Рефераты. Роль Международного валютного фонда в мировой валютной системе

При выработке своих рекомендаций МВФ традици­онно руководствуется монетаристской концепцией при анализе платежного баланса. Такой подход устанавли­вает взаимозависимость между величиной денежной массы в стране, различными финансовыми агрегатами, объемом совокупного спроса, с одной стороны, и со­стоянием платежного баланса ­— с другой. Соответст­венно основную причину неуравновешенности баланса международных расчетов Фонд видит в наличии избы­точного совокупного платежеспособного спроса в стране, вызываемого в первую очередь дефицитом го­сударственного бюджета и чрезмерным расширением денежной массы[17].

Стабилизационные  программы  разрабатывает либо МВФ, либо правительство страны-заемщика с учетом его рекомендаций и с участием миссии Фонда, которая изучает на месте обширную экономическую информацию. Стабилизационные программы Фонда, основанные, как правило, на монетаристской концеп­ции, на использовании преимущественно рыночного регулирования экономики, носят дефляционный харак­тер. Обычно они включают: сокращение государствен­ных расходов, в том числе на образование, здравоох­ранение, пенсионное обеспечение и другие социальные цели; увеличение налогов на личные доходы; отмену или уменьшение государственных субсидий на продо­вольствие и товары широкого потребления, что ведет к повышению цен на эти товары; сдерживание роста, или «замораживание», заработной платы; повышение учетных ставок, ограничение объема кредита, в том числе потребительскую либерализацию внешнеэконо­мических связей; девальвацию национальной валюты, введение единого валютного курса, урегулирование внешней задолженности и т.п. В зависимости от конк­ретной ситуации, существующей в разных странах, эти меры используются в разных сочетаниях.

Дефляционные меры далеко не всегда достигают желаемой цели, особенно если нарушение равновесия платежного баланса носит устойчивый, структурный характер и происходит спад производства. Подобные меры зачастую вызывают свертывание инвестиций, то­рможение темпов экономического роста, а также уси­ливают социальные проблемы. Это связано с уменьше­нием реальной заработной платы, снижением жиз­ненного уровня, ростом безработицы, перераспределе­нием доходов в пользу предпринимателей за счет менее обеспеченных групп населения, ростом имущест­венной дифференциации. Таким образом, проблема обусловленности кредитов МВФ — это проблема со­циальной цены за осуществление при его содействии и опеке стабилизационных макроэкономических про­грамм.

Учитывая негативные последствия шаблонного ис­пользования монетаристской дефляционной модели, МВФ с середины 80-х годов стал уделять больше вни­мания долгосрочным, структурным и институциональ­ным проблемам экономической политики.[18] Усилия по­добного рода созвучны концепции «экономики пред­ложения», нацелены на укрепление производственной базы, совершенствование отраслевой структуры на­циональных экономик. Наконец, Фонд стал уделять внимание социальным аспектам проводимых при его поддержке реформ. Реализуя принцип обусловленно­сти кредитов, МВФ оказывает воздействие на выбор пути общественного развития, расстановку социально-политических сил в странах-заемщиках. Рекомендации МВФ усиливают противоборство между различными общественными силами.

2.2. Регулирование ликвидности и курсовая политика.


МВФ осуществляет наблюде­ние и контроль за соблюдением странами-членами своего Устава, который фиксирует основные структур­ные принципы мировой валютной системы.

Во-первых, МВФ наделен полномочиями создавать безусловные ликвидные средства путем выпуска СДР. Последние предназначены для пополнения официаль­ных валютных резервов, погашения пассивного сальдо платежного баланса, расчетов стран с Фондом. Стра­на, имея счет в СДР, может приобретать у других участников системы СДР конвертируемую валюту. Ре­гулирующая роль МВФ заключается в том, что он обеспечивает странам гарантированную возможность приобретения необходимой валюты в обмен на СДР путем назначения стран, которые ее предоставляют. При этом МВФ учитывает состояние платежного ба­ланса и валютных резервов «назначенных» стран-кре­диторов. МВФ контролирует соблюдение установлен­ных лимитов операций в СДР. Каждая страна обязана принимать СДР в обмен на конвертируемую валюту в пределах двойной суммы ее лимита в СДР, то есть пока сумма СДР на счете не возрастет до 300% по отноше­нию к чистой кумулятивной величине выделенных ей Фондом СДР.

После пересмотра в 70-е годы Устава МВФ рас­ширены возможности стран использовать СДР для более широкого круга операций со всеми признанными Фондом владельцами этих резервных активов без его активного посредничества, как это было прежде. Опе­рации в СДР  дают возможность странам в известной мере покрывать дефицит их пла­тежного баланса.

В пересмотренном в результате Ямайского согла­шения Уставе МВФ зафиксирована обязанность стран-членов «сотрудничать с Фондом и другими странами-членами, имея в виду, что их политика относительно резервных активов будет согласовываться с целями содействия установлению лучшего международного надзора за международной ликвидностью и превра­щения СДР в главный резервный актив международ­ной валютной системы». Предполагалось, что СДР будут выступать в роли альтернативы как золоту, так и доллару, а также другим национальным валютам, исполняющим функцию международного резервного средства. Намечалось также использовать единицу СДР в качестве универсального стоимостного этало­на для установления паритетов денежных единиц стран-членов. Иными словами, ставилась цель транс­формировать СДР в основу международного валют­ного механизма. Пока нет оснований говорить о реальном прогрессе на пути перестройки структуры международной валютной ликвидности путем унифи­кации резервных активов на базе СДР. Продвижение этого процесса тормозят, в частности, США, посколь­ку они не намерены отказаться от роли доллара как международного платежно-резервного средства. Си­стема СДР не решила проблему интернационализа­ции международной ликвидности и централизованно­го управлению ею.

Во-вторых, МВФ выступает в качестве проводника принятой Западом, по инициативе США, установки на демонетизацию золота, ослабление его роли в миро­вой валютной системе.

Первым шагом на пути устранения золота из по­слевоенного международного валютного механизма стало прекращение Соединенными Штатами в августе 1971 г. продаж золота за доллары, принадлежащие официальным органам других стран. В соответствии с вступившим в силу в 1978 г. новым Уставом МВФ страны-члены не могут использовать золото в качестве средства выражения стоимости их валют (Статья IV, раздел 2,в), равно как и их валютных паритетов, если они будут восстановлены Фондом (приложение С, па­раграф 1); одновременно были упразднены золотое содержание единицы СДР и официальная цена золота в долларах. В соответствии со Статьей V, раздел 2,а, МВФ должен руководствоваться в своих действиях «целью не допускать регулирования цены или установ­ления фиксированной цены на рынке золота», что рав­нозначно трактовке золота как обычного рыночного товара.

По действующему Уставу взнос стран-членов по подписке в золоте в размере 25°/о квоты заменен взно­сом в СДР и конвертируемых валютах. 1/6 часть золо­того запаса МВФ (около 25 млн. тройских унций, или 777,5 т) в 1977—1980 гг. была возвращена странам-членам в обмен на их национальные валюты по цене 35 СДР за 1 тройскую унцию пропорционально их кво­там. Другая (1/6) часть была продана в 1976—1980 гг. на открытых аукционах по рыночным ценам. Изменен­ный Устав МВФ предоставил Фонду право реализо­вать оставшиеся 2/3 золотого запаса по прежней офи­циальной цене либо на базе рыночных цен. Золото практически исключено из расчетов между МВФ и его членами. Однако, несмотря на внесение в Устав МВФ ряда положений, направленных на окончательное вы­теснение золота из мировой валютной системы, офи­циальные золотые запасы остаются резервным фон­дом мировых средств платежа. В периоды обесценения национальных валют и падения доверия к ним авто­ритет этих запасов, а также рыночная оценка золота соответственно возрастают[19].

В-третьих, МВФ осуществляет межгосударственное регулирование режима валютных курсов. В соответст­вии с Уставом, определившим принципы Бреттонвудской валютной системы, МВФ контролировал соблюде­ние странами-членами принятых ими и утвержденных Фондом официальных золотых и валютных паритетов, а также санкционировал их изменения. Легализация в обновленном Уставе (с 1978 г.) режима плавающих валютных курсов не означает, что МВФ вообще устра­нился от воздействия на валютную политику стран-членов. В Статье IV измененного Устава МВФ зафик­сирована обязанность каждой страны «сотрудничать с Фондом и с другими странами-членами в целях обес­печения упорядоченных валютных механизмов и со­действия поддержанию стабильной системы валютных курсов». Страна-член должна, в частности, «избегать манипулирования валютными курсами или мировой валютной системой, направленного на то, чтобы пре­пятствовать эффективной перестройке платежного ба­ланса или получать несправедливые конкурентные пре­имущества перед другими странами-членами».

Вторая серия поправок к Уставу МВФ предоставила странам-членам возможность выбора: либо сохранять плавающий курс валюты, либо установить и поддержи­вать фиксированный курс валюты (центральный курс), который может быть выражен в единице СДР или иной международной счетной денежной единице, либо, нако­нец, «привязать» валюту (то есть установить твердое сто­имостное соотношение) к другой национальной валюте или нескольким валютам (валютной корзине) по со­бственному выбору. При этом возможность выражения стоимости валюты в золоте исключается.

Из сказанного следует, что обязательства стран-членов по регулированию валютных курсов в ныне действующем Уставе МВФ (по сравнению с предыду­щим) носят расплывчатый характер. Это дает странам возможность различных толкований тех или иных поло­жений, предоставляя им относительную свободу для принятия собственных решений в данной области. Со­гласно Уставу МВФ может установить, что «междуна­родная экономическая ситуация позволяет ввести широ­кую систему валютного регулирования, базирующегося на стабильных, но изменяемых паритетах». При такой системе допускаются отклонения рыночных валютных курсов от паритетов в пределах ± 4,5%. Переход к данной системе возможен при одобрении ее странами-членами, располагающими большинством в 85% голо­сов, то есть практически при согласии США и стран ЕС.

В-четвертых, важным направлением регулирующей деятельности МВФ является устранение валютных ограничений. Статьи Соглашения МВФ регламенти­руют функционирование механизма валютных рынков, режим валютных операций. Статья VIII содержит обя­зательство стран-членов не вводить без согласия Фонда ограничений в отношении платежей и переводов по текущим операциям платежного баланса, не использо­вать дискриминационных валютных режимов и не при­бегать к множественности валютных курсов. Валютные ограничения допускаются только в двух случаях: 1) на основании Статьи XIV Устава их могут сохранять или устанавливать новые члены МВФ в течение переход­ного периода, продолжительность которого не опреде­лена; 2) официальное заявление Фонда о дефицитности определенной валюты дает право любой стране-члену после консультации с Фондом вводить временные огра­ничения операций в этой валюте.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.