Рефераты. Роль Международного валютного фонда в мировой валютной системе

- смягчение тяжелых для наемных рабочих последствий массовых увольнений из-за реструктуризации крупных корпораций. НИС, несмотря на жесткие бюджетные установки МВФ, увеличили государственные расходы на программы переподготовки уволенных рабочих и притормозили увольнения даже ценой замедления и снижения эффективности корпоративных преобразований;

- усиление прямого вмешательства государства в экономику, опять же не­смотря на противодействие МВФ. В Малайзии с сентября 1998 г. был отменен пла­вающий и введен фиксированный курс национальной валюты (на 10% выше рыноч­ного курса), установлен жесткий контроль за национальным и иностранным капита­лом. Таиланд неохотно открывает внутренний фондовый рынок иностранцам. В Юж­ной Корее президент использует политическое давление на крупнейшие монополии, добиваясь от них взаимного обмена определенными видами производств с тем, что­бы, скорректировав специализацию монополий, повысить их эффективность. Индо­незии еще предстоит восстановить разрушенную кризисом систему государственно­го регулирования рынка:

- ускорение научно-технического прогресса и повышение наукоемкости нацио­нального производства. Лидером здесь выступает Южная Корея, активно исполь­зующая тайваньский опыт создания небольших, но не бюрократизированных вен­чурных фондов для освоения новых технологий.

Неотъемлемой составной частью мер по преодолению кризиса в азиатских странах стало пропагандистское обеспечение реформ. При этом особо важными считаются:

- пропаганда идеи сплоченности нации перед лицом общей опасности. В Таи­ланде и Южной Корее с успехом прошли кампании по сбору золота в государствен­ные фонды, что позволило этим странам пополнить золото-валютные резервы. В Малайзии возымели действие призывы экономить продукты питания;

- возложение вины за кризис на предыдущие администрации. В Южной Корее был взят под стражу бывший министр финансов. В Индонезии финансовые провалы списаны на происки семьи Сухарто.[33]

В странах АСЕАН, в первую очередь в Индонезии, негативной стороной про­пагандистской кампании, явно или неявно подогреваемой властями, стали притес­нения и погромы китайской общины, обнаружившей больший иммунитет к финансо­вым встряскам и тем самым вызвавшей ненависть местного населения. Руководству стран не удалось погасить и раздражение населения тем, что главную роль в осуще­ствлении экономических реформ играют международный капитал, США и МВФ, а не национальные правительства.[34]

Политическая составляющая комплекса мер по преодолению азиатского фи­нансового кризиса связана с кризисом власти, сопровождавшим финансовые потря­сения. В Индонезии в мае 1998 г. под давлением народа ушел в отставку президент Сухарто. В Южной Корее недовольство избирателей провальной политикой бывшего президента Ким Ен Сама стало одним из факторов победы на президентских выбо­рах в декабре 1997 г. оппозиционера Ким Дэ Чжуна. В Таиланде в ноябре 1997 г. кризис привел к отставке кабинета министров. Премьер-министр Малайзии Махатир Мохамад устоял, однако в сентябре 1998 г. ушел в отставку бывший вице-премьер и правая рука Махатира Анвар Ибрагим.

Новое руководство НИС столкнулось с застарелыми политическими пробле­мами, обострившимися во время финансового кризиса, и вынуждено было провоз­гласить политические реформы. В Индонезии новый президент заявил о готовности дать больше прав регионам, начиная с предоставления "особого статуса с широкой автономией" Восточному Тимору. На расширение полномочий местных органов вла­сти и ослабление зависимости политиков от крупного капитала направлена полити­ческая реформа в Южной Корее, начатая в середине 1998 г. В Таиланде власти ре­шают вопрос, как - в интересах банковской реформы - ограничить власть королев­ской семьи и военных, контролирующих два крупнейших, но нерентабельных банка страны.

Внешнеполитическое обеспечение реформ включало:

- укрепление отношений с США, имеющими наиболее весомые позиции в МВФ, и с Японией, главным донором НИС:

- присоединение к международному давлению на Китай, чтобы предотвратить девальвацию юаня, чреватую новой волной кризиса, а также на Токио - с требовани­ем оживить японскую экономику и открыть ее для азиатских товаров;

- использование китайско-тайваньского соперничества, позволившее НИС по­лучить около 4 млрд.долл. помощи от Тайбея и около 2 млрд.долл. - от Пекина.

Попытки АСЕАН скоординировать антикризисные действия и усилить интегра­цию внутри Ассоциации не удалось из-за того, что не все страны-участницы оказа­лись в одинаково тяжелом положении и не все одинаково понимали характер кризи­са и пути выхода из него. Наибольшие экономические и социальные трудности ис­пытала Индонезия, тогда как Сингапур сумел вообще избежать кризиса. Таиланд ищет выход из ситуации в либерализации рынка при опоре на МВФ, в то время как Малайзия остается привержена жесткому государственному вмешательству в экономику и отвергает помощь МВФ. Из-за наплыва беженцев из Индонезии обостри­лись малазийско-индонезийские отношения. Таможенные разногласия ухудшили от­ношения между Малайзией и Сингапуром. Сингапур негативно отреагировал на от­ставку Сухарто, что не могло не омрачить отношения с Джакартой.[35]

Результаты осуществления мер, призванных вывести азиатские экономики из кризиса, неоднозначны. С одной стороны, советы МВФ повысить ставки рефинанси­рования и ужесточить фискальную политику позволили остановить валютный и фон­довый кризис. К середине 1998 г. азиатские валюты и фондовые рынки стабилизи­ровались, хотя и на более низком (на 40-50%, в Индонезии - на 80%) уровне по сравнению с серединой 1997 г. В то же время экономические последствия политики финансовой стабилизации оказались более тяжелыми, чем ожидалось. Первона­чальные предположения, что страны выберутся из кризиса уже к концу 1998 - началу 1999 г., оказались слишком оптимистичными. По последним оценкам, ВВП азиатских НИС в 1998 г. уменьшился на 5-8%, Индонезии - на 15%. Дальнейшая стратегия восстановления экономики НИС предполагает: - завершение структурных реформ финансового, фискального и администра­тивного характера;[36]

- начало восстановления экономик посредством наращивания экспорта и при­влечения иностранных инвестиций;

- переход к фазе роста путем увеличения внутреннего потребления и частных инвестиций. На преодоление социально-экономических последствий финансового кризиса уйдет, таким образом, не менее 4-5 лет.

Азиатский финансовый кризис снизил на 2-3 процентных пункта темпы эконо­мического роста Китая, Тайваня и Сингапура, чьи большие валютные резервы, по­ложительное сальдо текущего платежного баланса и умеренность в зарубежных ча­стных заимствованиях позволили избежать финансового шока. В то же время уязви­мым местом китайской экономики стал Гонконг. Экономика Гонконга, построенная на фондовых спекуляциях и реэкспорте, продолжает функционировать под решающим воздействием стагнирующих азиатских рынков. В годы экономического подъема Гон­конг мог бы способствовать привлечению иностранных капиталов в Китай. Однако в условиях финансового кризиса в Азии и оттока международных капиталов с рынков развивающихся стран Гонконг, чей ВВП в 1998 г. сократился на 2-3%, превращается в угрозу экономической стабильности Китая.

Осенью 1998 г. Пекин оказался перед выбором: либо продолжать массиро­ванные государственные интервенции на гонконгский фондовый и валютный рынки, чтобы уберечь их от спекулятивных атак и предотвратить возможный обвал, либо смириться с девальвацией гонконгского доллара и нестабильностью на гонконгской бирже. Первый вариант был бы оправдан в случае весьма быстрого оживления ази­атской экономики - тогда у Китая и Гонконга хватило бы валютных резервов для ры­ночных интервенций. Однако длительная стагнация в Азии может исчерпать резер­вы Китая и Гонконга и поставить под удар финансовую стабильность Китая в сред­несрочной перспективе. Немедленный же отказ от интервенций в Гонконге чреват оттоком капитала не только из Гонконга, но и из самого Китая, с последующей прак­тически неминуемой девальвацией юаня. Китаю потребуется ужесточить контроль за вывозом иностранного капитала и валютными операциями, приостановить реформы банковского сектора и государственной промышленности, чтобы смягчить удар че­рез гонконгское "окно".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.