук является познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления. Эти законы и структуры изучаются в «чистом виде», как таковые, безотносительно к их возможности использованию. Непосредственная цель прикладных наук – применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем. Как правило, фундаментальные науки опережают в своем развитии прикладные, создавая для них теоретический задел.

63. Натурфилософия и естествознание НАТУРФИЛОСОФИЯ (лат. natura - "природа") - философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Границы между натурфилософией и естествознанием, ее место в философии исторически менялись. Наибольшую роль натурфилософия играла в древности. Натурфилософия явилась первой исторической формой философии и фактически сливалась с естествознанием (атомистическая гипотеза в Древней Греции). В дальнейшем натурфилософия в основном именовалась физикой, т.е. учением о природе. В Средние века натурфилософия почти исчезает. Отдельные элементы античной натурфилософии были приспособлены к креационистским представлениям христианской, мусульманской и иудейской теологии. В эпоху возрождения начинается новый расцвет натурфилософии, который связан с именами Дж.Бруно, Б.Телезио, Дж.Компанеллы, Дж.Кардано, Парацельса, Ф.Патрици. Натурфилософия этого времени развивалась главным образом на основе пантеизма и гилозоизма. Принцип тождества микро- и макрокосмоса особенно широко используется. Выдвинута концепция целостного рассмотрения природы и ряд других диалектических положений. В 17-18 веках в эпоху господства механистического естествознания натурфилософия отступает на второй план. В немецкой классической философии натурфилософия снова выдвигается в качестве основной доктрины. Современными науками натурфилософия практически нерассматривается.

64. Естествознание как отрасль научного познания ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ — наука о при роде; совокупность естественных наук. взятая как целое; одна из трех осн. областей человеческого знания (наряду с науками об об-ве и мышлении). Е.— теоретическая основа промышленной и сельскохозяйственной техники и медицины; естественнонаучный фундамент философского материализма и диалектического понимания природы.. По своему содержанию и методу изучения явлении природы Е. может быть подразделено на эмпирическое и теоретическое, а по характеру своего объекта — на неорганическое, имеющее своим предметом формы движения неживой природы (механические, физические, химические и др.), и на органическое, предмет к-рого составляют явления жизни. Участвуя в выработке естественнонаучной, или “физической”, картины мира, Е., гл. обр. своей теоретической частью (понятия, категории, законы, теории, гипотезы), а также разработкой приемов и методов научного исследования примыкает к философии; оно влияет непосредственно на развитие философии, закономерно обусловливает смену форм материализма в зависимости от создающих эпоху естественнонаучных открытий. С др. стороны, Е. теснейшим образом связано с техникой, с процессом производства. Общий ход развития Е.— от непосредственного созерцания природы (в древности) через ее аналитическое расчленение (15— 18 вв.), закрепленное и абсолютизированное, а потому превращенное в метафизический взгляд на природу, к синтетическому воссозданию картины природы в ее всесторонности, целостности и конкретности (19—20 вв.). Стихийное проникновение диалектики в Е. в 19 в. осложнилось в 20 в. кризисом Е., причины и пути преодоления к-рого указаны Лениным в книге “Материализм и эмпириокритицизм”. В центре совр. Е. до середины 20 в. стояла физика, искавшая способы использования атомной энергии и проникавшая в область микромира, в глубь атома, атомного ядра и элементарных частиц; физика стимулировала развитие др. отраслей Е.— астрономии (космонавтика), кибернетики, бионики, химии, биологии и др. Физика вместе с химией, математикой и кибернетикой помогает молекулярной биологии решать теоретически и экспериментально задачу искусственного биосинтеза, способствует раскрытию материальной сущности наследственности; физика способствует познанию природы химической связи, решению проблем космогонии и космологии. В совр. Е. начинает лидировать уже не только физика, но и целая группа наук (молекулярная биология, кибернетика, макрохимия)..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.