показать карту Армении
Апшеронский район Туапсе Сочи Темрюкский район Новороссийск Крымский район Геленджик Абинский район Анапский район Кущевский район Ленинградский район Щербиновский район Староминской район Ейский район Тбилисский район Отрадненский район Новокубанский район Мостовской район Лабинский район Курганинский район Кропоткин Гулькевичский район Армавир Тимашевский район Северский район Кореновский район Краснодар Динской район Горячий Ключ Белореченск
портрет Маштоц: Научно-информационный армянский портал Кубани
Рубрика:
Страницы
 
Содержание
 
Опрос
  • За какую зарплату Вы согласились бы работать в общественной организации?

    Посмотреть результаты

    Загрузка ... Загрузка ...
 
Ссылки
 
Партнёры



Отдых на море - Крым, Анапа, Геленджик, Сочи, Абхазия
 
Вс
27
Май
'07

Персональная выставка живописи и графики краснодарского художника Мхитара АСЛАНЯНА

 Мхитар Егиазарович Асланян

000-1_1.bmp

Родился в 1952 году в Тбилиси. В 19 73 году окончил Ереванское художественное училище имени П.Терлемезяна.

Учился у известных мастеров, в числе которых была ученица Осъмеркина – Вергине Аирапетян. Его учителями были такие художники, как Степан Григорян и Зулум Григорян.

Защищал диплом у народного художника СССР, члена Академии художеств СССР Григора Ханджяна.

В 1986 году переехал на Кубань. В Краснодаре живет с 2000 года.

Станковой живописью занимается с семидесятых годов.

Это произошло в 1972 году. Преподаватель Ереванского художественного училища 3. Григорян принимал участие в парижской выставке, посвященной Дням культуры Армении во Франции. В то время любой выезд за пределы СССР был огромным событием в жизни каждого выезжающего. На все франки, которые можно было поменять на рубли, он купил всем своим студентам по кисточке или мастихину. На себя не потратил ни франка. Это был пример отношения человека к своему делу, который студент училища Мхитар Асланян усвоил на всю жизнь.

Краснодарский художник Мхитар Асланян представляет армянскую школу живописи, сложившуюся к середине XX века и уходящую корнями с одной стороны в национальную культурную традицию, а с другой - в истоки европейского модернизма начала XX века. Уникальность этой школы - в особенностях сочетания традиций и новаторства. Не отказываясь от тематической картины и традиционных жанров (портрет, пейзаж, натюрморт), армянская школа абсолютно «раскрепостила» цветовую палитру, насытив ее яркими, насыщенными цветовыми сочетаниями. Такой амбивалентный характер этого культурного феномена вытекает, видимо, из особенностей национального характера, предельно динамичного и одновременно склонного во всем сохранять традиции. Асланян в своем творчестве идет по пути синтеза тех стилеобразующих приемов, которые несут в себе ярко выраженную живописность, материальность и одновременно пластическую метафору и символ. На его творчество повлиял целый ряд художников, представляющих переломный этап в развитии искусства конца XIX- начала XX веков: П. Сезанн и его русские наследники (кубисты и мастера «Бубнового валета), М. Врубель и П. Филонов, Н. Пbросмани и К. Петров-Водкин; а из числа художников второй половины XX века: М. Аветисян, Л. Гудиашвили, Е. Ахвледиани.

Раннее творчество М. Асланяна представляло собой развитие традиций реалистического искусства. Затем было увлечение искусством Серебряного века и ранним модернизмом. Свой уникальный почерк сложился у него к середине девяностых годов XX века. Он представляет собой синтез различных художественных языков Запада и Востока, что позволяет создать многослойную художественную парадигму. Художник извлекает предмет из бытовой среды, помещает в рамку. Так начинается мифологизация действительности и, следовательно, - искусство. Все как в жизни, и все иначе. Его интересуют фундаментальные вещи: жизнь, смерть, семья, предки, друзья, женщины. Ряд живописных и графических произведений представляют собой вариант актуального искусства, в них позиция художника по ряду политических проблем выражена прямо, резко и недвусмысленно. Но таких работ немного. В основном творчество Асланяна — это своего рода медитация, философское размышление о жизни, когда освобождаешься от конкретного времени, привязанности к сиюминутным проблемам.

Социокультурная основа его творчества -с одной стороны в традициях древней национальной армянской культуры, а с другой — в привязанности впечатлениям детства, юности, проведенных в одном из центральных районов Тбилиси, хранившим память о старом Тифлисе. Перефразируя Марселя Пруста, можно определить творчество Асланяна как поиск утраченного времени, утраченной юности. Поэтому творчество художника основано на любви к миру - цветам, деревьям, горам, людям, животным… Отсюда и гедонистическое миросозерцание, и стихийный пантеизм, и брутальность.

М. Асланян не отдает предпочтения какому-то одному жанру. Пейзаж, натюрморт, «обнаженка», жанрово - символическая композиция - все наполнено внутренней драматической страстью. Энергия широкого экспрессивного мазка, фовистское звучание цвета — все это способно передать шум ветра и пение птиц, голоса людей и звуки музыки. Но динамика его работ рождена не линеарностью, не рисунком, а пластикой цвета. Она основана на законах синестезии, близка ладо-гармонической музыкальной системе, когда после конфликта идет разрешение, катарсис.

Как многие художники XX века, Асланян работает сериями. Раннее его творчество посвящено Грузии и Армении - местам, связанным с детством и юностью. Среди первых работ «Мой дом. Тбилиси »(1972 г.) – небольшой городской пейзаж, написанный на последнем курсе Ереванского художественного училища. Это работа этюдного плана, где молодой художник мастерски передает состояние тихого зимнего вечера в старом Тбилиси. Она скомпонована так, что занесенный снегом невысокий дом с пристройками, напоминающими апсиды собора, «движется» на зрителя, чему способствуют элементы обратной перспективы. Пастозная живопись, как бы «стекающая» с широкой кисти на холст, создает лирическое настроение безмятежного покоя, уюта. Пейзажи, написанные значительно позднее, сохраняют широкую, пастозную манеру письма. Но в них усиливается динамика ритмически организованных цветовых пятен, позволяющих художнику балансировать между фовизмом и экспрессионизмом. В ряде пейзажей («Сванетия», «Военно-грузинская дорога», «Кубань») М. Асланян верен реалистической или импрессионистической эстетике, хотя они более декоративны, чем традиционный реализм или импрессионизм. Другие работы («Тбилиси», «Хива», «Село Кущи» ) близки фовизму. Передавая свои ощущения при помощи интенсивного цвета, упрощая рисунок и создавая неглубокое пространство, художник добивается непосредственности в изображении натуры.

Натюрморты у Асланяна написаны также непосредственно. Он пишет плоды, цветы, простые предметы: «Орхидея», «Сухие подсолнухи», «Маки», «Натюрморт с самоваром». Натюрморт часто входит составной частью в жанровую картину или пейзаж. Картина «Старый Тбилиси. Набережная» прочитывается как символ плодородия и богатства, красоты и просторов Кавказа. На переднем плане - натюрморт на подносе с грузинским хлебом, гранатами, грушами, кусками арбуза, рыбами и кувшином вина, средний план занимает река с городскими домами по ее берегам, задний план - это большая величественная гора, возвышающаяся над городом. Перед нами - образ вселенной, как ее понимает художник. Знаковой работой является «Натюрморт с книгой», в которой выражена концепция единства культуры и природы.

В портретах М. Асланян сочетает западный психологизм с восточной орнаментальностью компоновки фона. Образы портретируемых часто имеют торжественный, пантеистический характер. Художник не противопоставляет человека природе. Чувственная красота мира распространяется и на людей. Эффект согласованного звучания в композиции многих интенсивных цветов близок технике импрессионистического дробного мазка с усиливающимися элементами экспрессии. Образ человека предстает перед нами в орнаменте из гибких виноградных лоз и цветов («Автопортрет», «Братья», «Портрет деда», «Поэт П. Севак»), на фоне острых конфликтных ритмов Кавказских гор ( «Портрет скульптора Е. Кочара», «Армянки»). Есть и традиционно реалистические работы («Портрет А. Погосяна »), в которых преобладает психологизм, отражение внутреннего мира портретируемых. Но часто портреты конкретных людей перерастают в собирательные образы («Карабахская женщина»), их композиции близки стилистике искусства Древнего Востока - персонажи изображаются в позе предстояния. В других портретах («Портрет С. Параджанова») черты экспрессионизма, динамики усиливаются. Образ великого режиссера лепится, как скульптура, широкими эмоциональными мазками, превращая его и пространство вокруг в красочное месиво. Чем больше жизни, тем явственнее ощущение неизбежности драмы, катастрофы. Но жизнь и смерть - части одного целого - эта идея в основе серии портретов великого армянского композитора и певца начала XX века Комитаса, жившего в период геноцида армянского народа и отразившего это в своих произведениях.

Сложная динамическая композиция и суровая, редкая для М. Асланяна, почти монохромная цветовая гамма ( с преобладанием или трагического красного или темно- синего с черным) создают состояния гибели, разрушения. В одной из работ он вводит символический образ аиста, поющего печальную песню. Профильный портрет Комитаса на фоне падающих зданий вторит образу птицы, наделяется метафорическим смыслом. Жанровые работы М. Асланяна сближаются с традицией русского, армянского и грузинского искусства начала XX века и средневекового христианского искусства, основанного на иносказании и символизме. Среди композиционных приемов XX века в компоновке пространства применяется принцип кинематографического монтажа, которым начали пользоваться родоначальники «сурового стиля» еще в 60-е годы XX века. С другой стороны композиция жанровых произведений восходит к иконам, в которых помимо основного персонажа присутствовали клейма.

Все жанрово- символические композиции М. Асланяна так или иначе основаны на исторических или социально-бытовых событиях в жизни армянского и грузинского народов. Картина «Три поколения» своим глубоким метафорическим смыслом напоминает икону. Место Бога-отца занимает старший по возрасту - дед, ниже его сын и внук. На фуражке сына художник изображает голубя (в армянской мифологии символизирующего радость, свадьбу), на голове внука- поднос с тремя гранатами (символ мужского начала) и груша (символ нежности, женственности). Они представлены на фоне старого Тифлиса, выше мы видим вершины Кавказских гор.

Близкой по смыслу является и картина «Братья», на которой суровые лица мужчин вписаны в орнамент из ветвей и плодов граната. Образ граната часто появляется в работах М. Асланяна как метафора цивилизации и культуры мужского патриархального типа. Серия жанрово - символических картин, изображающих грузинских кинто, посвящена неунывающему народу, который в любой ситуации умеет сохранить веселость и чувство юмора. Кинто - это грузинский ремесленник, рыбак, торговец, художник — хранитель духовных традиций старого Тифлиса. («Кинто. Торговец груш», «Кинто. Торговец фруктами» и др.). Эти картины, использующие сложную символику, хранящую память о национальной грузинской культуре, основаны на игровой эстетике постмодернизма. На одной из работ художник изображает себя в виде кинто. В этом суть его жизнеутверждающего, карнавального мироощущения, позволяющего ему при всех сложностях бытия оставаться оптимистом.

Творчество М. Асланяна сближается с постмодернистской позицией стилистического плюрализма, для которого характерна игровая свобода, театральность, «богатство значений», ирония. Такая позиция позволяет ему находиться в постоянных поисках, не останавливаться и не эксплуатировать однажды найденный прием. Для него важнее искать, чем находить. И в этом смысле он поистине художник XXI века.

Т. Соколинская

Похожие темы:

Комментарии отключены.