В Армении построят казачью станицу и пригласят туда казаков из России
29 сентября в станице Платнировская (Кореновский район Краснодарского края) состоялись торжества, посвященные ратной доблести кубанских казаков в годы Первой мировой войны. В торжествах приняли участие председатель Регионального отделения Союза армян России Краснодарского края Размик Геворгян, его заместители Вячеслав Микаэлян и Вартан Вартанян, гости из Армении – президент международного армяно-казачьего объединения (МАКО) казачий генерал-лейтенант (главный атаман) Карапет Задоян, его первый заместитель казачий генерал-майор (начальник главного штаба) Нвер Торосян и Михаил Григорян - командующий объединенной армяно-казачьей группы войск на территории Армении.
В рамках мероприятия состоялись панихида по казакам, погибшим в I Мировую, торжественное построение казаков, выступление творческих коллективов, а также открытие мемориальных досок Георгиевским кавалерам Первой Мировой и героям Великой Отечественной войны в Свято-Троицком храме станицы Платнировской, от стен которого казаки уходили на фронт. Мемориальные доски были изготовленные специально к празднеству: на черном мраморе высечены имена всех, кто не вернулся из боя.
На торжественном митинге выступили руководители местной администрации, депутаты районного и поселкового советов, представители казачества, православного духовенства, а также армянских организаций Краснодара, Кореновска, гости из Армении.
Председатель регионального отделения САР Краснодарского края Размик Геворгян торжественно вручил атаману кубанских казаков картину с изображением Арарата и ковер, подчеркнув, что только подобные встречи и культурный диалог между представителями двух народов – казачеством и армянством края и Республики Армения - поможет сохранить и укрепить мир и взаимопонимание на благодатной земле Кубани.
Атаман Кореновского отдела Кубанского Казачьего Войска Михаил Тимченко в своем выступлении особо остановился на традициях дружбы между казачеством и армянским народом, отметив, что его деды — казаки, воевали против Турции, защищая армян в Западной Армении.
В апреле 1999 года в Ереване была создана общественная организация – Международное армяно-казачье общество (МАКО). Когда активисты этого движения только начинали свою деятельность, для кубанцев это звучало несколько неожиданно – ну, какие в Армении сегодня могут быть казаки! Спустя несколько лет к гостям из Еревана, приезжающим на самые значимые казачьи мероприятия, на Кубани привыкли. Конечно – казаки! Ну, не кубанские, армянские, главное – чтобы дух казачий был, традиции соблюдали казачьи, да веры христианской не утратили. А гостям, с добром пришедшим, на кубанской земле всегда рады.
О работе МАКО читателям нашей газеты мы попросили рассказать первого заместителя президента МАКО казачьего генерал-майора (начальника главного штаба) Нвера ТОРОСЯНА.
- Нвер Суренович, как и почему вообще родилась идея создать такое общественное объединение в Армении?
- К сожалению, повод к созданию армяно-казачьего объединения, был нехороший. Пока в начале 90-х Армения решала задачи обороны своей государственности, пока в начале 90-х шла Карабахская война, в России начался процесс возрождения казачества.
Как Вы помните, в 1991 году Ельцин подписал Закон «О реабилитации репрессированных народов». В 1992 г. вышло Постановление Верховного совета РФ от 16 июля О реабилитации казачества.
Когда это началось, в ряды казаков в Краснодарском крае попали, мягко говоря, люди, которые не столько хотели возрождать свои казачьи традиции, сколько преследовали популистские цели. Они понятия не имели, кто такие казаки и решали свои «шкурные» вопросы. Были среди тех «казаков» и откровенно уголовные криминальные элементы. Этой ситуацией воспользовались некоторые спецслужбы иностранных государств. В Интернете появилась статья – какая-то казачья община в Азербайджане пыталась доказать всему миру, что, дескать, в Азербайджане «возрождается» казачество. Выяснилось, что некий Виктор Мережкин, наскоро сколотивший «казачье землячество» в Баку, выдвинул тезис, что «армяне - враги казачества, казаки - враги армян», и постоянно озвучивая его не только в СМИ, но и в поездках на Кубань и другие южные регионы России. По его утверждению, на стороне азербайджанцев в Карабахе отважно сражались отряды казаков, и они, мол, вновь готовы освободить «захваченные армянами районы», если к этому призовет азербайджанский народ. Мы знаем, сколько ушатов грязи и подстрекательства по отношению к армянам юга России влили азербайджанские эмиссары.
Извините, но любой человек мало-мальски знакомый с историей казачества, помнит о том, что в казаки принимали всех, но первым и главным условием был вопрос о вере. «А ну перекрестись!» - говорил атаман вступающему в казачьи ряды. Это говорит о том, что казак должен был быть христианской веры. Конечно, были и представители мусульманских народов, но обязательно они должны были принять христианство. То есть, в Азербайджане - в агрессивной мусульманской стране, - казачества не было и не могло быть в принципе.
То есть, информация была даже не столько ложью, сколько грязным политическим ходом, преследующим своей целью создать напряженную межнациональную обстановку – прежде всего, в России, на Северном Кавказе, на Кубани. Для этих целей азербайджанские и турецкие спецслужбы отвели 7 млн. долларов США – еще в то время. И все это время продолжались провокации. То есть, начали с того края, где исконно проживают казаки.
В то время в Армении была создана специальная комиссия, которая должна была вернуть призывников в армянскую армию. Ведь тогда о том, что будет перемирие, мы не думали – Армения, со всех сторон окруженная мусульманскими государствами, находилась в состоянии войны. Российские военные формирования стали покидать Армению, между нашими государствами не было на тот момент никаких стратегических договоренностей.
В 1994 г. Карапет Задоян – нынешний президент МАКО - по поручению министра Республики Армения прибыл в Краснодар, чтобы вернуть призывников в Армению, и увидел ситуацию, сложившуюся на Кубани по отношению к армянскому населению..
В это время я тоже приезжал по вопросам обеспечения армянской армии обороны в Краснодар. Мы встретились здесь с Задояном и подняли этот вопрос. В то время возглавлял казачество до Громова “атаман” Коваленко. Как-то я спросил у одного человека, представившегося мне казаком, что такое казачество. На такой простой вопрос «казак», у которого была сабля, разрешение на ношение оружие, форма – не мог ответить, зато был очень горд тем, что он казак. Я тогда ему дал историческую справку, что в казаки принимали, в первую очередь, тех, кто мог перекреститься, что казаками были люди разных национальностей, в том числе и армяне. Еще в начале XIX века родовые казаки, направленные для охраны границ с Турцией и Персией, проходящих по Армении, приглашали на службу и местных - приписных казаков. Потомственным казаком был, в частности, Михаил Лорис-Меликов, организовавший затем Ереванский казачий полк, разбивший турок в Ардагане, Карсе, благодаря чему эти крепости вместе с Баязетом и Батуми отошли к России.
Я рад, что сейчас в казачестве есть историки, которые не только владеют информацией, распространяют знания о казачестве, но и ведут большую работу по истинному его возрождению.
По приезду в Армению мы создали и зарегистрировали в Минюсте общественное казачье объединение – Международное армяно-казачье объединение», потому что считаю, что народы должны договариваться, дружить и сотрудничать на уровне общественности, а не госструктур. Теперь мы приезжаем на Кубань практически каждый год, принимаем участие в казачьих торжественных мероприятиях, и сейчас в этом вопросе у нас с кубанским казачеством и с его руководством больше взаимопонимания. Наши соотечественники в Армении сегодня так же много делают для тех русских, которые проживают в Армении.
В 1999 году были установлены деловые отношения с казачьими организациями России, в августе того же года установлены деловые отношения с Украинским казачеством, казачеством Ростовской области, Волгограда и другими казачьими формированиями. А в первой половине 2002 года было заключено соглашение о сотрудничестве с Донским казачеством, установлены контакты с атаманами дальнего зарубежья, с организациями и деятелями других стран с целью развития и укрепления взаимного доверия между народами.
- Сколько в Армении проживает на сегодняшний день казаков?
- Казачья община насчитывает порядка 5000 членов общества, 850 из них – имеют армяно-русские и армяно-украинские корни. Есть российские военнослужащие, которые так же входят в наше общество. Мы все время присутствуем при принятии присяги в воинской части и на других мероприятиях, делаем все для того, чтобы русские чувствовали себя в Армении так же, как у себя на родине. Казаки проживают в Армении в селах Привольное, Михайловка, Николаевка, в городах Ташир (Воронцовка), Ванадзор и Степанаван.
- Знаю, что многое уже сделано вашей организацией, - что в планах на будущее?
- Действительно, сегодня большая работа сделана, и мы хотим, чтобы казаков на территории Армении было еще больше. Армения – единственная страна, где сегодня стоит памятник первому казаку - рядом с российской войсковой частью. Это сделано нашим народом от души, там постоянно свежие цветы и народ Армении относится к этому очень доброжелательно.
Мы сейчас проводим работу по восстановлению всех российских памятников на территории Армении, приводим в порядок православные церкви и храмы. Недавно мы договорились с российскими пограничниками, что на границе с Турцией, в Гюмри, 22 застава будет только казачьей. Она с 1856 года была казачья, сейчас она действующая, но мы хотим, чтоб службу там и сегодня несли только казаки.
Есть еще грандиозный план, который, конечно, требует больших средств, но мы уже его начали реализовывать. Мы создаем сейчас этническую казачью станицу, под которую муниципалитетом для этого выделено 10 га земли.
Хотим пригласить туда потомков тех казаков, которые некогда покинули Армению, - чтобы там они жили в своей станице со своим укладом. Кроме домов и православной церкви там будет построен клуб, школа, - все, как в обычной казачьей станице. Казаки, проживая компактно, будут обеспечены землей, имуществом, конем и личным оружием.
- А есть ли желающие жить там?
- Хочу сказать, что первые желающие уже есть. Не удивляйтесь, но они хотят туда переехать из Москвы. Для начала их даже больше, чем мы сейчас можем принять. Кроме того, люди, которые в свое время служили в Ереване, а затем уехали в Москву, вновь хотят вернуться в Ереван.
- Какие основные задачи сейчас стоят перед казаками Армении и как складываются отношения с властью?
- Задачи деятельности наших казаков сводятся, прежде всего, к служению Отечеству, стабилизации экономической и социальной обстановки в республике, возрождению сельского хозяйства, сохранению и восстановлению храмов, воспитанию подрастающего поколения. Казаки активно поддерживают меры, принимаемые Президентом РА по усилению вертикали государственной власти, в борьбе с международным терроризмом и коррупцией, укреплению экономических и общественных связей с Россией.
Наше Казачье объединение исповедует Православную веру, хранит многовековые традиции казачьего братства: честь и достоинство казака, уважительные отношения к старикам и старшим по возрасту. Казаки так же заботятся о подрастающем поколении, принимают активное участие в военно-патриотическом воспитании молодежи, в подготовке призывников к службе в Вооруженных Силах РА, Внутренних войсках МВД, Федеральной пограничной службе, МЧС и других воинских формированиях.
Нам оказывают поддержку в работе как федеральные, так и местные органы власти, что позволяет организации решать комплекс вопросов, связанных с возрождением и становлением казачества на территории Республики Армения.
//Алена САРКИСОВА, фото Левона ГРИГОРЯНА
Официальный сайт Международного армяно-казачьего объединения (МАКО)
Оставить комментарий
Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.