показать карту Армении
Апшеронский район Туапсе Сочи Темрюкский район Новороссийск Крымский район Геленджик Абинский район Анапский район Кущевский район Ленинградский район Щербиновский район Староминской район Ейский район Тбилисский район Отрадненский район Новокубанский район Мостовской район Лабинский район Курганинский район Кропоткин Гулькевичский район Армавир Тимашевский район Северский район Кореновский район Краснодар Динской район Горячий Ключ Белореченск
портрет Маштоц: Научно-информационный армянский портал Кубани
Рубрика:
Страницы
 
Содержание
 
Опрос
  • За какую зарплату Вы согласились бы работать в общественной организации?

    Посмотреть результаты

    Загрузка ... Загрузка ...
 
Ссылки
 
Партнёры



Отдых на море - Крым, Анапа, Геленджик, Сочи, Абхазия
 
Вс
23
Дек
'07

Асланян, ломающий стереотипы

Мхитар Асланян в своей мастерской./Маштоц/ Он не носит неряшливой бороды и длинных замусоленных волос, его не бросают женщины, а когда он работает - кругом идеальный порядок и чистота. «Когда я беру кисть, то руки должны быть чистыми», - правило номер один в его творческой мастерской.

Пока ехали в гости к мастеру, Мхитар рассказал, как пытался еще в 1974 году по-своему оформить анонс к постановке «Вишневого сада» в Тбилисском русском драматическом театре. Заметив, что все афиши оформляются одинаково, решил привнести свое индивидуальное видение. Ему сказали, что не нужно «по-другому». Стало скучно работать. «Не люблю воровать, хотя у меня очень много любимых художников, - наверное, воспитание моих педагогов. Плохо это или хорошо – сам не знаю, просто так воспитан, и вообще я моим учителям много должен», - искренне резюмирует он.
М. Асланян. “Братья”У Мхитара свой взгляд на мир – совершенно реальный и оптимистичный. Он не жалуется на жизнь и считает, что самое главное – это все-таки семья и дети, их благополучие и счастье. Мхитар не вписывается в общепринятые рамки – не «человек искусства» - измотанный творческим поиском бедолага, тратящий последние гроши на краски и гордящийся своей отрешенностью от грубого и жестокого мира реальности, - это не про него.
Асланян стал настоящим открытием в кубанском мире живописи 2007 года – национальный художник, не желающий приспосабливаться под общепринятые стандарты. Самодостаточный, сильный, и – счастливый: как мастер-художник, как личность, как бизнесмен.

- Если из-за творчества, - прихоти моей души,- мои дети будут голодать или семья будет жить не в достатке, то такое творчество никому не нужно, - отвечает он на мое недоумение.

Не скрою – удивил художник. И не только меня. В этом году Мхитару Егиазаровичу исполнилось 55 лет. И впервые за 33 года работы – первая персональная выставка, после которой о нем заговорили как о ярком явлении не только искусствоведы, но и коллекционеры, да и просто любители живописи. Подтверждается простая истина, которую художник для себя усвоил в детстве: только счастливый и добрый человек может отдать что-то людям. Только богатая во всех смыслах личность может делиться с людьми, потому что у него есть, что им отдать.

- Когда я еще мальчишкой был, - рассказывает художник, - наш отец говорил, что один из его сыновей непременно станет национальным героем. Может быть, над Араратом развернет армянский флаг. Я тогда отвечал отцу, что насчет флага не могу обещать ничего, но вот свою самую большую выставку посвящу Геноциду армян. Мшеци мы… Слово держим. Я хотя и родился в Грузии, мастерство приобретал в Ереване – у лучших учителей художественного училища имени Терлемезяна.

Более тридцати лет картины Мхитара видели лишь близкие люди – друзья, семья, знакомые. И вот, наконец, почувствовал свою силу и решил: пора. Первая персональная выставка состоялась в апреле этого года – посвятил ее мастер – как и обещал в далеком детстве – теме Геноцида армянского народа, и открыл ее 24 апреля, показав всем, что армяне - борющийся, творящий и созидающий народ.

- Честно сказать, не очень хотели многие, чтобы присутствовала и звучала эта тема. Но ведь я не для известности и не ради личной выгоды делаю это. У меня есть свой бизнес – далекий от моих творческих увлечений, я не нуждаюсь ни в средствах, ни в признании. Я просто делаю то, что считаю нужным делать. И главное, я могу себе это позволить, потому что мое творчество никого не обделяет…

“Пока никто, кроме друзей, не видел этих работ…”Среди дел нужных, помимо успешного бизнеса, приносящего достаток и доход в семью, у Асланяна есть еще и творчество, - на удивление сегодняшним реалиям совершенно неподкупное и не испытывающее прессинга с чьей бы то ни было стороны – чиновников, коллег-художников, еще каких-либо «третьих лиц». Как так получается?

- Я не общался все эти годы со своими коллегами по творчеству, - на это были свои причины. Но приятно, что после первой выставки я сделал для себя некоторые открытия. Например, я точно знаю, что сегодня молодым художникам «недодают» их учителя. Заметно, и даже, я бы сказал, бросается в глаза тотальное отсутствие сильной школы. Когда человек просто не умеет рисовать, то сегодня запросто он может всем сказать: «я так вижу!». Да нет, не видит он ТАК – просто рисовать не умеет. Не научили. Как ребенка, которого учат писать буквы, потом складывать их в слова, потом «выписывать» руку, формировать почерк… И в то же время я для себя открыл такого великолепного мастера – сильного и талантливого художника, - сейчас в выставочном зале проходит выставка его работ – я говорю о Михаиле Архангельском. Да, здесь чувствуется школа.
Национальный колорит - в каждой работе…Нас ведь учили в свое время всему – и анатомии, и истории искусств, - отсутствие таких навыков видно у большинства молодых художников. Прежде, чем заниматься абстрактным, нужно научиться видеть реальность.

Один знакомый Мхитару как-то сказал, смеясь: «Миша, даже если тебя оставить в песках пустыни, ты все равно заработаешь деньги». И это правда – это тоже дар ему от Бога, как и дар художника. И, конечно же, у мастера есть работы, которые особенно дороги…

- «Мой дом. Тбилиси» - одна из моих первых работ. Этот небольшой городской пейзаж написан на последнем курсе Ереванского художественного училища. Такой тихий зимний вечер в старом Тбилиси. Портрет Параджанова. Он, кстати, и изображен на афише моей персональной выставки апрельской. С этим поистине великим человеком я встречался трижды и общался. Сейчас работаю над большим полотном – портрет Ростроповича. Восхищает судьба этого человека, его талант, трагизм его музыкального дара. Мне нравится монументализм, хотя и портрет, и пейзаж мне не чужды, - всему свое настроение. Вот еще недавно написан ночной Байкал… Фрукты люблю, армянский коньяк, водку, - смеется Мхитар, искоса забавляясь над тем, как усиленно я пытаюсь разгадать – шутит он, или нет. – Женщин люблю, - это серьезно… Иначе как бы я мог писать «обнаженку»!
***
21 декабря в Краснодарском краевом выставочном зале оглашались результаты конкурса «Биеннале-2007». Награждались лучшие работы. В номинации «Живопись» первое место было отдано работам Мхитара Асланяна. В частности, той самой - «Весна. 1915 г.»…

В традициях древней национальной армянской культуры и лучшей художественной школы – опять-таки национальной, - та самобытность, о которой сегодня говорят искусствоведы, изучающие художника как явление, а его работы как событие. В общем – «свой почерк».
//Алена САРКИСОВА

Похожие темы:

Оставить комментарий

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.