Налоговые платежи за пользование природными ресурсами установлены при отсутствии рынка земельных ресурсов и земельного кадастра, что исключает возможность применения реальных рыночных цен на землю для целей налогообложения. Масштабы налогообложения в сфере природопользования и загрязнения окружающей среды несопоставимы с масштабами налогообложения доходов и имущества предприятий.
В современных условиях налоговое бремя для плательщиков налогов в Беларуси высоко, льготы несовершенны, эффективность многих из них невелика. Тяжесть налогообложения во всех развитых странах является показательной характеристикой уровня налогообложения. Однако общепринятой методики исчисления тяжести и уровня налогов нет. Существуют разрозненные показатели, которые в косвенной форме могут давать представление о тяжести уплачиваемых налогов.
Особо важно подчеркнуть, что главным направлением совершенствования налогообложения было и остается сохранение существующей и наращивание налогооблагаемой базы, что прямо зависит от экономической политики, проводимой государством. Первостепенное внимание при совершенствовании налогообложения должно быть уделено расширению налогооблагаемой базы, в том числе и с помощью налогов, которые могут оказывать стимулирующее влияние на налогообложение. Налоговый механизм должен взаимодействовать с банковско-кредитной системой, процентными ставками, предоставлять определенные преимущества финансовым и кредитным учреждениям и предприятиям, которые используют долгосрочные ссуды на инвестиционные цели.
С целью расширения налогооблагаемой базы должны быть разработаны методы налоговой защиты новых инвестиций и налоговые методы стимулирования НТП: возмещающий эффект от этих мероприятий скажется на получении дополнительного налога на прибыль. В то же время нельзя вводить льготы на капиталовложения без учета их значимости в воспроизводственном процессе. Льготы, связанные со структурной перестройкой экономики и стимулированием инвестиций, необходимо сохранить. В нынешних условиях они должны иметь временный и направленный характер, и, что особо важно, льготы должны даваться участникам экономической деятельности, а не отдельным регионам и территориям.
Одной из важных проблем в современной ситуации налогообложения является система налоговых ставок, которые определяют сумму налогового изъятия. Она касается целого ряда налогов, и в первую очередь — налога на прибыль. Было бы целесообразно ввести регрессивные ставки налога на прибыль, когда при увеличении суммы налогооблагаемой прибыли став ка понижается. При таком методе понижающая прогрессия ставок будет стимулировать стремление не уменьшить (скрыть) налогооблагаемую базу, а показать ее в полном объеме, так как чем больше сумма полученной прибыли, тем меньше ставка налога. Регрессия ставок привела бы к стимулированию капитальных вложений в научно-технический прогресс. Причем поступления в бюджет не сократятся, поскольку сумму платежей в бюджет определит не столько ставка, сколько величина налогооблагаемой базы, которая в этом случае будет иметь тенденцию к росту.
Что касается земли, то она как главный вид общественного богатства должна быть очень дорогой, особенно для иностранных инвесторов.
Требует налоговой поддержки малое предпринимательство, которое создает новые рабочие места для населения, в том числе инвалидов и домохозяек; экономит пособия по безработице; дает возможность использовать вторичное сырье, материалы, отходы производства; создает новые формы обслуживания населения.
Проблема платежей существует и при взимании налогов с физических лиц: подоходного налога с физических лиц и налога с имущества физических лиц,— поскольку нет совершенной законодательной базы, что осложняет исчисление этих налогов и контроль за своевременной их уплатой.
Следует учитывать, что между налогами и инфляцией существует многосторонняя связь, когда рост налогов, особенно косвенных, может усилить инфляцию, так как ведет к росту цен на потребительские товары. В результате инфляция обесценивает доходы не только населения, но и государства, что усиливает налоговое давление на население.
Обобщая отмеченное, следует сделать вывод о том, что основными направлениями налоговой реформы являются:
» сокращение числа налогов путем их укрупнения и отмены некоторых налогов, не приносящих значительных поступлений;
» уменьшение количества льгот и исключение из общего режима налогообложения в основном редко используемых налоговых льгот;
» построение стабильной налоговой системы, обеспечивающей единство, непротиворечивость и неизменность в течение финансового года системы налогов и платежей при сохранении действующих ставок налогов в течение двух-трех лет;
» облегчение налогового бремени производителей продукции и недопущение двойного налогообложения путем четкого определения налогооблагаемой базы;
» консолидация в государственном бюджете государственных внебюджетных фондов с сохранением целевой направленности использования денежных средств;
« ослабление финансовых санкций.
Таким образом, следует отметить, что налоговая система является важнейшим инструментом государства по стимулированию развития экономики и социального прогресса в стране. Совершенствование налоговой системы позволит эффективно и надежно решить практически все проблемы, мешающие Беларуси достойно развиваться.
2.2 Современное состояние налоговой системы Республики Беларусь
Оценивая прошедшие годы, следует иметь в виду, что налоговая система Беларуси возникла и развивается в условиях экономического кризиса. В тяжелой экономической ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного механизма, позволяет финансировать неотложные государственные потребности и в целом отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике.
Налоговая система Беларуси разрабатывалась с учетом отечественного опыта 20-х годов XX в. и практики тех стран, где налогообложение прошло многовековой процесс развития. Базирующаяся на требованиях рыночной экономики налоговая система призвана: обеспечивать более полную и современную мобилизацию доходов в бюджет, иначе невозможно проводить социально-экономическую политику государства; создавать условия для регулирования производства и потребления в целом и по отдельным сферам хозяйства с учетом особенностей формирования и перераспределения доходов различных групп населения.
Давая в целом положительную оценку складывающейся принципиально новой налоговой системе Беларуси, следует сказать о трудностях, с которыми она столкнулась. Во-первых, она формировалась при слабом развитии налоговых отношений, которые охватывали преимущественно физических лиц; во-вторых, она возникла при крайне отрицательном отношении к ней хозяйствующих субъектов, поэтому требовались строгий учет и контроль при обложении; в-третьих, в стране не было четко разработанной налоговой политики, зато имелись нестабильность экономики и высокие темпы инфляции; в-четвертых, отсутствовала собственная научная школа в области налогообложения, способная усовершенствовать действующую налоговую систему, предвидеть, спрогнозировать экономические и социальные последствия от проведения в жизнь того или иного комплекса мероприятий; в-пятых, налоговый аппарат не был подготовлен к сложным условиям, когда изменения в налогообложении происходят непрерывно, нередко задним числом.
Современная налоговая система Беларуси характеризуется следующими чертами:
» базируется на правовой основе, а не подзаконных актах, как это было ранее. Она пронизывает все финансовые отношения, связанные с перераспределением части совокупного общественного продукта;
» построена по единым правилам, на едином механизме исчисления и сбора платежей, независимо от организационно-правовых форм субъектов хозяйствования и физических лиц. За всеми налоговыми взносами осуществляется единый контроль со стороны налоговых органов;
» предъявляет к плательщикам одинаковые требования и создает равные стартовые условия формирования доходов путем определения перечня налогов, унификации ставок, упорядочения льгот и механизма их предоставления, невмешательства в использование средств, оставшихся после уплаты налога;
» обеспечивает более справедливое распределение налогового бремени между отдельными категориями плательщиков, юридическими лицами, усиливает правовую защиту их интересов;
» учет опыта западных стран дает возможность Беларуси присоединиться к мировому рынку, включиться в международные экономические интеграционные связи.
Вместе с этим, созданная налоговая система в силу разных причин имеет существенные недостатки. Во-первых, налоги носят в основном фискальный характер. При решении вопросов о налогах главным выступает доходность бюджета, тогда как регулирующей и стимулирующей роли налогов не придается серьезного значения, хотя именно эти функции налогов могут способствовать экономическому росту государства.
Во-вторых, важным недостатком системы является высокий уровень налогообложения хозяйствующих субъектов. Несмотря на то, что по ставке он сравним с развитыми странами (США, Япония и др.), экономическое положение национальных юридических лиц намного скромнее, вследствие чего налоговое бремя отечественных предприятий очень велико. Суммарные налоговые платежи (все налоги и внебюджетные средства) по разным оценкам составляют от 40 до 70 % валовых доходов юридических лиц (прибыль плюс зарплата). Высок уровень косвенных налогов (НДС, акцизы, таможенные пошлины), оплачиваемых населением, именно они выступают одним из генераторов инфляционных процессов. При установлении налогов необходимо иметь в виду, что в экономической науке существует понятие предельного уровня налогообложения. Доказано (по кривой Лаффера), что у плательщика можно безболезненно изъять до 20 % совокупного дохода. Расширенное воспроизводство еще будет продолжаться и при изъятии до 25 % доходов, но последнее вызовет недовольство предпринимателя, и инфляция начнет набирать темпы. Рост ставок выше этого предела приведет к прекращению даже простого воспроизводства, сократятся и поступления в бюджет, возникнут основания для возникновения гиперинфляции.
В-третьих, большое количество налогов, сборов, отчислений, взносов — республиканских, местных, целевых, внебюджетных — осложняет налогообложение.
В-четвертых, сложность для плательщиков создает и нестабильность налоговых законов, особенно касающихся налога на прибыль и НДС: существует огромное количество нормативных актов, к которым не гарантируется право доступа. Если указы Президента, законы, постановления Правительства публикуются в печати, то ведомственные письма, инструкции, приказы с важными изменениями и дополнениями не всегда доходят до налогоплательщиков. В налоговой практике отсутствуют регулярная публикация и бесплатная раздача тематических сборников, брошюр, как это принято за рубежом. Порой нечеткость, противоречивость отдельных статей законов, инструкций не дают уверенности плательщику в правильности совершаемых им действий, а налоговым органам оставляют возможность вольного их толкования в пользу бюджета. Методически исчисление налогов и налоговой базы представляет большие трудности для плательщиков. Особые трудности возникают при определении НДС, в налоговую базу которого заложена себестоимость продукции, что создает криминальную основу, связанную с уклонением от уплаты налогов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22