/Маштоц/ Он не носит неряшливой бороды и длинных замусоленных волос, его не бросают женщины, а когда он работает - кругом идеальный порядок и чистота. «Когда я беру кисть, то руки должны быть чистыми», - правило номер один в его творческой мастерской.
Пока ехали в гости к мастеру, Мхитар рассказал, как пытался еще в 1974 году по-своему оформить анонс к постановке «Вишневого сада» в Тбилисском русском драматическом театре. Заметив, что все афиши оформляются одинаково, решил привнести свое индивидуальное видение. Ему сказали, что не нужно «по-другому». Стало скучно работать. «Не люблю воровать, хотя у меня очень много любимых художников, - наверное, воспитание моих педагогов. Плохо это или хорошо – сам не знаю, просто так воспитан, и вообще я моим учителям много должен», - искренне резюмирует он.
У Мхитара свой взгляд на мир – совершенно реальный и оптимистичный. Он не жалуется на жизнь и считает, что самое главное – это все-таки семья и дети, их благополучие и счастье. Мхитар не вписывается в общепринятые рамки – не «человек искусства» - измотанный творческим поиском бедолага, тратящий последние гроши на краски и гордящийся своей отрешенностью от грубого и жестокого мира реальности, - это не про него.
Асланян стал настоящим открытием в кубанском мире живописи 2007 года – национальный художник, не желающий приспосабливаться под общепринятые стандарты. Самодостаточный, сильный, и – счастливый: как мастер-художник, как личность, как бизнесмен.
- Если из-за творчества, - прихоти моей души,- мои дети будут голодать или семья будет жить не в достатке, то такое творчество никому не нужно, - отвечает он на мое недоумение.
Не скрою – удивил художник. И не только меня. В этом году Мхитару Егиазаровичу исполнилось 55 лет. И впервые за 33 года работы – первая персональная выставка, после которой о нем заговорили как о ярком явлении не только искусствоведы, но и коллекционеры, да и просто любители живописи. Подтверждается простая истина, которую художник для себя усвоил в детстве: только счастливый и добрый человек может отдать что-то людям. Только богатая во всех смыслах личность может делиться с людьми, потому что у него есть, что им отдать.
- Когда я еще мальчишкой был, - рассказывает художник, - наш отец говорил, что один из его сыновей непременно станет национальным героем. Может быть, над Араратом развернет армянский флаг. Я тогда отвечал отцу, что насчет флага не могу обещать ничего, но вот свою самую большую выставку посвящу Геноциду армян. Мшеци мы… Слово держим. Я хотя и родился в Грузии, мастерство приобретал в Ереване – у лучших учителей художественного училища имени Терлемезяна.
Более тридцати лет картины Мхитара видели лишь близкие люди – друзья, семья, знакомые. И вот, наконец, почувствовал свою силу и решил: пора. Первая персональная выставка состоялась в апреле этого года – посвятил ее мастер – как и обещал в далеком детстве – теме Геноцида армянского народа, и открыл ее 24 апреля, показав всем, что армяне - борющийся, творящий и созидающий народ.
- Честно сказать, не очень хотели многие, чтобы присутствовала и звучала эта тема. Но ведь я не для известности и не ради личной выгоды делаю это. У меня есть свой бизнес – далекий от моих творческих увлечений, я не нуждаюсь ни в средствах, ни в признании. Я просто делаю то, что считаю нужным делать. И главное, я могу себе это позволить, потому что мое творчество никого не обделяет…
Среди дел нужных, помимо успешного бизнеса, приносящего достаток и доход в семью, у Асланяна есть еще и творчество, - на удивление сегодняшним реалиям совершенно неподкупное и не испытывающее прессинга с чьей бы то ни было стороны – чиновников, коллег-художников, еще каких-либо «третьих лиц». Как так получается?
- Я не общался все эти годы со своими коллегами по творчеству, - на это были свои причины. Но приятно, что после первой выставки я сделал для себя некоторые открытия. Например, я точно знаю, что сегодня молодым художникам «недодают» их учителя. Заметно, и даже, я бы сказал, бросается в глаза тотальное отсутствие сильной школы. Когда человек просто не умеет рисовать, то сегодня запросто он может всем сказать: «я так вижу!». Да нет, не видит он ТАК – просто рисовать не умеет. Не научили. Как ребенка, которого учат писать буквы, потом складывать их в слова, потом «выписывать» руку, формировать почерк… И в то же время я для себя открыл такого великолепного мастера – сильного и талантливого художника, - сейчас в выставочном зале проходит выставка его работ – я говорю о Михаиле Архангельском. Да, здесь чувствуется школа.
…Нас ведь учили в свое время всему – и анатомии, и истории искусств, - отсутствие таких навыков видно у большинства молодых художников. Прежде, чем заниматься абстрактным, нужно научиться видеть реальность.
Один знакомый Мхитару как-то сказал, смеясь: «Миша, даже если тебя оставить в песках пустыни, ты все равно заработаешь деньги». И это правда – это тоже дар ему от Бога, как и дар художника. И, конечно же, у мастера есть работы, которые особенно дороги…
- «Мой дом. Тбилиси» - одна из моих первых работ. Этот небольшой городской пейзаж написан на последнем курсе Ереванского художественного училища. Такой тихий зимний вечер в старом Тбилиси. Портрет Параджанова. Он, кстати, и изображен на афише моей персональной выставки апрельской. С этим поистине великим человеком я встречался трижды и общался. Сейчас работаю над большим полотном – портрет Ростроповича. Восхищает судьба этого человека, его талант, трагизм его музыкального дара. Мне нравится монументализм, хотя и портрет, и пейзаж мне не чужды, - всему свое настроение. Вот еще недавно написан ночной Байкал… Фрукты люблю, армянский коньяк, водку, - смеется Мхитар, искоса забавляясь над тем, как усиленно я пытаюсь разгадать – шутит он, или нет. – Женщин люблю, - это серьезно… Иначе как бы я мог писать «обнаженку»!
***
21 декабря в Краснодарском краевом выставочном зале оглашались результаты конкурса «Биеннале-2007». Награждались лучшие работы. В номинации «Живопись» первое место было отдано работам Мхитара Асланяна. В частности, той самой - «Весна. 1915 г.»…
В традициях древней национальной армянской культуры и лучшей художественной школы – опять-таки национальной, - та самобытность, о которой сегодня говорят искусствоведы, изучающие художника как явление, а его работы как событие. В общем – «свой почерк».
//Алена САРКИСОВА
Оставить комментарий
Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.