Рефераты. Философия

85.              Формирование методологических идей в области гуманитарного знания в рамках самих социально-гуманитарных наук.

86.              Основные особенности социального познания.

87.              Новая парадигма социальной методологии.

88.              Взаимодействие объект и субъект в социальном познании.

89.              Отличительные черты методов социального познание.

90.              Проблема истины в социальном познании.

91.             Классическая картина мира.

92.             Неклассическая картина мира.

93.             Постнеклассическая картина мира.

94.             Фундаментальные открытия в физике в ХХ веке.

95.             Фундаментальные открытия в астрономии в ХХ веке.

96.             Фундаментальные открытия в биологии в ХХ веке.

97.             Фундаментальные открытия в  химии в ХХ веке.

98.             Принцип относительности в классической механике.

99.              Специальная теория относительности.

100.          Общая теория относительности.

101.          Стандартная модель эволюции Вселенной. (теория Большого взрыва)

102.          Красное смещение, его сущность и значение.

103.                Раздувающаяся Вселенная и развитие пространственно-временной структуры мира.

104.          Развитие пространственно-временной структуры микромира.

105.          Развитие пространственно-временной структуры макромира.

106.          Развитие пространственно-временной структуры мегомира.

107.          Философское значение взаимопревращаемости микро-макро и мегамиров.

108.          Физическое пространство и время.

109.          Химическое пространство и время.

110.          Биологическое пространство и время.

111.          Социальное пространство и время.

112.          Психологическое пространство и время.

113.          Концептуальное пространство и время.

114.          Чёрная дыра, её происхождение и сущность

115.          Учение В.И.Вернадского о биосфере.

116.          Концепция В.И.Вернадского о ноосфере.

117.          Тейяр де Шарден о ноосфере.

118.          И.Дарвин-основоположник теории эволюции.

119.          Синтетическая теория эволюции.

120.          Гипотеза Геи-Земли.

121.          Концепция коэволюции. Природы и общества.

122.          Современные представления о сущности жизни.

123.          Путь к клонированию. Клонирование: за и против.

124.          Генная-инженерная и её перспективы.

125.          Геннокультурная коэволюция.

126.          Философские проблемы современной химии.

127.          Молекулярная нанотехнология, перспективы развития и проблемы.

128.          Философское значение периодической системы Д.И.Менделеева.

129.          Принцип универсального эволюционизма в науке.

130.          Бионика, её основные проблемы и задачи.

131.          Принцип целесообразности в живой природе.

132.          Биоцентризм, антропоцентризм, витацентризм.

133.                Самоорганизация как основа эволюции.

134.                Виртуальная реальность.

135.                Эвристическое мышление.

136.                Идея космизма в философии.

137.                Биоэтика, её основные проблемы и задачи.

138.                Биотехнология, её основные проблемы и задачи.

139.                Понятия «живое вещество» и «косное вещество» (по В.И.Вернадскому).

140.                Основные принципы эволюции живого вещества в биосфере (по В.И.Вернадскому).

141.                Значение геологической теории Лайеля в развитии диалектических воззрений на природу.

142.                Геологическая форма движения, её специфика и соотношение с другими формами движения.

143.                Теория катастроф Кювье.

144.                Философское значение идей В.И.Вернадского о биогеохимическом процессе.

145.                Роль математики в развитии естествознания.

146.         Роль практики в развитии математики.

147.         Философское значение неевклидовой геометрии.

148.         Соотношение философских и математических методов в познании.

149.         Понятие многомерного пространства в математике как философская проблема.

150.         Географический детерминизм и его методологическая оценка.

151.         География и экология.

152.         Экологический кризис и пути выхода из него.

153.         Проблема войны и мира.

154.         Проблема преодоления отсталости.

155.         Демографическая проблема.

156.         Продовольственная проблма.

157.         Проблема освоения космоса.

158.         Проблема освоения мирового океана.

159.         Проблема сырья.

160.         Экологический императив и его значения для защиты окружаюей среды

161.         Глобалистика: сторонники и противники.

162.         Гуманизация как одна из главных проблем глобалистики.

163.         Проблема гуманизации естественных знаний.

164.         Проблема гуманизации технических наук.

165.        Особенности глобализации естественных и технических наук.

1. Понятие науки, науч-го знания. Ориентируясь на сложившееся к сегод-ему дню поним-е науки как объекта исслед-я, т.е. науки о науке, или рефлексии науки, или самосозн-я науки, или филос-ии науки м. выделить след-щие подходы к исслед-ю и поним-ю предмета «науки» или «научного познания мира». Наука станов-я человеч-ой кул-ры м. рассмат-ся как: 1. наука знание, 2. наука деят-сть, 3. наука институт. При более подробной харак-стики это: наука как с-ма знаний о мире (Вселенной, общ-ве, чел-ке), наука как человеч. деят-сть по получ-ю новых знаний, наука как одна из организац-ных форм (инст-т) функц-я общ-ва, гос-ва. Функцион-е науки как с-мы уже получ-ого знания заним-ся сама наука. Именно в сфере науки происх-т получ-е, отбор, системат-ция, обобщ-е, популяризация науч. знаний и представл-й их на общее или дальнейшее внутреннее использ-е. В 1-ом случае знание использ-ся в материально-практич. жизни или в дух-ном обогащ-ии, во 2-ом для постановки и формир-я новых науч. исслед-й. Исслед-ем науки, направленной на познание мира (природы и духа, материального и идеального) заним-ся филос-ая теория позн-я, методол-я и логика науки. Для простоты и ясности поним-я науки как формал-го соц-ого учрежд-я (инст-та), к-ое организ-но оформляет(м. сказать, формализует) естес-но складывающиеся сообщ-во ученых (м. сказать, «естеств-ый организм»), нужно иметь в виду, что науке как «инст-ту» и науке как «сообщ-ву» присущи все харак-ые черты «гос-ва» и «соц-х групп». В 1-ом случае мы имеем с-му учрежд-й и организ-ных форм: с-мы управ-я, иерархии, орг-ции, правового регулир-я, средств произв-ва. Во 2-ом случае мы м. увидеть в сообщ-ве ученых типич. черты любого челов-ого сообщ-ва. В научном сообщ-ве живут и работают люди. В этом сообществе адептов истины есть и «генераторы идей», и простые исполнители, есть рабы и господа, есть и обще принятая этика и протокол официальных отношений, есть нормы и идеалы научного познания. Наконец, в научном сообществе есть , просто говоря , не только умные, и дураки. Есть много определений понятий «наука» и «научное знание», в которых выделяются не всегда одни и те же родовые и видовые признаки . Что касается «родовой принадлежности» науки, то здесь сходимости в различных определения больше, чем в определениях ее видовых признаков: как правило, наука рассматривается как составная часть чел-ой культуры, цивилизации, как реализация основного видового признака человека, наделенного разумом.(Homo sapiens- Человек разумный).В начале приведем устоявшееся определение, введенные в справочные издания.В «Философском энциклопедическом словаре» 1983г. издания дано следующие определение понятия «наука»: «Наука – сфера чел-кой деят-ти, функцией которой яв-ся выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности. В ходе исторического развития науки превращается в производительную силу общества и важнейший соц. институт. Понятие «наука» включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности- сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Термин «наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания». В «Краткой философской энциклопедии » 1994г. издания приводится схожее определение: «Наука (греч.episteme, лат. scientia) - сфера чел-ой деятельности, ф-цией которой явл-ся выработка и теоретическая схематизация объективных знаний о действительности; отрасль культуры, которая существовала не во все времена и не у всех народов. Родоначальниками науки как отрасли культуры, выполняющей самостоятельную ф-ию, были греки, затем ее в качестве особого идеала культурной жизни европейским народам. Наука образует сущность чел-го знания». Рассмотрим в связи с этим некоторые известные дефиниции понятий «наука» и «научных знаний», даваемые известными мыслителями. Вполне понятно, что, выделяя характерные признаки научности знаний, мы одно временно решаем вопрос и об отнесении той или иной деятельности к научным и ненаучным сферам, смотря по тому, какого рода знания получаются в результате соотвес-щей деят-ти. Основным признаком научности знаний и науки И. Кант считал с-матичность. По Канту – научные знания - это знания, представ-щие собой обяз-но с-му согласно «архитектонике» чистого разума. Особенно ясно эти мысли выражены в разделе «Трансцендентальные учение о методе» в  «Критике чистого разума». Важно, что во всех определениях Канта науки выделяемым инвариантом явл-ся ее систем-сти. Что касается идеала научности знаний то для Канта –это была мат-ка. С точки зрения деятельностного подхода мы на основании проведенного анализа содерж-е понятие «наука» м. предложить след-щее кратное опред-е: Наука - целенаправленная познавательная деят-сть вырабатывающая с-мное знание на основании осознанных познавательных методов.  

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.