Рефераты. Философия

53. Научное творчество как двигатель развития науки

ТВОРЧЕСТВО - конструктивная деятельность по созданию нового. Важнейшие виды (и результаты) Т. - открытие и изобретение. Открытие устанавливает ранее неизвестные в науке объективные закономерности, явления, свойства, эффекты, вносит коренные изменения в существующие научные знания. Изобретение связано с применением открытий или уже известных законов для создания новых систем, их отдельных компонентов. Открытие касается того, что уже существовало или существует в реальном мире (Колумб открыл Америку); изобретение творит то, чего на данный момент времени нигде нет (Б. Франклин изобрел громоотвод), и, следовательно, формирует так называемый искусственный мир - мир техники и новых социальных отношений. Таким образом, в процессе Т. не просто возникают новые предметы, но происходит развитие сущностных сил человека, он преобразует не только внешнюю среду, но и самого себя. Научное творче­ство, реализуемое в рамках нормальной науки, по свое­му характеру напоминает "решение головоломок", пост­роенных по принципам кроссворда или шарады. Здесь задаются некоторые условия или параметры задачи, ал­горитм которой непременно предполагает ее принципи­альную решаемость при умелом использовании сущест­вующих теоретических и методологических образцов. При этом статус подобных головоломок отнюдь не оп­ределяется реальной когнитивной или практической значимостью проблемы, но лишь теми возможностями, которые они предлагают для проверки изобретательно­сти и мастерства ученого. Кун, например, полагал, что цели научного исследования переводятся в плоскость психологи­ческих, но не познавательных факторов. "Среди глав­ных мотивов, побуждающих человека к научному ис­следованию, можно назвать желание добиться успеха, вдохновение от открытия новой области, надежда найти закономерность знания... Более того, хотя результатом исследования является иногда крушение надежд, этих мотивов вполне достаточно для того, чтобы вначале привлечь человека, а потом и увлечь его навсегда". Открытие — это не столько отдельное событие, сколько длительный проме­жуток времени, в течение которого научный мир прихо­дит к идее о его аномальности. Открытие кислорода в химии может быть связано с тремя именами: К.В.Шееле, Дж.Пристли и А.Лавуазье, где приоритет Лавуазье обеспечивается не столько фактом открытия нового га­за, сколько концептуальным обоснованием неправомер­ности теории флогистона. Классическим примером слу­чайного открытия в науке является открытие рентгенов­ских лучей, которые едва ли были бы замечены и изуче­ны, не усомнись Рентген в правомерности электромаг­нитной теории. Тем самым открытие возможно лишь при осознании отклонения от ожидаемого результата. В современную эпоху бурного развития науки и техники, преобразования общественных отношений особенно актуальными становятся вопросы обучения Т., воспитания творческих личностей. Создаются специальные методики решения творческих задач, активизации творческого потенциала человека, возникают соответствующие учебные заведения. Переход на формы и методы обучения, способствующие развитию творческой самостоятельности индивида - одна из главных задач любой системы образования.

54. Идеалы и нормы научного познания

Идеалы и нормы научного познания менялись со сменой различных этапов развития науки.  Поэтому этот вопрос мы охарактерезуем в историческом плане. Ведущее значение в античной философии отводилось сопоставлению знание-мнение, истинность-заблуждение. Знание понималось в едистве с его предметом. Античная философия изучала процесс, посредством которого предмет переводиться в состояние знания. С точки зрения европейской философии (философии нового времени) главная проблема заключалась в связи «я»-субъекта и внешнего мира. Деккарт выделял субъект как отличное от материальной субстанции и логически противоположное ей. Кант постулировал зависимость реальности от самого познания. Объект по Канту существует как таковой лишь в формах деятельности субъекта. Гегель утверждая диалектическую взаимозависимость субъекта и объекта сформулировал принцип совпадения диалектики и логики. В ХХ веке аналих проблем теории познания в западной философии рассм. Махизм с позиций идеалистического империализма. С точки зрения логического позитивизма идеалои осмысленности является науное знание. Экзестенциализм критикует теорию познания за излишнюю рациональность. Материалистическая философия идеализировала объективность знания, строгость, проверяемость на практике.

55. Принцип объективности в научном познании. Если понимать объективность знания как наличие в нем элементов знаний об объекте каков он есть на самом деле, «сам по себе», без влияния познавательной системы (человека с экспериментально-теоретическим инструментарием), то этот идеал уходит по мере развития науки. Можно ориентироваться, например, на периодизацию изменениянорм научности знания в тиерминах: классическая наука, неклассическая наука и постнеклассическая наука (соответственно: клас-е, некл-е, постнекл-е научное знание). Наблюдая развитие науки от классического периода к неклассическому периоду, а далее к постнеклассическому периоду, мы видим утрату классического идеала объективного знания. Например, в физике микрочастиц, квантовой механике «наблюдаемую систему» (объект и его окружение) и «наблюдающую систему» (субъект и его инструменты) невозможно разделить ни в экспериментальной ситуации, ни в теоретическом описании.

Здесь знание остается объективным только в смысле, придаваемом этому понятию Кантом как общезначимому знанию, имеющему основания в пределах возможного опыта. Понятие «объективное» у Канта поясняется так: «Таким образом, объективное значение и необходимая всеобщность суть тождественные понятия, и хотя мы не знаем объекта самого по себе, но когда мы придаем суждению всеобщность и через то необходимость, то этим самым придаем ему и объективное значение».

 

56.     Принцип историзма в научном познании

ИСТОРИЗМ — принцип познания вещей и явлений в их становлении и развитии, в органической связи с порождающими их условиями. И. означает такой подход к явлениям, к-рый включает в себя исследование их возникновения и тенденций последующего развития, рассматривает их в аспекте как прошлого, так и будущего. В качестве определенного способа теоретического исследования И. есть фиксация не любого изменения (пусть даже качественного), а такого, в к-ром выражается формирование специфических свойств и связей вещей, определяющих их сущность, своеобразие. И. предполагает признание необратимого и преемственного характера изменений вещей. И. стал одним из важнейших принципов науки, позволивших ей дать объективную картину природы и открыть закономерности ее развития (напр., дарвиновская теория эволюции). Принцип историзма позволяет выявить причинно-следственные связи, проследить определённые тенденции и закономерности, сделать выводы и обобщения.

Важным принципом диалектического метода является принцип историзма, который требует рассматривать объект в его развитии, самодвижении, изменении, т.е. изучать его возникновение, переходы от одних стадий развития к другим вплоть до настоящего времени, с тем, чтобы предсказывать его будущие состояния. Принцип историзма является следствием принципа всеобщего развития. Действительно, если все в мире находится в движении, изменении, то для того чтобы познать то или иное явление, нужно изучить процесс его изменения, его развития.  В.И.Ленин отводит важную роль этому принципу в социальном познании: “Самое надежное в вопросе общественной науки и необходимое для того, чтобы действительно приобрести навык подходить правильно к этому вопросу и не дать затеряться в массе мелочей или громадном разнообразии борющихся мнений, - самое важное, чтобы подойти к этому вопросу с точки зрения научной, это – не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь”.  Принцип историзма не сводится к требованию воспроизвести историю исследуемого объекта в том виде, в каком она является в действительности. Он требует идти дальше и выявлять закономерности смены одних стадий развития объекта другими. Именно выполнение последнего требования позволяет научно объяснить свойства и связи объекта, раскрыть его сущность и предсказывать, с определенной степенью вероятности, его будущее развитие. Принцип историзма в социологии предполагает изучение социальных проблем, институтов, процессов в возникновении, становлении и развитии, постижение специфики соответствующих исторических ситуаций, понимания общих тенденций развития и своеобразия конкретных обстоятельств. Историзм тесно связан с пониманием противоречий как движущих сил изменения сложившихся отношений, которые обнаруживаются во взаимодействии потребностей и интересов соответствующих социальных общностей. Историзм дает возможность извлечь уроки из прошлого опыта самим разработать обоснования современной политики. Используя принцип историзма социология имеет возможность исследовать внутреннюю динамику социальных явлений и процессов, определить уровень и направление развития и объяснить те их особенности, которые обусловлены их исторической связью с другими явлениями и процессами.

57. Проблемная ситуация в научном познании.

Одной из наиболее известных зрелых концепций, представляющих собой актуальную реализацию довольно распространенного понимания науки как некоторой системы , изменяющейся в силу собств имманентной логики является модель роста знания К.Поппера, разработанная им в «Логике научного открытия» и последовательно развиваемое в более поздних работах. Проблема научного открытия является центральной проблемой попперовской эпистемологии , является ядром его концепции, поэтому , анализируя эвристический потенциал логической модели открытия мы преимущественно будем апеллировать именно к этой теории.

Исходные принципы построения попперовской модели научного открытия таковы. В духе своей общей позиции Поппер стремился поставить и решить проблему открытия как проблему логики. В этом смысле жоперовский вариант теории научного открытия представляет собой один из многих вариантов философского поиска «алгоритма творчества» Достигается эта цель путем сознательной целенапр работы по устранению субъекта из процесса исторического мышления.

Фактический, актуальный процесс зарождения, изобретения гипотезы, или теории, в голове некоего индивида, не поддающийся никакой логической кодификации. Реальная сфера мышления как творчества – принципиально внелогическая стихия могущая быть разве что предметом исследования эмпирической психологии. Исходный момент- процесс, посредством которого открываются новые истины, возводятся теоретические системы,- признается принципиально акцидентальным, алогичным, асоциальным. Акт изобретения- игра личного воображения индивида. Исторический процесс возрастания знания лишен какой бы то ни было направленности, тенденций, ритмов. Его закон-случай. Проблемы, имеющие место в мире саморазвивающегося знания, не предполагают никаких объективных закономерностей, делающих возможным их решение. «Разрядка напряженности» в науке, разрешение проблемной ситуации достигается при помощи перебора всевозможных вариантов гипотез, часть которых случайно приводит к цели, т.е. исключительно благодаря методу проб и ошибок. Это заключение, по крайней мере спорно. Разумеется, нет оснований утверждать, что данная теория сформулирована на языке данных понятий, являлась единственно возможной в определенной исторической ситуации. Всякое историческое событие в науке - итог взаимод-ия многих способствующих ему обст-в. Абсолютной неизбежности именно данного хода событий в истории развития научной мысли, исключающие какие бы то ни было иные возможности развития, не сущ-ет: всегда имеется мн-во тенденций, представл-щих собой не только варианты одного и того же порядка, но подчас и против-ые друг  другу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.