Таблица 2.2.3.
Структура косвенных налогов в РБ (1998-2001гг.) /16, с. 92/
1998
1999
2000
2001
% в доходах бюджета
1. Акцизы (налог с производителя)
11,1
9,5
8,0
7,6
2. Налоги с розничного товарооборота
0,9
1,6
2,2
3. Налоги с продаж
0,7
0,8
1,3
4. Налоги на отдельные виды услуг
0,1
0,6
5. Отчисления в республиканский фонд поддержки производителей с/х продукции и продовольствия
4,5
4,6
5,7
-
6. Отчисления в фонд стабилизации экономики производителей с/х продукции и продовольствия
4,2
3,8
7. Целевые сборы на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда
1,8
3,4
8. Целевые сборы на содержание детских дошкольных учреждений
9. Отчисления в дорожный фонд
5,8
6,7
5,6
2,6
10. Отчисления в местный целевой бюджетный жилищно-инвестиционный фонд
11. Отчисления в республиканский ф-д поддержки производителей с/х продукции, продовольствия и аграрной науки и отчисления пользователями автомобильных дорог в дорожные ф-ы
8,3
12. Отчисления в местные целевые бюджетные ф-ды стабилизации экономики производителей с/х продукции и продовольствия, местные бюджетные целевые жил-инвестиц. ф-ды и целевой сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного ф-да
9,7
13. Налог на добавленную стоимость
25,8
25,1
26,2
25,3
14. Прочие
0,3
ВСЕГО:
49,9
54,8
58,7
55,7
Проанализировав данные таблицы, можно отметить, что в 2001г. ряд платежей был объединен (вместо 6 отчислений и сборов в различные фонды в 2000г. – 3 платежа в 2001г.). Это несколько упростило порядок расчетов, а также уменьшило налоговую нагрузку на 2,3%.
Платежи и налоги, включаемые в себестоимость и имеющие признаки как прямых, так и косвенных налогов некоторые авторы выделяют в группу смешанных налогов.(табл. 2.2.4)
Таблица 2.2.4.
Структура смешанных налогов в РБ (1998-2001гг.) /16. с. 95/
Социальные платежи
5,5
5,3
3,1
3,3
Чрезвычайный налог
2,3
Отчисления в государственный фонд содействия занятости
1,0
Единый платеж от ФЗП в размере 5%
Отчисления в местный ф-д на содержание детских дошкольных учреждений
1,9
Прочие налоги и сборы
2,5
Земельный налог
1,1
Налог на добываемые из природной среды ресурсы
0,2
Отчисления в фонд охраны природы
0,4
0,5
Отчисления в другие целевые бюджетные фонды
0,0
Экологический налог за переработку нефти
Налоги за пользование лесными фондами
7,2
4,7
5,2
Платежи за природные ресурсы: земельный налог, лесной налог, экологический налог и др. играют не только фискальную, но и стимулирующую роль, ориентируя субъектов хозяйствования на более эффективное использование соответствующих видов ресурсов.
Снижение доли смешанных налогов постоянно снижалось, что связано с переходом некоторых из них в группу косвенных налогов (отчисления в местный фонд на содержание детских дошкольных учреждений).
Кроме налогов в бюджет поступают неналоговые доходы (табл. 1.2.5). Неналоговые платежи являются альтернативным источником формирования доходов бюджета и, по существу, отражают место государства в системе экономических отношений, возможность его функционирования наравне с прочими субъектами хозяйствования при реализации объектов госсобственности, оказания услуг и т.п. Ограничение и запреты в области финансово-хозяйственной деятельности предусматривают также материальное (стоимостное) возмещение издержек (штрафы, финансовые акции) государству как основному распределяющему органу и формируют неналоговые доходы в виде “государственной ренты”.
Таблица 2.2.5.
Соотношение налоговых и неналоговых доходов в консолидированном бюджете РБ (без учета целевых бюджетных фондов), в % к итогу (Рассчитано на основании законодательных актов Республики Беларусь)
Доходы бюджета
1996
1997
Доходы - всего
100,0
Из них:
Налоговые
Неналоговые
88,1
11,9
91,5
8,5
91,1
8,9
92,5
7,5
92,2
7,8
93,3
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22