Рефераты. Правовое обеспечение процедуры банкротства в Украине

звено. Только исходя из фрагментарной оценки горизонтальных отношений

(между кредиторами и должником), В.В. Джунь приходит к выводу, что

инструментарий института несостоятельности традиционно соединял

цивилистические методы и элементы императивного обязывания. По методологии

влияния на субъектов правоотношений В.В. Джунь считает, что институт

несостоятельности следует рассматривать как подотрасль хозяйственного

права. Почему подотрасль права и почему хозяйственного права, В.В. Джунь не

обосновал. Приведенный аргумент в виде цивилистического метода и элементы

императивного обязывания присущи любой отрасли права, в том числе

гражданского, административного, трудового, финансового и т.д.

Для более ясной картины необходимо охарактеризовать особенность метода

хозяйственного права.

В.В. Лаптев выделил три метода правового регулирования, которые использует

хозяйственное право. Это метод обязательных предписаний, метод автономных

решений и метод рекомендаций. Ведущее место среди этих методов занимает

метод обязательных предписаний, обеспечивающий проведение в жизнь

централизованного начала в руководстве экономикой. Использование в одной

отрасли права нескольких методов регулирования дает возможность активно

воздействовать на организацию общественных отношений.

И. Г. Побирченко, также как и В.В. Лаптев, указывал на используемые

хозяйственным правом три метода правового регулирования. При этом он

подчеркивал, что в хозяйственных отношениях безусловное равенство субъектов

необязательно. Несмотря на субординационное структурное построение, связь

между субъектами хозяйственных отношений может не носить характер

подчинения.

Регулирование хозяйственных отношений несколькими связанными между собой

методами — это естественный процесс, так как классических методов как в

гражданском (равенство сторон) и административном праве (власть и

подчинение) не имеет ни одна отрасль права.

Но такие методы имели место, когда экономика СССР носила плановый характер

и развивалась с помощью административных рычагов.

В период становления рыночных отношений в экономике государств бывшего СССР

изменился взгляд на методы правового регулирования хозяйственных отношений.

В этой связи, как правильно заметил В.С. Мартемьянов, способы

регулирования, применяемые в сфере экономики, взаимосвязаны и составляют

нерасторжимое единство. Усиление одной черты за счет другой, проводимое при

перестройке хозяйственного механизма, не разрушает этого единства. Широкое

дозволение самостоятельности действий субъектов хозяйствования взамен

мелочной их регламентации и применения диспозитивных начал в выборе

поведения не устраняет властных импульсов государства там, где публичный

интерес делает необходимым его властное воздействие.

В.С. Щербина считает, что поскольку хозяйственное право — это комплексная

отрасль права, то в нем действуют три (а не один, как в некомплексных

отраслях) основных метода правового регулирования.

Так, метод автономных решений основывается на том, что предприниматели

имеют право по собственной инициативе принимать любые решения, которые не

противоречат законодательству.

Метод властных предписаний (требований законов и указаний компетентных

органов, обязательных для субъектов хозяйственных отношений). Здесь

деятельность (поведение) субъектов подчиняется обязательным моделям

правоотношений, определенных законодательством.

Метод рекомендаций. Суть его сводится к тому, что государство регулирует

поведение субъектов хозяйственных отношений путем рекомендованных моделей

соответствующих правоотношений.

Г.Л. Знаменский различает только один метод хозяйственно-правового

регулирования. Он называет его общественно-хозяйственным порядком. Правовой

и экономический смысл хозяйственно-правового метода заключается, по мнению

Г.Л. Знаменского, в создании равных стартовых возможностей субъектам

хозяйствования! Посредством этого метода горизонтальные и вертикальные

правоотношения "настраиваются" таким образом, чтобы интересы признавались и

удовлетворялись, но вместе с тем следовали общественным (публичным)

интересам. Метод хозяйственно-правового регулирования делает принципиально

однородными связи в горизонтальных и вертикальных аспектах хозяйствования.

Вертикальные отношения строятся не на подчинении одной стороны другой, а на

взаимных обязательствах, таких же, какие возникают в отношениях по

горизонтали — каждая из сторон получает и права, и обязанности.

Выбор метода правового регулирования той или иной отрасли (подотрасли)

зависит от целей и задач, которые ставит перед собой такая отрасль

(подотрасль) права. В основе целей и задач отрасли права лежит интерес:

частный, публичный — в общем или конкретный интерес в виде достижения

определенного результата. То есть, с одной стороны, — то, к чему стремятся

субъекты права, а с другой — правовое регулирование.

В отношениях несостоятельности интерес является публичным, направленным на

восстановление платежеспособности должника и сохранение хозяйствующего

субъекта. Это основная цель правового регулирования отношений

несостоятельности. Другая цель — ликвидация хозяйствующего субъекта в

случае невозможности его реанимировать с минимальными потерями в

экономической, социальной, экологической и даже политической сферах. Две

эти цели являются основополагающими составными частями публичного интереса

отношений несостоятельности.

В отличие от других хозяйственных отношений, отношения несостоятельности

соединяют в себе различные полярные интересы: кредиторов, должника,

инвестора, государства и т.д. Даже среди кредиторов такой спектр разности

интересов, что без специальных механизмов воздействия это приведет к хаосу

экономических отношений. Поэтому задача состоит в фокусировке всего спектра

интересов субъектов по горизонтали и по вертикали отношений

несостоятельности. При помощи специальных способов и приемов правового

воздействия на участников отношений несостоятельности необходимо соединить

все интересы субъектов (частный, государственный, групповой, хозяйственный)

и создать один общий интерес — сохранение хозяйствующего субъекта. Если

игнорировать частный интерес, то теряют смысл отношения несостоятельности.

В этом случае государство устанавливает запрет на банкротство. Если дать

свободу частному интересу, то страдает экономика и сами кредиторы.

Как справедливо заметил еще 150 лет назад российский цивилист Д.И. Мейер,

каждое имущество в государстве, хотя и представляется господству одного

лица, все-таки может и должно служить целям государства, а так как цели и

интересы государства выше интересов отдельных лиц, то права их на имущество

могут быть ограничены, насколько того требуют общественные интересы.

Однако частный интерес не исчезает в едином (общем) интересе. Напротив, он

сохраняется и учитывается как мнение сообщества кредиторов в регулировании

отношений несостоятельности. В то же время частный интерес так же, как

интересы других субъектов, в том числе государства, подчинен интересам

общим — сохранению хозяйствующего субъекта. Значит, нужны оба способа

правового воздействия для достижения общего интереса. Как только появляется

общий интерес, сразу же включается механизм отношений несостоятельности и

горизонтальные, и вертикальные отношения начинают работать на полную мощь.

Поэтому методы правового регулирования должны соответствовать характеру

цели (интересу) общественных отношений.

Как видно из содержания цели правового регулирования отношений

несостоятельности, в основе лежит общий, а значит, публичный интерес. И

здесь характерно, по мнению С.С. Алексеева, централизованное правовое

регулирование с превалированием обязывания и запрещения. Однако приоритет

отдается в отношениях несостоятельности такому способу (средству) правового

регулирования, как позитивное обязывание. При помощи такого средства

правового регулирования регламентируется поведение субъектов отношений

несостоятельности как по горизонтали, так и по вертикали. Для позитивных

обязываний характерно своего рода "новое обременение": лицам предписывается

совершить то, что они, быть может (если бы не было такого обременения), и

не совершили или совершили бы не так, не в том объеме.

Этот способ регулирования с юридической стороны выражается в возложении на

лиц юридических обязанностей активного содержания, то есть в обязанностях

построить свое активное поведение так, как это предусмотрено в юридических

нормах.

Такой способ правового регулирования содержится в таком методе

хозяйственного права, как властные предписания. Особенность метода властных

предписаний в регулировании отношений несостоятельности состоит в том, что

способ позитивного обязывания поглощает юридические запреты. Запреты есть в

любой отрасли или подотрасли права. Однако в методе властных предписаний

правовые средства в основном нацелены на позитивные обязывания, а сами

запреты, если они имеются, выступают как вспомогательные средства для

доминирующего способа правового регулирования.

Наряду с общим интересом в отношениях несостоятельности опосредованно

учитывается частный интерес. И здесь должен действовать метод автономных

решений. Задача первого (основного) метода властных предписаний состоит в

создании всех благоприятных условий для сохранения хозяйствующего субъекта

путем восстановления платежеспособности. Второй дополнительный метод

осуществляет точную настройку такого механизма путем выбора способов (мер)

для реализации главной цели.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.