Рефераты. Философия

80. Интернет и его роль в информированности общества Одним из важнейших аспектов и проблем информационного общества, стоящих ныне - это массовое психологическое   лияние информации. Почти все ученые, занимающиеся проблемами социологии и политологии, заняты проблемами глобального психологического влияния на громадные массы людей во всем мире. Сейчас разрабатываются различные   формы влияния и возможности манипулирования общественным мнением для формирования политических решений в различных сферах деятельности. Целенаправленные воздействия на общество при помощи информационных средств связи сейчас широко распространены и именно на них основаны почти все аспекты существования современного общества. О компьютерной информационной сети необходимо сказать  особо, так как именно она, в первую очередь, дала   возможность создания некоторого информационного поля и  пространства. Интернет - это фантастическое по своей особенности изобретение, сделанное в 1968 г. для Министерства Обороны США, которое должно было способствовать научным исследованиям в военно-промышленной сфере. Основным условием и главной особенностью этой информационной сети было то, что она должна была быть устойчива к частичным  повреждениям: любая часть сети может исчезнуть в любой момент, при этом никакого ущерба для сети не приносить. При самых различных условиях повреждения в сети должно было быть возможным установить связь между компьютером-источником и компьютером-приемником информации (станцией назначения). Рост и развитие сети Интернет, совершенствование вычислительной и коммуникационной техники идет сейчас подобно тому, как идет размножение и эволюция живых организмов. Именно об этом росте информационных средств писал Вернадский: «Со скоростью, сравнимой скоростью  размножения, выражаемой геометрической прогрессией в ходе времени, создается этим путем в биосфере все растущее множество новых для нее косных природных тел и новых больших природных явлений». «Ход научной  мысли, например, в создании машин, как давно замечено, совершенно аналогичен ходу размножения организмов». Раньше сетью пользовались только исследователи в области информатики, государственные служащие и подрядчики, теперь практически любой желающий может получить доступ  к ней. Теперь существует благоприятная среда для  развития научной работы, популяризации научного знания  на всей планете. Если раньше людей разделяли границы и огромные расстояния, то теперь, возможно, только  языковой барьер. Сейчас сеть Интернет – это мировое сообщество около 30 тысяч компьютерных сетей,  взаимодействующих между собой. По данным статистики, если вообще как-то возможно в этой глобальной информационной сети ее произвести, население Интернет  уже составляет почти 30 миллионов пользователей и около 10 миллионов компьютеров, причем количество узлов полтора года удваивается. Вернадский писал: «Скоро можно будет сделать видными для всех события, происходящие за тысячи километров». </i>

81. Социальная информация и её особенность ИНФОРМАЦИЯ (лат. informatio - разъяснение, изложение, осведомленность) - одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и т.п. Понятие "ин­формация", по Винеру, является обозначением "... содержания, полученного из внешнего мира в про­цессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств...". Т.е. для Винера информация — это знание, имеющее одну ценностную меру по отноше­нию к внешней среде (семантика) и другую ценностную меру по отношению к накопленным получателем знаниям, целям познания (прагматика). Идея, что И. можно рассматривать как нечто самостоятельное, возникла вместе с новой наукой - кибернетикой, доказавшей, что И. имеет непосредственное отношение к процессам управления и познания. И. как философская категория фиксирует не только всеобщие формы бытия, их связи и взаимообусловленность, но и является фактором развития от низшего к высшему в природе, обществе и познании. В связи с этим различают три формы И., соответствующие трем физическим сущностям кибернетических, целенаправленных систем: биологическая И. внутри живых организмов и между ними, машинная И. внутри и между машинами и социальная И. в человеческих сообществах. При всем качественном различии в содержании и формах представления указанные виды информационных процессов изоморфны в структурном отношении, что является объективной предпосылкой создания искусственных информационных систем, реализующих функции памяти, обратной связи, имитации реальных физических, биологических, социальных и иных различных по своей природе процессов и явлений.

82. Перспективы техногенной революции Большие возможности для прогресса цивилизации создаются развернувшейся в мире революцией в науке технике (НТР). Если первая великая революция в производительных силах была связана с возникновением производящей экономики, вторая – с переходом от ручного труда к машинному, то научно - техническая революция знаменует собой переход от машинного производства к автоматизированному и, следовательно, приводит к коренному изменению места человека в производстве. В отличие от производства машинного, создаваемое НТР автоматизированное производство является четырехзвенным, когда к прежним трем звеньям добавляется управляющее устройство. Развитие автоматизированного производства связано с совершенствованием электронно-вычислительных машин, с появление робототехники, гибких автоматизированных систем. Автоматизация вытесняет человека из непосредственного процесса материального производства и меняет его производственные функции. Человек становится «рядом» с производством как его контролер и регулировщик. Использование новых технологий и материалов в различных отраслях общественного производства, автоматизация производственных процессов и интеллектуализация труда, быстрое совершенствование и миниатюризация информационной техники, информатизация производства создают качественно новые производительные силы, способные принципиально изменить весь образ жизни людей на основе огромного роста производительности общественного труда, экономии времени и, следовательно, увеличения свободного времени в обществе, развития творческой деятельности людей. Все это позволяет с полным основанием сказать, что научно-техническая революция - процесс социальный, затрагивающий все стороны общественной жизни, а не только область науки и техники. Но, конечно, научно-технические достижения являются исходными, ибо именно они определяют новые возможности для человеческой деятельности, мощь используемых средств. Социальная природа НТР выражается и в порождаемых ею противоречиях – в неоднозначности ее влияния на природу и общественную жизнь, которое может быть и положительным и отрицательным. Здесь многое зависит от социальных условий ее развития, контроля общества над использованием ее достижений.

 

83. Соотношение естественно-научного и социально-гуманитарного знания ГУМАНИТАРНОЕ и естественно-научное знание в течение долгого времени оказывались разделенными между собой, что нашло яркое выражение в философской мысли XIX п., противопоставлявшей науки о природе наукам о духе. Поэтому пристальный интерес вызывают именно те научные направления, которые способны их объединить, возвратить целостный взгляд на природу, общество и человека. Выдающимися проводниками таких взглядов были В.О. Ключевский, С.М. Соловьев, В.И. Вернадский. Восстановлению этого целостного подхода активно способствует источниковедение - ведь в источниках отражена взаимосвязь биологического и социального в природе человека, запечатлена человеческая деятельность. Биологическое проявляется через социальное, и наоборот. Применение методов источниковедения весьма перспективно в социологии, политологии, истории политических учений, Политология в настоящее время становится необходимым элементом гуманитарных наук и образования. Эта общественная наука изучает политические системы, отношения общества и государства, проблемы власти и лидерства в их реальном взаимодействии, их конкретном функционировании. Интеграция наук становится возможной, когда изучаются реально существующие произведения, объекты культуры, источники, созданные в процессе целенаправленной человеческой деятельности. Разные науки применяют свои методы к единому объекту - источнику, изучая его материал, приданную ему создателем форму, его текст, язык, символику графического изображения и символику текста, особенности содержания. Использование методов социологии, биографики, социальной психологии, философской герменевтики, количественных параметров социальной информации - существенно расширяет и обогащает метод источниковедческого анализа, культурологического синтеза.

 

84. Формирование методологических идей в области гуманитарного знания в рамках философии истории.  Исследователи методологии гуманитарного знания и исторической науки отмечают имеющий принципиальное значение антропоцентричный поворот в гуманитарном знании последних десятилетий XX в. Соответственно меняется теоретико-познавательная, методологическая ситуация гуманитарных наук. Важно, чтобы "появилась новая история, по-современному оснащенная всем необходимым инструментарием, подходами, методами, методологическими ориентациями, наконец, движимая новым духовным состоянием корпорации историков; история, способная проникать в глубины человеческого бытия, улавливать механизмы изменений во всех сферах жизни" Этот поворот к исторической антропологии непосредственно связан с обращением к более полной и более глубокой источниковедческой проблематике. Аналитики зафиксировали обращение к комплексному изучению источников не только в исторической науке, но и в филологии, включая языкознание и литературоведение, в искусствознании, в философии. Расширилась источниковедческая база социальных наук. Данный объективный процесс, развития гуманитарного знания отражает растущие потребности общества в достоверных знаниях о человеке и обществе, в профессионализме гуманитарного источниковедческого образования.

86. Основные особенности социального познания  К социальному познанию относятся знание об обществе, людях, их деятельности, культуре. Существуют различные типы социального знания: социально экономическое знание, социально-гуманитарное знание, социально-философское знание. Социально-экономическое знание предполагает такое описание социальных процессов, при котором внимание сосредотачивается на объективном начале общества, объективных закономерностях и детерминантах. Социально-гуманитарное знание отображает мотивационно-смысловые, ценностные факторы и целевые зависимости, которые являются ключом к открытию субъективного мира человека. Философию прежде всего интересует отношение объекта и субъекта с точки зрения общих предпосылок.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.