85. Формирование методологических идей в области гуманитарного знания в рамках самих социально-гуманитарных наук.
86. Основные особенности социального познания.
87. Новая парадигма социальной методологии.
88. Взаимодействие объект и субъект в социальном познании.
89. Отличительные черты методов социального познание.
90. Проблема истины в социальном познании.
91. Классическая картина мира.
92. Неклассическая картина мира.
93. Постнеклассическая картина мира.
94. Фундаментальные открытия в физике в ХХ веке.
95. Фундаментальные открытия в астрономии в ХХ веке.
96. Фундаментальные открытия в биологии в ХХ веке.
97. Фундаментальные открытия в химии в ХХ веке.
98. Принцип относительности в классической механике.
99. Специальная теория относительности.
100. Общая теория относительности.
101. Стандартная модель эволюции Вселенной. (теория Большого взрыва)
102. Красное смещение, его сущность и значение.
103. Раздувающаяся Вселенная и развитие пространственно-временной структуры мира.
104. Развитие пространственно-временной структуры микромира.
105. Развитие пространственно-временной структуры макромира.
106. Развитие пространственно-временной структуры мегомира.
107. Философское значение взаимопревращаемости микро-макро и мегамиров.
108. Физическое пространство и время.
109. Химическое пространство и время.
110. Биологическое пространство и время.
111. Социальное пространство и время.
112. Психологическое пространство и время.
113. Концептуальное пространство и время.
114. Чёрная дыра, её происхождение и сущность
115. Учение В.И.Вернадского о биосфере.
116. Концепция В.И.Вернадского о ноосфере.
117. Тейяр де Шарден о ноосфере.
118. И.Дарвин-основоположник теории эволюции.
119. Синтетическая теория эволюции.
120. Гипотеза Геи-Земли.
121. Концепция коэволюции. Природы и общества.
122. Современные представления о сущности жизни.
123. Путь к клонированию. Клонирование: за и против.
124. Генная-инженерная и её перспективы.
125. Геннокультурная коэволюция.
126. Философские проблемы современной химии.
127. Молекулярная нанотехнология, перспективы развития и проблемы.
128. Философское значение периодической системы Д.И.Менделеева.
129. Принцип универсального эволюционизма в науке.
130. Бионика, её основные проблемы и задачи.
131. Принцип целесообразности в живой природе.
132. Биоцентризм, антропоцентризм, витацентризм.
133. Самоорганизация как основа эволюции.
134. Виртуальная реальность.
135. Эвристическое мышление.
136. Идея космизма в философии.
137. Биоэтика, её основные проблемы и задачи.
138. Биотехнология, её основные проблемы и задачи.
139. Понятия «живое вещество» и «косное вещество» (по В.И.Вернадскому).
140. Основные принципы эволюции живого вещества в биосфере (по В.И.Вернадскому).
141. Значение геологической теории Лайеля в развитии диалектических воззрений на природу.
142. Геологическая форма движения, её специфика и соотношение с другими формами движения.
143. Теория катастроф Кювье.
144. Философское значение идей В.И.Вернадского о биогеохимическом процессе.
145. Роль математики в развитии естествознания.
146. Роль практики в развитии математики.
147. Философское значение неевклидовой геометрии.
148. Соотношение философских и математических методов в познании.
149. Понятие многомерного пространства в математике как философская проблема.
150. Географический детерминизм и его методологическая оценка.
151. География и экология.
152. Экологический кризис и пути выхода из него.
153. Проблема войны и мира.
154. Проблема преодоления отсталости.
155. Демографическая проблема.
156. Продовольственная проблма.
157. Проблема освоения космоса.
158. Проблема освоения мирового океана.
159. Проблема сырья.
160. Экологический императив и его значения для защиты окружаюей среды
161. Глобалистика: сторонники и противники.
162. Гуманизация как одна из главных проблем глобалистики.
163. Проблема гуманизации естественных знаний.
164. Проблема гуманизации технических наук.
165. Особенности глобализации естественных и технических наук.
1. Понятие науки, науч-го знания. Ориентируясь на сложившееся к сегод-ему дню поним-е науки как объекта исслед-я, т.е. науки о науке, или рефлексии науки, или самосозн-я науки, или филос-ии науки м. выделить след-щие подходы к исслед-ю и поним-ю предмета «науки» или «научного познания мира». Наука станов-я человеч-ой кул-ры м. рассмат-ся как: 1. наука знание, 2. наука деят-сть, 3. наука институт. При более подробной харак-стики это: наука как с-ма знаний о мире (Вселенной, общ-ве, чел-ке), наука как человеч. деят-сть по получ-ю новых знаний, наука как одна из организац-ных форм (инст-т) функц-я общ-ва, гос-ва. Функцион-е науки как с-мы уже получ-ого знания заним-ся сама наука. Именно в сфере науки происх-т получ-е, отбор, системат-ция, обобщ-е, популяризация науч. знаний и представл-й их на общее или дальнейшее внутреннее использ-е. В 1-ом случае знание использ-ся в материально-практич. жизни или в дух-ном обогащ-ии, во 2-ом для постановки и формир-я новых науч. исслед-й. Исслед-ем науки, направленной на познание мира (природы и духа, материального и идеального) заним-ся филос-ая теория позн-я, методол-я и логика науки. Для простоты и ясности поним-я науки как формал-го соц-ого учрежд-я (инст-та), к-ое организ-но оформляет(м. сказать, формализует) естес-но складывающиеся сообщ-во ученых (м. сказать, «естеств-ый организм»), нужно иметь в виду, что науке как «инст-ту» и науке как «сообщ-ву» присущи все харак-ые черты «гос-ва» и «соц-х групп». В 1-ом случае мы имеем с-му учрежд-й и организ-ных форм: с-мы управ-я, иерархии, орг-ции, правового регулир-я, средств произв-ва. Во 2-ом случае мы м. увидеть в сообщ-ве ученых типич. черты любого челов-ого сообщ-ва. В научном сообщ-ве живут и работают люди. В этом сообществе адептов истины есть и «генераторы идей», и простые исполнители, есть рабы и господа, есть и обще принятая этика и протокол официальных отношений, есть нормы и идеалы научного познания. Наконец, в научном сообществе есть , просто говоря , не только умные, и дураки. Есть много определений понятий «наука» и «научное знание», в которых выделяются не всегда одни и те же родовые и видовые признаки . Что касается «родовой принадлежности» науки, то здесь сходимости в различных определения больше, чем в определениях ее видовых признаков: как правило, наука рассматривается как составная часть чел-ой культуры, цивилизации, как реализация основного видового признака человека, наделенного разумом.(Homo sapiens- Человек разумный).В начале приведем устоявшееся определение, введенные в справочные издания.В «Философском энциклопедическом словаре» 1983г. издания дано следующие определение понятия «наука»: «Наука – сфера чел-кой деят-ти, функцией которой яв-ся выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности. В ходе исторического развития науки превращается в производительную силу общества и важнейший соц. институт. Понятие «наука» включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности- сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Термин «наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания». В «Краткой философской энциклопедии » 1994г. издания приводится схожее определение: «Наука (греч.episteme, лат. scientia) - сфера чел-ой деятельности, ф-цией которой явл-ся выработка и теоретическая схематизация объективных знаний о действительности; отрасль культуры, которая существовала не во все времена и не у всех народов. Родоначальниками науки как отрасли культуры, выполняющей самостоятельную ф-ию, были греки, затем ее в качестве особого идеала культурной жизни европейским народам. Наука образует сущность чел-го знания». Рассмотрим в связи с этим некоторые известные дефиниции понятий «наука» и «научных знаний», даваемые известными мыслителями. Вполне понятно, что, выделяя характерные признаки научности знаний, мы одно временно решаем вопрос и об отнесении той или иной деятельности к научным и ненаучным сферам, смотря по тому, какого рода знания получаются в результате соотвес-щей деят-ти. Основным признаком научности знаний и науки И. Кант считал с-матичность. По Канту – научные знания - это знания, представ-щие собой обяз-но с-му согласно «архитектонике» чистого разума. Особенно ясно эти мысли выражены в разделе «Трансцендентальные учение о методе» в «Критике чистого разума». Важно, что во всех определениях Канта науки выделяемым инвариантом явл-ся ее систем-сти. Что касается идеала научности знаний то для Канта –это была мат-ка. С точки зрения деятельностного подхода мы на основании проведенного анализа содерж-е понятие «наука» м. предложить след-щее кратное опред-е: Наука - целенаправленная познавательная деят-сть вырабатывающая с-мное знание на основании осознанных познавательных методов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28