Разновидностью налога с оборота является налог на покупки в оптовом звене. Объектом обложения выступают обороты в процессе производства товара и реализации его оптовыми фирмами. Если промышленные компании, минуя опт, непосредственно продают товары в розничную сеть, то их обороты также подлежат обложению налогом на покупки. Эта форма обложения применяется в Великобритании с 1940 г., Швейцарии —с 1941 г., Португалии — с 1966 г.
Ряд государств (Норвегия с 1940 г., Швеция с 1960 г., некоторые штаты США, провинции Канады) широко используют налог на продажи в розничной торговле. Объект обложения — оборот по реализации товаров конечному потребителю. Применение этой формы осложняется наличием многочисленных мелких торговых предприятий. В 60-х годах получил распространение налог на добавленную стоимость — разновидность налога с оборота.
Широкое использование налога с оборота в развитых странах мира объясняется не только его большим фискальным значением в условиях инфляции, но и возможностью использовать для воздействия на процесс производства. Освобождая фирмы-экспортеры от обложения налогом с оборота, правительство стимулирует вывоз товаров за границу. Разрешение на покупку этого налога в сущности представляет собой государственное субсидирование экспорта, позволяющее монополиям осуществлять демпинг товаров и услуг. Поступления налога с оборота в бюджет развитых стран мира быстро увеличиваются. Так, во Франции только за последние 10 лет они утроились и обеспечили половину всех доходов бюджета. Это увеличение обусловлено значительным ростом ставок налога. В ФРГ ставка налога с оборота возросла с 12 до 14%, в Великобритании —с 8 до 15 %• Кроме того, налог распространяется на все большее количество товаров и услуг. Практически все потребительские товары подлежали обложению налогом с оборота. Сущность налога с оборота едина: как любой косвенный налог, он включается в цену товара и услуг, уплачивается потребителем и носит регрессивный характер. Универсальный акциз особенно тяжел для малообеспеченных слоев населения. Обложение налогом с оборота всех потребительских товаров предопределяет всеобщий рост цен и вызывает резкое ухудшение жизни народа.
Акцизы — вид косвенных налогов на товары преимущественно массового потребления и услуги частных предприятий, включаемые в цену или тариф. Плательщиками акцизов являются потребители при оплате товаров или услуг. Акцизы вызывают сокращение реальных доходов покупателей и акцизное обложение носит регрессивный характер.
Акцизы на соль и некоторые другие предметы массового потребления существовали еще в Древнем Риме. С развитием товарно-денежных отношений акцизная форма обложения становится преобладающей. Применялись различные способы обложения: с площади земли, на которой произрастало сырье для подакцизных товаров, позже с сырья, затем с полуфабрикатов и, наконец, с готовых изделий, ставших главным объектом обложения.
В развитых странах мира акцизы остаются важным доходом государства, обеспечивая, например, во Франции и ФРГ около 50 %, Великобритании — 38, Японии — 16 % всех доходов бюджета. В целях увеличения доходной базы бюджета и регулирования процесса воспроизводства расширяются объекты обложения и повышаются ставки акцизов. К обложению акцизами привлекаются различные коммунальные, транспортные, культурные и другие услуги, имеющие широкое распространение. В ряде стран, кроме товаров внутреннего производства, акцизами облагаются импортные товары сверх таможенных пошлин, если аналогичные товары в стране подвергаются подакцизному обложению. Устанавливаются следующие ставки акцизов: единые — для товаров, сорта которых мало отличаются друг от друга по качеству и ценам (соль, спички, сахар); дифференцированные — для товаров, классифицируемых по различным признакам: качеству, крепости (вина, масла, ткани); средние — для однородных товаров, сорта которых имеют разный уровень цен (табачные изделия).
По способу взимания акцизы подразделяются на индивидуальные и универсальные. Например, в ФРГ насчитывается около 20 индивидуальных акцизов, в Японии — более чем 600. В последние годы наибольшее распространение приобретают универсальные акцизы, взимаемые с валового оборота предприятий (налог с оборота).
Кроме налогов, перечисленных выше, в странах — членах ЕЭС существует множество других налогов. Как правило, эти налоги достаточно трудно классифицируются в рамках единой системы. Они формировались обособленно и несут отпечатки длительного исторического развития государств. Так, в ФРГ это налоги на оборотный капитал (1 % уставного капитала при создании фирмы и 2,5 % при приобретении доли участия в капитале), промысловый налог (5 % дохода и 0,2 стоимости производственных фондов), поимущественный налог (0,5—0,6%), поземельный налог, налог на транспортные средства. Во Франции это налоги на увеличение капитала (или регистрационный сбор —1%), профессиональный предпринимательский налог и др.
Налоговые системы стран — членов ЕЭС еще более усложняются наличием значительного количества разнообразных льгот. Во многих странах (особенно в Ирландии, Италии, Франции, а также Великобритании) в некоторых районах налоги взимаются по пониженной ставке, или же компании вовсе освобождаются (на определенный срок) от уплаты налога. Из-под налогообложения также выводится прибыль, направляемая на реинвестирование. Практически во всех странах — членах ЕЭС действуют льготы, согласно которым от налогов может быть освобождена определенная часть расходов, направленных на образование и подготовку кадров.
Местные налоги в экономике развитых стран мира играют важную роль в социально-экономическом развитии соответствующих территориальных единиц (города, района, графства, штата, земли и т. д.). Из местных бюджетов финансируются затраты на развитие транспорта, водо- и газоснабжения, на строительство школ, больниц и других объектов социальной инфраструктуры. Покрываются расходы на реконструкцию городов, благоустройство дорог и парков, коммунальное и текущее строительство. Кроме того, за счет местных бюджетов содержатся местные административные органы, полиция и суд.
Доходная часть бюджетов местных органов власти складывается главным образом из налоговых поступлений (30 % в Японии, 54 % во Франции, 65 % в США), а также субсидий и дотаций из центральных бюджетов. Так, в США субсидии местным органам власти, поступающие из бюджетов штата, составляют 33 % их доходов, а дотации из федерального бюджета — 7 %. Государственные субсидии в общей сумме доходов общин ФРГ составляют 26 %. Во Франции поступления из центрального бюджета обеспечивают примерно 30 % доходов местных органов власти.
Для большинства зарубежных государств характерна множественность местных налогов, прямых и косвенных (до 100 разновидностей в целом по странам). Только в Великобритании источником налоговых поступлений в доходы местных бюджетов служит единственный налог — подушный. Подушный налог представляет собой единый универсальный налог, который выплачивает все население, достигшее 18 лет. Фактически это подоходный налог на уровне муниципалитетов. Он дает треть поступлений в казну.
При всем разнообразии систем местного налогообложения существует ряд налогов, представляющих значительный интерес для проведения обоснованной налоговой политики нашего государства. К ним относятся налоги на доходы (подоходный налог с физических лиц и корпораций в США, ФРГ и Франции, подушный налог в Великобритании, налог с наследства), налоги на недвижимость (поимущественный налог в США, поземельный налог в ФРГ, Франции; земельный налог со строений и налог' на жилище во Франции), налоги на деятельность (налог на профессию во Франции, промысловый налог в ФРГ), налог с товарооборота (налог с продаж в США; налог на добавленную стоимость в ФРГ и Франции; акцизы на бензин, табак, спиртные напитки), различного рода сборы и платежи (за автомобиль, парковку, открытие ресторанов, увеселительные зрелища, на охоту, защиту окружающей среды, собак, выдачу различного рода лицензий и документов).
Финансовую основу автономии местных органов составляет поимущественный налог, сбор которого и распоряжение полученными средствами происходят исключительно на местном уровне. Объектом обложения этим налогом служат: земля, строения (промышленные и жилищные) и другие виды недвижимости. Базой обложения почти во всех странах является оценочная стоимость имущества. Поскольку обложение и изъятие поимущественного налога происходят согласно законодательству местных органов самоуправления, то ставки налога различны и устанавливаются как в процентном отношении от стоимости имущества, так и в виде твердой суммы с единицы стоимости имущества. В связи с редкой переоценкой имущества (в среднем раз в 10 лет) поимущественный налог не является гибким инструментом финансовой политики.
Наиболее фискальное значение на уровне местных органов власти имеет налог с продаж. Так, в США на этот вид налогообложения приходится примерно 32 % всех налоговых поступлений местных властей. Сбор налога производится на уровне штатов по ставке от 3 до 7 %. По законодательству США объектом обложения общим налогом с продаж является не только валовая выручка от реализации на каждой стадии обращения товара, но и оборот по оказанию услуг населению, что значительно расширяет налоговую базу штатов и муниципалитетов в условиях роста сферы услуг.
Муниципалитеты США могут вводить собственные налоги с розничных продаж только в том случае, если это допускается законодательством того штата, где он расположен. По мнению западных специалистов, формирование налоговых систем каждого уровня может осуществляться как путем введения собственных налогов, так и посредством разделения совместных налогов. Например, в ФРГ, согласно законодательству, не допускается параллельное взимание одинаковых налогов на уровне федерации и общин, т. е. на местах могут взиматься только те налоги, которые не имеют аналогов в федеральном бюджете.
В ряде стран местные налоги начисляются как надбавка к налогам центрального правительства. Они устанавливаются в определенном проценте к государственным налогам, собираемым на территории местных органов власти. Так, в Италии в местные бюджеты попадает часть сборов по поземельному и сельскохозяйственному налогам. В США, ФРГ и Франции на местные органы власти возложен сбор подоходного налога (с физических лиц и компаний) и налога на добавленную стоимость (в ФРГ и Франции), при этом при передаче собранной суммы в госбюджет определенный процент финансовых средств оседает на местах и используется для решения местных проблем.
В последние годы роль местных органов в функционировании власти в развитых странах мира значительно возросла, и это нашло отражение в законодательстве.
Американская федерация, например, основывается на принципе жесткого разграничения сфер деятельности федеральных властей штатов и местных органов власти. Местные органы власти в США автономны в проведении налогово-бюджетной политики и обладают широкими правами по введению налогов и сборов. Местные бюджеты не учитываются в составе федерального бюджета и единого общегосударственного бюджета в стране нет.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22